Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию самообслуживания у детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

  Государственное автономное стационарное учреждение Социального обслуживания Новосибирской области «Ояшинский детский дом - интернат для умственно отсталых детей»   ПРОГРАММА «Формирование навыков самообслуживания у детей с умеренной умственной отсталостью»   Воспитатель: Свинина Оксана Геннадьевна первая квалификационная категория    

Пояснительная записка.

Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания. Обучение навыкам самообслуживания для детей с умеренной умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей. В процессе занятий у воспитанников вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни. Занятия по самообслуживанию являются средством активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.

Воспитательные задачи, которые решаются в ходе проведения этих занятий, — это формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважения к труду взрослых, привитие детям навыков самостоятельности, искоренение тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию.

Цель программы: формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой, чистить, стирать, поддерживать порядок в шкафах с бельем. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач:

1. Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инва­лидности, зависимости от окружающих людей.

2. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.

3. Выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.

4. Повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.

Содержание программы:

Содержание обучения на занятиях по формированию навыков самообслуживания основано на решении трех задач: дидактической, коррекционной и воспитательной. Дидактическая задача направлена на получение определенной информации о предмете и овладение способами и приемами действия с изучаемыми предметами. Программный материал подобран таким образом, что позволяет наращивать фундамент социально- бытовой осведомленности.

Методическая работа воспитателя:

1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи и вело бы к достижению поставленной цели.

2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практичную значимость труда.

3. Ставить трудовые задачи, требующие волевых усилий воспитанников, развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.

4. Использовать такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умение пользоваться инструментами, приспособлениями, инвентарем.

Формы работы:

Ø индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);

Ø групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).

Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на занятии. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития детей.

В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью навыкам самообслуживания целесообразно использовать следующие методы и приемы:

þ Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия.

þ Сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий для выработки алгоритма действия.

þ Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности.

þ Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога.

 

Каждое занятие по формированию навыка включает следующие этапы:

1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

2.Демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментирование каждого действия);

3. Совместные действия воспитателя с ребенком;

4. Действие ребенка по подражанию действиям взрослого;

5. Самостоятельные действия ребенка.

 

Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию самообслуживания у детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...