Коммерческая деятельность на рынке интеллектуальной собственности
Студент Марина Станиславовна Жилко Руководитель Ю.Ф. Задорожная
Томск-2008 Введение
В условиях стремительного развития научно-технического прогресса в современном мире интеллектуальная деятельность человека в различных сферах духовного и материального приобретает все большее значение. Интеллектуальная собственность стала одной из самых популярных тем, обсуждаемых в деловом мире, оставаясь одной из наименее понятных. Говоря простым языком, интеллектуальная собственность представляет собой продукт человеческого разума, результат творчества, который охраняется законом.. Это нематериальная субстанция. Ее нельзя осознать, она не имеет длины, ширины или высоты, она лишена цвета вкуса и запаха. Точно также как и материальный ресурс, интеллектуальную собственность можно купить, продать, арендовать. Также как и материальный ресурс, ее могут утерять, или уничтожить при неосторожном или невнимательном уходе. Ее можно застраховать или использовать в качестве залога. Она может появиться на свет в результате моментальной вспышки вдохновения или многих лет усердного и кропотливого труда. При всех своих характеристиках интеллектуальная собственность имеет экономическую стоимость (во многих случаях очень высокую), которую зачастую не упоминают в отчетности, недоучитывают и недооценивают. С точки зрения бизнеса она открывает новую рыночную возможность или представляет угрозу — в зависимости от того, кто ею распоряжается. Принято считать, что «знание — сила». Следует добавить, что знание — это еще и богатство. Действительно, в сегодняшней экономике, основанной на знаниях, интеллектуальная собственность становится зачастую самым важным активом предприятия. Нематериальные активы сейчас представляют почти 75% полной рыночной стоимости компаний индекса Standart and Poor's — это вдвое больше, чем десять лет назад.
Компании, которые не обозначили интеллектуальную собственность в качестве одного из своих приоритетов, в лучшем случае рискуют утратить свои конкурентоспособные преимущества, в худшем же - им угрожает несостоятельность. В связи с этим целью настоящей курсовой работы стало определение роли и значения интеллектуальной собственности как нематериального актива компании, ее вклада в формирование конкурентных преимуществ фирмы. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи: Дать определение интеллектуальной собственности Описать основные классификации интеллектуальной собственности Рассмотреть интеллектуальную собственность как объект охраны по российскому и международному законодательству. Рассмотреть услуги по страхованию интеллектуальной собственности Дать определение рынка интеллектуальной собственности и его основных характеристик Описать и сравнить различные подходы к оценке интеллектуальной собственности Рассмотреть некоторые виды интеллектуально-коммерческой собственности Ознакомится с основными формами коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности и обмена технологиями На примере брендинга, как одного из видов, рассмотреть вклад интеллектуальной собственности в формирование конкурентных преимуществ фирмы Кроме того в данной курсовой работе была рассмотрена такая актуальная проблема, как «злоупотребление интеллектуальными правами». Интеллектуальная собственность – особый вид собственности, поэтому для ее изучения использовались такие методы, как исследование, сравнение, анализ, дедукция и индукция. Во время исследования данной темы была использована лишь вторичная информация в виде периодической литературы, учебных пособий, монографий, интернет ресурсов, а также Гражданского Кодекса РФ. Первичная же информация не была использована в силу ограниченности времени и средств.
1. Понятие, виды и защита прав интеллектуальной собственности
1.1 Понятие интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность (англ.Іntellectual property) - в широком понимании означает закрепленные законом исключительные права на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.[1] Термин «интеллектуальная собственность» эпизодически употреблялся теоретиками - юристами и экономистами в XVIII и XIX веках, однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине XX века, в связи с учреждением в 1967 году в Женеве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), к которой наша страна присоединилась в результате ее ратификации Указом Президиума Верховного Совета СССР от19.09.68.Согласно учредительным документам ВОИС, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. "(Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, заключенная в Стокгольме 14 июля 1967 г.; статья 2,). Позднее в сферу деятельности ВОИС были включены исключительные права, относящиеся к географическим указаниям, новым сортам растений и породам животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам.
К «интеллектуальной собственности» часто причисляют законы о недобросовестной конкуренции и о коммерческой тайне, хотя они и не представляют по своей конструкции исключительных прав. В юриспруденции, словосочетание «интеллектуальная собственность» является единым термином, входящие в него слова не подлежат толкованию по отдельности. В частности, «интеллектуальная собственность» является самостоятельным правовым режимом (точнее даже - группой режимов), а не представляет собой, вопреки распространенному заблуждению, частный случай права собственности.
1.2 Виды интеллектуальной собственности
Существуют различные классификации интеллектуальной собственности, которые в большинстве своем носят юридический, а не экономический характер. Выделяют следующие основные виды объектов интеллектуальной собственности в зависимости от того, каким правом эта собственность охраняется: авторским или патентным. Соответственно различают промышленную собственность, произведения авторского и смежного права.[2] Авторское право - в объективном смысле – под-отрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Необходимо отметить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты [3]
Субъектами авторского права, то есть лицами, обладающими исключительным правом на произведение, считаются, прежде всего, авторы произведений. Однако в ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер: правообладателями часто являются различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения; если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает у нанимателя; в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительного права становится заказчик. Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определенным сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объему. Еще одним, специфическим субъектом авторского права, являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение. Несмотря на то, что права называются «авторскими», как правило, большую часть выгоды от использования имущественных прав получают их владельцы (это, как правило, издательские дома, музыкальная индустрия и т. д.), а не авторы произведений. Связано это с тем, что последние обычно не обладают средствами для создания копий, их распространения, рекламы. Авторам же обычно выплачивается роялти (периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав за каждую публикацию, публичное воспроизведение или другое использование его произведения). Нарушение неимущественных авторских прав называется плагиатом. Нарушение имущественных авторских прав называется контрафакцией или, в просторечии, «пиратством». Формат оповещения об авторском праве, принятый в России, определяется статьёй 9.1 Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-I "Об авторском праве и смежных правах", и состоит из трех элементов. Знака охраны авторского права: © или (С) или (C) Copyright Имени правообладателя Года первой публикации произведения. Если произведение содержит части, впервые опубликованные в разное время, допускается перечисление лет через запятую. Например: © Корпорация XYZ, 2006 или © 2002-2008 Корпорация XYZ Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.
Патентное право - под-отрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений промышленного дизайна (творческой деятельности в промышленности), то есть результатов творческой деятельности людей.[4] Российское законодательство не содержит в явном виде определения патента, но на практике под патентом понимается документ, выдаваемый от имени государства лицу, подавшему заявку в установленном законом порядке, в подтверждение его прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец. «Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец». Под правом авторства понимается право признаваться автором изобретения. Под исключительным правом понимается то, что использование соответствующего объекта возможно либо самим правообладателем, либо с его прямого разрешения. Объектами патентного права являются: Изобретение. В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимож; Полезная модель. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Условиями патентоспособности полезной модели будут являться новизна и промышленная применимость. Законодатель не требует наличия изобретательского уровня для полезных моделей. Как видно из определения, в качестве полезной модели может признаваться техническое решение, относящееся только к устройству, в отличие от изобретений, которыми, помимо устройства, могут быть вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений или животных, процесс осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств; Промышленный образец. В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленный образец сильно отличается от изобретения или полезной модели, он даже похож на один из объектов авторского права, поскольку имеет в совокупности с художественным решением также конструкторское. Примером может служить стеклянная бутылка спрайта, имеющая оригинальный внешний вид изделия. В настоящее время патентование программного обеспечения на законодательном уровне получило распространение в США. Дискуссии о целесообразности такого подхода идут и в Европе. Патентование программных продуктов защищает его разработчиков, безусловно, сильнее, чем авторское право, но возможности для произвола таковы, что классический баланс интересов автора и общества тут значительно нарушается. Однако такая классификация не позволяет увидеть движение продукта как объекта собственности. В связи с этим обстоятельством все чаще предпринимаются попытки выделения новых критериев классификации интеллектуальной собственности.[5] С экономической точки зрения (относительно объектов и степени коммерциализации, глубине погружения в рынок) перспективным является рассмотрение следующих видов собственности в широком смысле: интеллектуально-духовной; интеллектуально-научной; интеллектуально-промышленной; интеллектуально-коммерческой; Различия между назваными видами можно определить только по объекту и его возможной коммерциализации. Объектами интеллектуально-духовной собственности являются литературные, художественные, музыкальные, аудиовизуальные, хореографические и другие произведения искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства произведения и способа его выражения. Интеллектуально-духовная собственность чаще всего закреплена в авторском праве, которое фиксирует реальные экономические отношения в процессе создания и движения продукта к потребителю. Характерными чертами данной юридической формы закрепления интеллектуально-духовной собственности являются: охрана оригинальности формы объекта, суть же идеи формально не защищена не требуется регистрация предусматривается любая объективная форма, позволяющая воспроизводство и тиражирование К интеллектуально-научной собственности относятся продукты научно-исследовательской деятельности, открытия, способствующие развитию науки. Интеллектуально-научная собственность имеет большое значение в становлении инновационного рынка. Огромный пласт научных исследований, в первую очередь фундаментальных, в России пока законодательно не защищен и как бы не является чьей-либо собственностью. Если защита и есть, то авторским правом, а не патентным. Открытие является конечным продуктом науки. Научное открытие заключается в установлении неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания, а не в обнаружении каких-либо фактов или материальных предметов. Для их признания необходимы следующие признаки: новизна, коренные изменения в уровне познания и достоверность. Открытия в области фундаментальной науки относятся к чисто общественным благам (public goods) со следующими свойствами: неконкурентоспособность; совместное пользование; неисчерпаемость потребления; Экономическая ценность открытия может быть велика, однако определить ее в первоначальный момент невозможно. Поэтому коммерческой ценности открытия не имеют. На практике вопрос о собственности на открытие обычно не ставится, они не превращаются в предмет купли-продажи, оставаясь всеобщим достоянием. Научное открытие охраняется авторским правом, но данная форма правового регулирования не соответствует специфике отношений, которые складываются по поводу интеллектуально-научной собственности. При охране художественного произведения его форма органично связана с содержанием, когда же идет речь о научно-интеллектуальной собственности, то автоматической защиты содержания данного объекта авторское право не обеспечивает. Приоритет научного открытия определяется первенством опубликования или озвучением (публичным выступлением). Но авторское право предполагает защиту формы, а не содержания. Эта норма противоречит по сути отношений, складывающихся по поводу использования фундаментальных научных знаний. Другими свойствами обладает интеллектуально-промышленная собственность, которую не следует отождествлять с собственностью на движимые и недвижимые объекты, служащие для промышленного производства. Она имеет совершенно иное содержание, связанное с научно-техническим творчеством. К итнтеллектуально-промышленной собственности относится более узкий круг продуктов науки, использование которых в различных отраслях производства может принести прибыль не в отдаленном будущем, а в приемлемый срок. Отношения собственности, возникающие по поводу изобретения, связаны с новизной содержания идеи, а не с формой воплощения, и регулируются нормами патентного права. Поэтому наиболее важным объектом интеллектуально-промышленной собственности считаются изобретения - технические решения, которые были неизвестными, прямо не вытекают из предшествующего уровня техники (прототипа). Патентное законодательство определяет следующие важные требования, предъявляемые к изобретению: новизну, изобретательский уровень, промышленная применимость. Если изобретение не соответствует одному из этих требований, то на него нельзя получить патент. Также к интеллектуально-промышленной собственности следует отнести коммерческую тайну, ноу-хау и полезную модель. Последняя является относительно новым объектом интеллектуально-промышленной собственности, представляя собой малое изобретение, отвечающее критерию новизны, промышленной применимости, но не изобретательскому уровню. К полезным моделям можно отнести конструктивное выполнение средств производства, предметов потребления и их составных частей. К интеллектуально-коммерческой собственности можно отнести товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, промышленные образцы, полезные модели и недобросовестную конкуренцию, т.е. все то, что способствует продвижению продукта до потребителя.
1.3 Защита интеллектуальной собственности
Международные организации по охране интеллектуальной собственности. Международное же сотрудничество в области интеллектуальной собственности осуществляется под эгидой Всемирной Организации Интеллектуальной собственности (ВОИС). Это международное учреждение входит в систему ООН. Учреждение ВОИС осуществлено Конвенцией, подписанной в 1967 году в Стокгольме. Международное сотрудничество в области охраны промышленной собственности расширяет научно-технические, экономические и культурные связи, развивает добропорядочные и взаимовыгодные рыночные отношения, инфраструктуру общества в целом. К основополагающим международным соглашениям в этой области относится Парижская конвенция по охране промышленной собственности, принятая окончательно в Женеве в 1984 году. В ней провозглашен принцип национального режима для иностранных физических и юридических лиц. Установлено, что поданная заявка на объект промышленной собственности в одной стране конвенции может быть в течение определенного срока без существенных изменений подана в любые другие страны конвенции с признанием в этих странах даты первой подачи заявки. Это важно преимущество называется конвенционным приоритетом. [6] В рамках Парижской конвенции 1970 года заключен Договор о патентной кооперации в области подачи и рассмотрения заявок на изобретения, предоставивший возможность заявителю подать только одну международную заявку и указать те страны. подписавшие договор, в которых требуется охрана заявленного изобретения. Авторские права на международном уровне защищены Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений, а смежные права - Конвенцией об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, принятой в 1967 году. Конвенция 1967 года позволяет странам осуществлять охрану прав исполнителей на национальном уровне любыми возможными правовыми способами. Доля присоединения к этой конвенции страна должна быть участницей Бернской конвенции или Всемирной конвенции об авторском праве. Система международной охраны авторских прав базируется на следующих основных принципах: принцип национального режима, в соответствии с которым любому произведению, созданному в стране-участнице Международной (Бернской) конвенции, в каждой из этих стран должен обеспечиваться тот же уровень охраны, который обеспечивается собственным произведениям; принцип автоматической защиты, согласно которому национальный режим охраны произведения не зависит от каких-либо формальностей, не требуется регистрация или депонирование; Наряду с рассмотренными международными соглашениями, следует также отметить такие, как Мадридское соглашение "О международной регистрации товарных знаков", Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах, Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации, Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов, договоры о международной классификации объектов промышленной собственности многие другие... Интеллектуальная собственность как объект охраны по российскому законодательству. В обобщенном виде содержание понятия «интеллектуальная собственность» раскрывает ст. 138 ГК РФ, указывающая, что «в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции выполненных работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)» Окончательно термин «интеллектуальная собственность» был узаконен новой Конституции РФ от 12 декабря 1993 года. Хотя ст. 44 Конституции РФ, повещенная свободе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, и не раскрывает содержания этого понятия, но подчеркивает, что «интеллектуальная собственность охраняется законом». Новый ГКРФ, который также оперирует этим понятием, раскрывает в общем виде его содержание в ст. 138. Анализ указанной статьи позволяет сделать вполне определенный вывод о том, что под «интеллектуальной собственностью» в российском законодательстве понимается не что иное, как совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также некоторые иные приравненные к ним объекты, в частности средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Перечня конкретных объектов правовой охраны, попадающих под понятие интеллектуальной собственности, Кодекс не содержит. Однако из статьи 13 ГК РФ однозначно следует, что соответствующая правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности и других приравненных к ним объектов обеспечивается лишь «в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами». Это означает, что для отнесения того или иного результата интеллектуальной деятельности или иного объекта к интеллектуальной собственности требуется прямое указание закона.[7] Подобный подход на сегодняшний день оправдан, поскольку, во-первых, пока еще отсутствуют реальные возможности для обеспечения правовой охраны любых интеллектуальных достижений, и, во-вторых, предоставление охраны некоторым результатам вряд ли целесообразно по чисто практическим соображениям. Отсутствие в ГК РФ исчерпывающего перечня видов охраняемых объектов интеллектуальной собственности предоставляет возможность путем принятия соответствующих законов или внесения в них изменений и дополнений относить к их числу те или иные результаты интеллектуальной деятельности, т.е. Более оперативно и не меняя самого ГК РФ решать все эти вопросы. Как показывает мировой опыт последних двух-трех десятилетий, число и виды охраняемых результатов интеллектуальной деятельности постоянно расширяется. Так только за последние десять лет круг охраняемых в РФ объектов интеллектуальной собственности пополнился полезными моделями, наименованиями мест происхождения товаров, топологиями интегральных микросхем, программами для ЭВМ, базами данных, служебной и коммерческой тайной, объектами смежных прав. Напротив, такие результаты интеллектуальной деятельности, как открытия и рационализаторские предложения, лишились практической охраны, хотя вопрос о них в законодательном плане до сих пор окончательно не решен. Так или иначе, конкретный состав объектов интеллектуальной собственности не находится в застывшем положении, а, напротив, постоянно уточняется и конкретизируется. В современный период дальнейшего реформирования гражданское право в РФ - одна из основных отраслей права. При переходе к рыночной экономике Россия постепенно ввела нормы гражданского права, принятые в развитых странах. Действующий Гражданский кодекс РФ принимался Государственной Думой по частям: в 1994 г. - часть первая, в 1995 г. - часть вторая и в 2001 г. - часть третья. С первого января 2008 г. вступила в действие четвертая часть Гражданского кодекса РФ - права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Введение в действие четвертой части ГК РФ предусматривает полное поглощение, а следовательно, упразднение всех ранее действующих специальных законов в области интеллектуальной собственности, в частности «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и «Патентного закона Российской Федерации»[8]. В Федеральном законе «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» признаются утратившими силу с 1 января 2008 г. 54 ранее действовавших закона, постановления и указа. Можно отметить некоторые аргументы законодателей за объединение специальных законов в одном флаконе. При разработке кодекса утверждалось, что имеют место «такие же подходы в законодательстве Италии, Нидерландов, ряда стран СНГ» и «по своей природе отношения прав интеллектуальной собственности - это отношения гражданско-правовые». [9]
1.4 Страхование интеллектуальной собственности
Проблемой минимизации рисков, связанных с оборотом интеллектуальной собственности, занимается страхование. Главное предназначение ее страхования - обеспечение безопасности и стабильности. Страхование интеллектуальной собственности - это технология воздействия, направленная на стабилизацию венчурной деятельности. Страхование интеллектуальной собственности - это мечта инвесторов о возврате вложений в случае возможного "провала" инноваций на рынке. Страхование интеллектуальной собственности - это дополнительный и, возможно, один из самых эффективных аргументов в успешных переговорах о привлечении прямых инвестиций. Страхование интеллектуальной собственности - это формирование новых страховых предпочтений. Возможность страхования интеллектуальной собственности сегодня закреплена в России на законодательном уровне. Несмотря на то, что речь идет о частном случае, предусмотренном ст. 395 ТКРФ, именно принятие указанной правовой нормы, позволило внести в перечень страховых услуг многих страховщиков услуги по страхованию интеллектуальной собственности. Удивительно, но, несмотря на вызывающие уважение темпы развития наукоемкой технологии, услуги по страхования в сфере интеллектуальной собственности предлагаются, как и в России, так и в зарубежных странах весьма скромно.[10] К сожалению, имеется немало людей, которые недооценивают перспективы страхования интеллектуальной собственности. Представители страхового бизнеса нередко на вопрос о недостаточном развитии направления интеллектуальной собственности приводят доводы о том, что на отечественном рынке в этой сфере пока еще не сформировались ни спрос, ни предложение. С таким мнением согласиться нельзя. Всегда вызывает удивление позиция предпринимателей, отказывающихся от возможностей развития новых направлений бизнеса. Впрочем, может быть, прибыли у российских страховых компаний так высоки, что расширение спектра оказываемых услуг им уже неинтересно, или, быть может, все дело в отмечаемой многими специалистами необходимости поэтапного реформирования страхового рынка России, в том числе повышения его капитализации. Однако сейчас стразовые компании в полной мере еще не вступили в конкурентную борьбу за привлечение потенциальных страхователей. Во многих случаях можно столкнуться с отсутствием специальных методических рекомендаций и регламентированных процедур, создание которых автоматически выведет компании, начинающие новое направление, в число лидеров рынка. К тому же страхование интеллектуальной собственности позволяет оказывать услуги сразу по трем основным видам страхования: страхования финансовых рисков, страхования ответственности и личного страхования. В числе основных страховых рисков следует выделить: страхование издержек, связанных с рассмотрением дел в Патентном ведомстве и в судебных органах; страхование ответственности за случайное и непреднамеренное использование объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих третьим лицам; страхование рисков, связанных с возможным контрафактным использованием интеллектуальной собственности; страхование рисков утраты прав на интеллектуальную собственность; страхование рисков, связанных с финансовыми потерями в случае отказа в выдаче патента или свидетельства. Подобная классификация, безусловно, может быть существенно расширена. В нее могут быть добавлены такие специфические аспекты, как: страхование рисков патентных поверенных и страхование рисков организаций, осуществляющих деятельность по коллективному управлению авторскими и смежными правами, или, например, риск признания товарного знака общественным или оспаривание самого юридического статуса произведения, которое может произойти едва ли не с каждым, даже вполне добросовестным правообладателем. Предположим, что осторожность, с которой страховщики отнеслись к вопросу интеллектуальной собственности, уже в ближайшем будущем трансформируется в комплекс активных мероприятий по освоению нового сегмента рынка страховых услуг. Принимая во внимание существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и организаций на страховые услуги. Скорее всего, результатом этих мероприятий станет создание нескольких конкурирующих страховых пулов, которыми и сформируют рынок страховщиков интеллектуальной собственности. Возникновение рынка комплексных услуг по страхованию интеллектуальной собственности может весьма позитивно сказаться на рынке юридических услуг в сфере охраны интеллектуальной собственности. С уверенностью можно предполагать, что строгие правила и методики для страховых компаний будут разрабатывать привлеченные специалисты по нематериальным активам, причем услуги по охране интеллектуальной собственности и ее страхованию, скорее всего будут продаваться одновременно, то есть юридические компании или патентные поверенные уже изначально будут исходить из разработанных требований страховых компаний. Наверняка. последуют и другие последствия. Например, услуги по страхованию интеллектуальной собственности могут вытеснить услуги по регистрации и депозитированию. Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить две весьма веских причины внедрения страхования интеллектуальной собственности: Формирование рынка таких услуг дает резкий всплеск регистрации патентов и товарных знаков. Организации смогут позволить себе выделять большие денежные средства на патентные исследования и работу патентных консультантов, соответственно, регистрируя больше патентов. Авторы также смогут позволить себе услуги профессиональных консультантов и будут прилагать все усилия для создания реальной конкуренции крупным организациям. В итоге это сделает более конкурентоспособным рынок профессиональных консультаций в сфере патентных услуг и привлечения инвестиций; Страхование интеллектуальной собственности привлечет новых крупных игроков в сферу профессиональных патентных консультаций
2. Рынок интеллектуальной собственности
2.1 Понятие, сегментация и функции
По существу, рынок интеллектуальной собственности - это рынок результатов интеллектуальной деятельности или чаще всего рынок технологического сырья, а по форме эти сделки на этом рынке оформляются как передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и как передача объектов правовой охраны в виде служебной и коммерческой тайны (ноу-хау). Однако нельзя забывать, что форма всегда имеет относительную самостоятельность по отношению к содержанию. Потому, когда права приобретаются, то анализируется потребительские качества непосредственно объектов правовой охраны: объем предлагаемых прав, их обремененность правами других лиц, сложность и ресурсоемкость обхода или независимого приобретения имеющихся прав, и пр... Этот анализ не только дополняет анализ свойств основного товара - результата интеллектуальной деятельности, но и существенно влияет на его стоимость. Безусловно, главное потребительское качество интеллектуальной собственности - способность приносить дополнительную прибыль благодаря новым знаниям о том, как более эффективно удовлетворить запросы потребителя. Только новые технологические, художественно-конструкторские решения, новое программное обеспечение позволяют выпустить успешный товар. Дело это очень рискованное. Статистика утверждает, что в среднем не более 10-15% результатов прикладных исследований воплощаются в товар, приносящий коммерческий успех.[11] Конкурентоспособность каждого объекта интеллектуальной собственности обычно определяется по следующим основным группам признаков продукции, выпускаемой на ее основе. Степень правовой защиты на конкретном рынке: наличие защиты основных или второстепенных узлов, наличие товарного знака; Технический уровень: выше или соответствует современному техническому уровню; Место на рынке: новый тип продукции, который будет удовлетворять потребность, не удовлетворяемую в настоящее время, либо продукция имеет некоторые новые характеристики, значимые для большого круга потребителей, либо продукция аналогична той, которая уже имеется на рынке; <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|