Глава 2. Современные технологии подготовки и выпуска изданий
Общие положения
Редакторская подготовка изданий – сложный многоаспектный процесс. Редактор изучает рынок, выявляет запросы и потребности читателей, определяет проблемно-тематический и видео типологический состав репертуара изданий, осуществляет поиск авторов для подготовки новых произведений, выявляет издания, которые могут стать основой переизданий. Кроме того, редактор составляет концепцию, разрабатывает модель будущего издания. Организует формирование аппарата издания, обеспечивает подготовку отдельных его элементов, совместно с художественным редактором определяет общие подходы к оформлению и иллюстрированию книги. Редактор осуществляет редакторскую обработку представленной автором рукописи, обеспечивает прохождение рукописи в издательстве. Редактор разрабатывает программу рекламной кампании издания, отслеживает ситуацию, складывающуюся в процессе его распространения. Комплекс задач и функции редактора требуют выполнения разнообразных видов работ – организационно-управленческой до литературно творческой. Поэтому профессиональная подготовка редактора предполагает изучение многих предметов, ядром которых являются предметы собственно редакторской ориентации. В этих предметах рассматриваются соответствующие аспекты редакторской деятельности.[26] Главнейшими среди них можно считать вопросы формирования редактирования в самостоятельную область профессиональной деятельности (рассматриваются в предмете «Редактирование. Общий курс». Формы и методы работы редактора на различных этапах подготовки издания «Технология редакционно-издательского процесса», вопросы выпуска в свет произведений литературы. Этим вопросам и посвящено содержание данного учебника.
Книга, издание – комплексное явление. В ее подготовке принимает участие целый творческий коллектив – автор, художник, издатель, полиграфист и др. Редактор объединяет усилия всех участников подготовки издания, направляя их работу на реализацию концепции издания. В редакторской подготовке изданий осуществляется интерпретация сочинения автора средствами издательского дела. Создание аппарата, иллюстративного ряда, оформление издания связаны с представлением читателю того или иного произведения литературы в издании. Адекватная интерпретация информации, заключенной в авторском труде, возможна при условии понимания редактором природы и сущности издания, специфики литературного творчества, особенностей читательского восприятия. Все эти основания, определяющие работу над изданием, рассмотрены в учебнике с точки зрения редактирования.[27] Известно, что степень вмешательства редактора в подготовку произведения определяется особенностями авторского труда. Так, научная и художественная деятельность направлены на изучение окружающей действительности. Научная литература органически завершает процесс выявления и анализа законов и закономерностей природы и общества. Художественная литература реализует результат художественного, эстетического познания человека. Поэтому редактор направляет свои усилия преимущественно не на работу с произведением, а на подготовку изданий, которые можно рассматривать как собственно «авторские». Другие виды изданий, например, справочные, рекламные, научно-информационные, можно назвать «редакторскими», так как организацию произведения, поиск автора, концепцию изложения содержания чаще всего создает редактор. Особенность детской литературы определяется, прежде всего, ее воспитательным, педагогическим значением, ее особым воздействием на читателей – детей. Здесь и автор и редактор направляют свои усилия на обеспечение педагогических оснований книги. Все эти особенности подробно обсуждаются в учебнике в соотнесении с функциями и задачами редактора. После овладения данной дисциплиной дальнейшее развитие профессиональных знаний обеспечивается системой курсов по выбору студента, каждый из которых углубляет и расширяет знания и навыки редактора, отраженные в дисциплине «Редакторская подготовка изданий».
Виды авторских оригиналов
Издательские текстовые оригиналы делятся на следующие виды: 1. Машинописные; 2. Печатные для переиздания без повторения набора; 3. Печатные для переиздания с изменениями; 4. Электронные (кодированный набор и распечатка); 5. Репродуцируемые оригинал-макеты; 6. Рукописные (факсимильные, на языках с особой графикой письма, словарные, карточки для ката логов и картотек, указатели на карточках, сложные табличные).[28] Состав авторского текстового оригинала: Авторский текстовой оригинал включает следующие элементы: титульный лист издания по ГОСТ 7.4;[29] 1. Основной текст издания с заголовками, таблицами, формулами, иллюстрациями и т.п., включая авторское предисловие, введение, а также аннотацию и для научных изданий (по естественной и технической тематикам) реферат по ГОСТ 7.9;[30] 2. Тексты справочного характера и дополнительные тексты (указатели, комментарии, примечания, приложения); 3. Библиографические списки и ссылки по ГОСТ 7.1;[31] 4. Подрисуночные подписи; 5. Оглавление (содержание). Примечание. Наличие или отсутствие перечисленных в п. 2.1 и других видов текстовых элементов определяется содержанием авторского текстового оригинала.[32] Оформление титульного листа и нумерация страниц Авторский текстовой оригинал должен быть подписан автором (авторами или другими ответственными за издание лицами) на титульном листе с указанием даты и пронумерован простым карандашом в правом верхнем углу страницы без пропусков и литерных добавлений. В сплошную нумерацию должны быть включены все элементы авторского оригинала. На титульном листе должны быть указаны общее число страниц, объем вставок и выкидок, а также количество иллюстраций.
Авторский текстовой машинописный оригинал Основные требования. Авторский текстовой машинописный оригинал должен быть отпечатан на пишущей машинке с размером шрифта по высоте не менее 2 мм для строчных литер. В издательство представляется два экземпляра (первый и второй) оригинала, отпечатанного на одной стороне писчей бумаги белого цвета одного формата А4 (210х297 мм) или близкого к нему формата. Для разворотных таблиц допускается формат A3 (от 297х420 мм до 288х407 мм). Для перепечатки необходимо использовать ленты черного цвета. Все тексты авторского оригинала, необходимо печатать через два интервала – 4 мм, головки в таблицах допускается печатать через один интервал. Оттиски машинописного шрифта на бумаге должны быть четкими, печать деформированным или загрязненным шрифтом не допускается. Все тексты авторского машинописного оригинала должны быть отпечатаны строчными буквами. Прописными должны печататься заглавные буквы и аббревиатуры в соответствии с правилами грамматики. Размерные показатели для авторских текстовых машинописных оригиналов, отпечатанных на пишущих машинах, должны быть следующими: В одной строке должно быть 60 ± 2 знака, при этом каждый пробел между словами считается за один знак; Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен трем ударам на пишущей машине, допускается отступ в пять ударов по всему оригиналу; На одной странице сплошного текста должно быть 29 ± 1 строки (для словарей – 20 строк). Меньшее число строк допускается на начальных, концевых страницах, перед заголовком и тому подобное; Напечатанный текст должен иметь поля следующих размеров: верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, при стандартном формате листа бумаги А4 (210х297 мм), установленных длине строки (60 ± 2 знака) и числе строк на странице (29 ± 1 строки через два интервала) размеры левого и нижнего полей будут производными от указанных выше параметров, но не менее 20 мм; заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами. Знаки, буквы, символы, обозначения, отсутствующие на пишущих машинах, а также математические, физические, астрономические, химические и др. формулы должны вписываться от руки чернилами (пастой) черного цвета в оставленное в машинописном тексте место. Вписываемые знаки, буквы и т.п. должны иметь размер не меньше машинописного шрифта; надстрочные и подстрочные индексы, показатели степени и т.п. могут быть меньших размеров, однако не менее 2 мм по высоте.
В формулах относительные размеры и взаимное расположение символов, знаков, индексов и т.п. должны точно соответствовать их значению, а также общему содержанию формулы. Требования, предъявляемые к написанию математических и химических формул, приведены в обязательном приложении Сноски к формулам, буквенным символам и цифрам должны быть обозначены звездочками.[33] Разметку элементов текста авторского машинописного оригинала автор должен сделать в оригинале простым карандашом: 1. Подчеркнуть буквы, знаки, слова и предложения, которые должны быть выделены, и дать на полях указания о характере выделения (в том числе цветом); 2. Разъяснить на полях оригинала буквы, отличающиеся по алфавиту от основного текста, а также одинаковые по начертанию букв; 3. Вы разных алфавитов; 4. Обозначить соподчиненность заголовков и подзаголовков, пронумеровать их так, чтобы заголовки одного уровня рубрикации имели одинаковые номера; 5. Вынести на левое поле номера иллюстраций и таблиц напротив тех мест, в которых желательно поместить эти элементы; 6. Вписать номера страниц в оглавление, а также разметить внутритекстовые ссылки на соответствующие страницы оригинала; 7. Разметить подрисуночные подписи; 8. Разметить формулы чернилами (пастой) синего или фиолетового цвета. Таблицы должны быть помещены в тексте после абзацев, с держащих ссылку на них. Допускается печатать таблицы на следующей после ссылки странице. Соподчиненность строк боковика таблицы должна быть выражена или системой втяжек, или нумерацией строк простым карандашом. Строки боковика таблицы должны быть выровнены с соответствующими строками в графах. Горизонтальные и вертикальные линейки в таблице, подлежащие набору, должны быть напечатаны на пишущей машине или прочерчены карандашом (пастой). В цифровых таблицах числа, имеющие больше четырех знаков, должны отделяться интервалами в один знак пишущей машины на классы по три цифры в каждом, за исключением чисел, обозначающих номера и календарные годы; классы цифр в графах должны быть выровнены по вертикали; четырехзначные цифры разбивают на классы только в том случае, если они находятся в цифровой графе, содержащей цифры с пятью или более знаками. Примечания и сноски к таблицам должны быть отпечатаны непосредственно под соответствующей таблицей. Сноски к цифрам в таблице обозначаются только звездочками.
Иллюстрации не допускается вклеивать в авторский текстовой оригинал, нельзя оставлять для них пробелы, а также впечатывать в оригинал подрисуночные подписи. Поправкой в авторском текстовом машинописном оригинале называется исправление отдельных знаков, букв, слов текста, не изменяющее число строк на странице. Поправки допускается впечатывать на пишущей машине или четко вписывать от руки черными чернилами (пастой) над исправляемыми буквами, знаками, словами. Допускается также вклеивать на неправильные буквы, знаки и слова поправки, отпечатанные на пишущей машине. При этом исправляемые буквы, знаки, слова должны быть зачеркнуты, а поправки не должны отклеиваться. Число таких поправок должно быть не более пяти на одной странице. Допускается так же впечатывать поправки непосредственно на место неправильных букв, знаков, слов, для чего последние должны быть аккуратно счищены, заклеены или закрашены белым кроющим лаком, белилами и т.п. Число таких поправок не регламентируется.[34] Наклейкой в авторском текстовом машинописном оригинале называется замена текста, не изменяющая количество строк на странице. Наклейки вклеиваются на неправильные строки, отпечатанные на пишущей машине с тем же шрифтом, на бумаге того же цвета, что и оригинал, от одной до нескольких строк или абзацев. Число таких наклеек должно быть не более трех на 10 страниц оригинала. Вставкой в авторском текстовом машинописном оригинале называется исправление машинописного текста, увеличивающее число строк на странице. Вставка к одной странице оригинала не должна превышать 15 строк. На десять страниц оригинала допускается не более двух вставок. Страницы со вставками должны быть сфальцованы на формат А4. Вставки вклеивают в текст с разрезом страницы или подклеивают внизу. Наклейка вставок на боковые поля не допускается. Выкидкой в авторском текстовом машинописном оригинале называется изъятие текста, уменьшающее количество строк на странице. Исключаемые строки должны быть аккуратно заклеены. Объем вставок и выкидок, пересчитанный на полные страницы оригинала, должен быть указан на титульном листе. Не считаются поправками и вставками: знаки, буквы, символы, индексы, обозначения, отсутствующие на пишущих машинах; вписанные от руки формулы; авторские указания Авторский текстовой печатный оригинал для переиздания без изменений (повторный) При переиздании с готовых матриц или фотоформ автор должен представить в издательство два экземпляра предыдущего издания, один из которых должен быть подписан на титульном листе в соответствии с п. 2.2[35] настоящего стандарта. В этот же экземпляр должны быть аккуратно внесены изменения в соответствии со списком опечаток, которые возможно исправить в матрицах или на фотоформах. При переиздании без изменений способом репродуцирования автор должен представить три экземпляра предыдущего издания, один из которых он подписывает на титульном листе. Оттиски текста должны иметь четкое очко, без заусениц, чистые пробелы и поля, а также равномерную насыщенность краски по всему изданию. Для устранения отдельных ошибок в тексте автор должен приложить перечень необходимых исправлений. Авторский текстовой печатный оригинал для переиздания с изменениями Автор должен представить в издательство один чистый (без правки) экземпляр предыдущего издания и один расклеенный экземпляр с внесенной в него правкой. Текст издания должен быть отпечатан четко, шрифтом не менее кг 10 (таблицы – не менее кг 8, головки таблиц – не менее кг 6). Допускается по соглашению с издательством представлять тексты предыдущего издания, отпечатанные шрифтом меньше кг 10 (произведения классиков, официальные, справочные издания).[36] Тексты предыдущего издания должны быть расклеены в одну колонку на одной стороне листов бумаги формата А4, А3. Поправки в оригинал должны быть внесены корректурными знаками. Вставки наклейки и выкидки в оригинале должны быть сделаны в соответствии с п. 2.3.8-2.3.10[37] данного стандарта. Распечатки цифрового и текстового материала, выполненные на АЦПУ Допускается представлять в качестве авторского текстового оригинала распечатки цифрового и текстового материала, выполненные на алфавитно-цифровых распечатывающих устройствах (АЦПУ). Они должны быть напечатаны с одноразовым использованием черной ленты на писчей бумаге. Формирование знака при использовании АЦПУ с матричной печатью должно осуществляться без потери печатных точек (с использование двойной печати). Отпечатки цифр и знаков должны иметь равномерную насыщенность, визуально резкие края и выполняться на бумаге, оптическая плотность которой не более 0,15. Оптическая плотность цифр и знаков должна быть не менее 1,5. АЦПУ – Компьютерный принтер устройство печати цифровой информации на твёрдый носитель, обычно на бумагу. Относится к терминальным устройствам компьютера. Авторский текстовой рукописный оригинал К авторским текстовым рукописным оригиналам относятся следующие: 1. Рукописные факсимильные (в качестве иллюстраций); 2. Рукописные на языках, пользующиеся алфавитами особых графических форм (например, арабских, китайских и др.); 3. Рукописные словарные на карточках; 4. Карточки для каталогов и библиотек; 5. Указатели на карточках; 6. Оперативные материалы для газет и журналов; 7. Сложные табличные материалы. Рукописный текстовой оригинал представляется автором издательству в одном экземпляре, написанном четким почерком чернилами черного, фиолетового или синего цвета на одной стороне листа белой (неокрашенной в массе) бумаги. Рукописные словарные оригиналы и указатели могут быть представлены на карточках из плотной бумаги. Оригиналы рукописных карточек для каталогов и библиотек должны быть представлены на плотной бумаге размером 125х75 мм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|