Межгосударственные миграции
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В 90-е и последующие годы продолжилось сокращение масштабов межгосударственной миграции в рамках постсоветского пространства, заметно уменьшались объемы как прибывающего в Россию населения, так и покидающие её. Тем не менее, все это время межгосударственный миграционный обмен населением со странами нового зарубежья обеспечивал России положительный прирост, который в различной мере компенсировал естественную убыль, сглаживал последствия депопуляции. Однако роль миграции в компенсации убыли населения постепенно снижалась, что видно на рис. 1.4.2.
До 1992г. и естественный и миграционный приросты были положительными для России и сальдо миграции даже в 1990г. давало лишь одну треть общего прироста населения. С 1992г., года начала затяжной депопуляции в стране, сальдо миграции только частично компенсирует естественную убыль населения. Наиболее значимую роль сыграла миграция в компенсации естественной убыли населения в 1994г. -93.1%, в 1998г. уже 40.9%, спустя два года, в 2000г.- 22.4% и еще через два года - в 2002г. -8.3%. Лишь в 2003г. значение миграционного прироста в демографической динамике увеличилось до 10,5%. Весь период, естественная убыль, начиная с 1992г., возрастала, несмотря на её некоторые колебания, тогда как миграционный прирост с 1994г. неуклонно сокращался. То и другое очень быстро привело, таким образом, к резкому уменьшению компенсирующей роли миграционного сальдо в демографической динамике: с 48.9% в среднем за 1994-1998гг. до 13.2% -в 1999-2003гг. Все последнее десятилетие, как и в прежние годы среди мигрантов, прибывающих в Россию из стран СНГ и Балтии, преобладали русские. Прямые и обратные потоки формировались также из населения, титульного для государств нового зарубежья, а также из других народов, населявших бывший Советский Союз. Благодаря миграции в 1989-2003гг. численность русских выросла на 3 млн. человек. В наибольшей мере пополнили население Российской Федерации выходцы из Казахстана, Средней Азии и Закавказья. В целом во все страны нового зарубежья на одну тысячу русских, прибывших в 1989-2003 гг. в Россию возвратилось обратно 235 человек. В наибольшей мере русские выбывали из России в Белоруссию (св. 950 человек на каждую тысячу прибывших) и Украину (730 человек) и в наименьшей в Таджикистан (примерно 110 человек) и Азербайджан (менее 120 человек). Благодаря возвращению 3-х млн. русских из государств нового зарубежья на свою историческую родину, их численность в России сократилась в межпереписной период не на 7 млн. человек, а лишь на 4 млн. (со 120 млн. до 116 млн. человек). Если добавить сюда также млн. бывших украинцев и белорусов со смешанной кровью, которые в результате смены национальности, стали русскими, то окажется, что Россия должна была недосчитаться не 4, а 8.5% млн. русских. Стало быть, миграция населения в Россию из стран нового зарубежья - это не только демографическая, но и этническая проблема. Хотя постоянный миграционный приток из государств нового зарубежья, нивелировал неблагоприятную динамику населения РФ в 1994-2003гг., но он не смог радикально оздоровить демографическую ситуацию в стране. Численность населения, вследствие превышения числа умерших над числом родившихся, в эти годы должна была сократиться на 8.6 млн. человек, но благодаря миграции фактически уменьшилась на 5.7 млн. То есть за 1994-2003 гг. население страны возросло за счет мигрантов, преимущественно из нового зарубежья, лишь на 2.9 млн. человек. В числе мигрантов, прибывших из нового зарубежья доля лиц моложе 16 лет превышает четверть всех прибывших. Более того, у мигрантов в этот период родилось уже в России несколько десятков тысяч детей.
Сокращение масштабов миграции свойственно не только России, но и, по сути, всем странам нового зарубежья. В 2003 г. по сравнению с 1991 г., т. е. за 12 лет, миграционный оборот в Белоруссии и Казахстане уменьшился в 1,7 раза, в России и на Украине - в 2,3 раза, в Кыргызстане - в 2,8 раза, Армении - в 4,6 раза и Азербайджане - в 7 раз. По отношению к 1991 г. миграционный оборот сократился в 1995 г. в Таджикистане в 1,6 раза, в 1996 г. в Молдавии - в 2,7 раза, в 1998 г. в Узбекистане - в 2,3 раза, в Грузии - в 8,6 раза и в 1999 г. в Туркмении - в 2,3 раза.
Другая особенность трансформации внутренней миграции во внешнюю состоит в изменении «географической» структуры миграционных потоков: в увеличении доли внутригосударственных переселений и снижении удельного веса межгосударственных миграций (табл. 1).
Таблица 1. Доля внутренней миграции во всем миграционном обороте, в %
По результативности миграционных связей как русских, так и титульных народов все государства можно разделить на три группы. К первой относятся государства, с которыми у России продолжался нормальный миграционный обмен, близкий к тому, что был и в советское время. Это - Украина и Белоруссия, причем последняя в итоге за истекшие годы больше получила мигрантов из России, чем отдала ей. И это при том, что ВВП на душу населения в Белоруссии ниже, чем в России, примерно на 40%, хотя и выше, чем на Украине в 1,7 раза. КРМС по титульным народам этих трех стран находились на уровне, близком к балансу: от 729 русских, выбывших в расчете на каждую 1 тыс. прибывших из Украины, до 1153 белорусов, выбывших из России взамен 1 тыс. прибывших из Белоруссии. Вторая группа государств (Казахстан, Кыргызстан, Туркмения и все страны Балтии) характеризуется тем, что КРМС по титульным народам, выбывавшим из России, был больше 1000, тогда как по русским не превышал 300. В третью группу государств выбывало из России и русских и титульных народов меньше 1000, причем армян в Армению возвращалось на 1 тыс. прибывших в Россию 313, таджиков в Таджикистан - даже 219.
Таблица 2. На 1 тыс. прибывших в Россию выбыло обратно в 1989-2003 гг.[6]
Этот показатель называется коэффициент результативности миграционных связей КРМС. Если он больше 1000, то это свидетельствует о потерях населения, если меньше, то это свидетельствует о том, что часть прибывающих остается в месте вселения. КРМС, равный 200 или 300, показывает высокую результативность миграционного обмена для данной страны, в нашем случае - для России. Таким образом, в 90-е годы параллельность миграционных потоков нарушалась в основном тем, что масштабному прибытию титульных для страны вселения мигрантов противостояло выбытие нетитульных для нее народов. Особенно это было характерно для стран с большим числом жителей, за границами которых оставалась значительная численность их титульного населения. Так, Россия в результате специфического для 90-х годов (1989- 2003 гг.) миграционного обмена с Украиной потеряла 17,3 тыс. украинцев, но получила 351,6 тыс. русских, выбытие 7,4 тыс. казахов возместила прибытием 1267,0 тыс. русских, но выбытие 23,8 тыс. белорусов смогла компенсировать возвращением лишь 8,8 тыс. русских, из Средней Азии получила 1090,6 тыс. русских и 31,1 тыс. человек из ее титульных народов, из Закавказья получила 393,8 тыс. русских и 244,6 тыс. человек из титульных народов и из Прибалтики взамен 4,3 тыс. титульных народов в Россию вселилось 201,7 тыс. русских.
Вывод по главе
В результате различий в естественном движении населения разных национальностей, а также разнонаправленности этнических потоков в период от последней советской переписи населения (1989 г.) до переписей, проведенных уже в независимых государствах, произошли заметные сдвиги в национальном составе населения стран, возникших на постсоветском пространстве. Численность русских сократилась во всех странах, включая и Россию, и в этом ее сходство с Грузией, но в Грузии сокращение титульной национальности во многом связано с эмиграцией грузин, прежде всего в Россию (в межпереписной период их численность в России выросла со 131 до 198 тыс. человек), тогда как в России - это всецело результат естественной убыли населения. Во всех остальных странах, даже в Армении и Таджикистане, увеличивших численность своих титульных народов, проживающих в России, в 2 и 3 раза (число первых в России повысилось соответственно с 532 до 1130 тыс. и вторых - с 38 до 120 тыс. человек), численность и доля коренного населения возросла.
Сокращение численности русских в России произошло на фоне их значительного миграционного прироста. В течение 1989-2004 гг. вернулось в Россию из нового зарубежья 5430 тыс. русских, но и свыше 2 млн человек выбыли обратно, так как на исторической родине они столкнулись не только с материальными трудностями, но и с неблагожелательным отношением к ним со стороны государства. Россия в те годы проводила миграционную политику, противоречащую ее национальным интересам. Осуществляя миграционную политику, она не воспользовалась опытом Франции, Германии, Японии и некоторых других стран, переживших подобные ситуации. Таким образом, нынешняя численность русских возросла прежде всего на 3,4 млн мигрантов, прибывших в Россию из нового зарубежья после распада СССР.
Заключение
Последнее пятилетие периода депопуляции в России, ознаменовались тем, что в это время естественная убыль населения как бы законсервировалась на стабильно высоком уровне (900-950 тыс. человек в год). Потому масштабы сокращения численности населения ныне всецело зависят от сальдо внешней миграции. В 2001-2003гг. величина миграционного сальдо по сравнению с 1994-96гг. сократилась почти в 7 раз и оно, по сути, перестало быть компонентом демографической динамики. Стало быть, уменьшение численности населения России, возросшее в последние 5 лет, это и результат существенного сокращения сальдо внешней миграции из стран нового зарубежья, и, главным образом, резкого падения рождаемости и вызванной им, а также ростом масштабов смертности, естественной убыли населения. В наступившем столетии произошли качественные деформации в формировании смертности. Во-первых, существенно омолодились потери продолжительности жизни за счет того, что смертность опережающими темпами росла в подростковых и молодых трудоспособных возрастах. Во-вторых, произошла деформация структуры причин смерти, определяющих потери продолжительности жизни. В период реформ круг видов патологии населения, принимающих участие в формировании потерь, заметно расширился за счет предотвратимых средствами современной медицины и здравоохранения болезней органов пищеварения, инфекций, а также неточно обозначенных состояний. В-третьих, в период реформ более негативные тенденции смертности во всех возрастах старше 15 лет и от всех причин отмечаются у женщин, в результате чего, потери продолжительности жизни их в сравнении с дореформенным периодом выросли почти в 2,5 раза, тогда как у мужчин увеличились незначительно.
Депопуляция в России вызвана рядом факторов, имеющих как фундаментальный, так и конъюнктурный характер. Фундаментальные факторы, т.е. сложившиеся к настоящему времени параметры самого населения и его воспроизводства таковы, что они и в ХХ1 веке будут воздействовать на сокращение численности населения России. Эффект конъюнктурных факторов, как в отношении рождаемости, так и в отношении смертности полностью исчерпал себя к началу ХХI века. На этом фоне возрастает влияние на воспроизводственные процессы такого конъюнктурного, хотя и затяжного фактора, как системный кризис в России, подорвавший её экономику и социальную инфраструктуру. Сокращение масштабов миграционного обмена со странами, возникшими на постсоветском пространстве, -это следствие не только и не столько того, что там сократился миграционный потенциал, прежде всего, русскоговорящего населения, сколько того, какую миграционную политику, в девяностые годы проводила Россия. Она не воспользовалась благоприятной конъюнктурой. Вследствие дискриминации (законы о гражданстве, государственном языке, избирательных правах и т. д.) в части государств нового зарубежья, русскоговорящее население, готово было в массовом порядке вернуться на историческую родину. Препятствия, которые оно встречало на пути своих чаяний, быстро погасили миграционные порывы. Неблагоприятная демографическая динамика (сокращение численности населения и изменение порядкового места в мировом «табеле о рангах»), как и уменьшение трудового потенциала на фоне старения населения и роста демографической нагрузки - все это обусловливает необходимость решительных шагов в создании условий как для сохранения хотя бы существующей заселенности страны, так и преодоления трудонедостаточности в её экономике. Без решения этих задач невозможно осуществление существенного роста ВВП и на этой основе увеличение душевого производства и сокращение бедности, а без этого Россия, как Великая держава, не сможет укрепить свой геополитический статус и достойно отстаивать свои национальные интересы. Стратегическими задачами в демографической сфере на всю обозримую перспективу остается сохранение и создание условий для наращивания демографического потенциала страны. Отсюда необходимым является обеспечение уровня рождаемости, хотя бы для простого замещения поколений родителей поколениями их детей, иными словами. Этот уровень должен гарантировать если не рост, то хотя бы стабильное возобновление численности населения. Очевидно, что объектом пронаталистской политики должны быть молодые, социально здоровые бездетные, однодетные и двухдетные семьи. Для них предоставляемые государством пособия и льготы должны стать реальным стимулом повышения уровня детности, безусловно, без ущерба для материального благосостояния при рождении каждого очередного ребенка. В области смертности на первый план вышли проблемы, так или иначе связанные с кризисной ситуацией 90-х годов: во-первых, - это проблемы «алкогольной смертности», связанные с резким расширением доступности алкоголя и столь же резким ухудшением его качества; во-вторых, - это проблемы смертности, обусловленные маргинализацией населения в процессе реформ; в-третьих, - это проблемы смертности, за которые несет ответственность здравоохранение. Это те направления, где могут быть достигнуты наиболее реальные результаты. В области миграции населения необходимо обеспечить: замещение переселенцами естественной убыли, т.е. увеличение численности граждан России, в первую очередь, за счет русскоговорящего населения стран - бывших союзных республик, при этом, пороговое значение сальдо миграции должно задаваться параметрами естественной убыли населения; в условиях надвигающегося дефицита труда, вызванного сокращением приростов трудоспособного населения, привлечение трудовых мигрантов, прежде всего, из государств нового зарубежья, масштабы и структура трудовых мигрантов должна определяться исходя из балансовых потребностей в труде; создание условий для преимущественного расселения мигрантов в районах, важных в геополитическом отношении, т.е. в основном, на приграничных территориях.
Список используемой литературы
1.Википедия [электронный ресурс] / Миграция населения - данные 2013г. - режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Миграция_населения. .Воробьева О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ - 2003. - № 9 (202). - С. 35. .Е. Л. Плисецкий Современные миграционные процессы в России .Л. Костин, д.э.н., проф. Миграция и мигранты. // Человек и труд. - №8 2001. - с. 61-64 . Россия в цифрах: М.: Финансы и статистика, 1996 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|