Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию самообслуживания у детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Пояснительная записка. Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания. Обучение навыкам самообслуживания для детей с умеренной умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей. В процессе занятий у воспитанников вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни. Занятия по самообслуживанию являются средством активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений. Воспитательные задачи, которые решаются в ходе проведения этих занятий, — это формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважения к труду взрослых, привитие детям навыков самостоятельности, искоренение тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Цель программы: формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой, чистить, стирать, поддерживать порядок в шкафах с бельем. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач: 1. Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей. 2. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков. 3. Выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. 4. Повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества. Содержание программы: Содержание обучения на занятиях по формированию навыков самообслуживания основано на решении трех задач: дидактической, коррекционной и воспитательной. Дидактическая задача направлена на получение определенной информации о предмете и овладение способами и приемами действия с изучаемыми предметами. Программный материал подобран таким образом, что позволяет наращивать фундамент социально- бытовой осведомленности. Методическая работа воспитателя: 1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи и вело бы к достижению поставленной цели. 2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практичную значимость труда.
3. Ставить трудовые задачи, требующие волевых усилий воспитанников, развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха. 4. Использовать такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умение пользоваться инструментами, приспособлениями, инвентарем. Формы работы: Ø индивидуальная (отрабатываются отдельные операции); Ø групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания). Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на занятии. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития детей. В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью навыкам самообслуживания целесообразно использовать следующие методы и приемы: þ Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия. þ Сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий для выработки алгоритма действия. þ Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности. þ Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога.
Каждое занятие по формированию навыка включает следующие этапы: 1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку; 2.Демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментирование каждого действия); 3. Совместные действия воспитателя с ребенком; 4. Действие ребенка по подражанию действиям взрослого; 5. Самостоятельные действия ребенка.
Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию самообслуживания у детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|