Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кардиналистская теория полезности

Рациональный потребитель действует, увеличивая полезность потребляемых благ. А как определить, насколько увеличивается или уменьшается эта полезность? Как посчитать полезность блага? Классическое направление экономической теории не изучало поведение на рынке потребителей товарных благ и поэтому не создало целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел по-своему восполнила австрийская школа экономической теории. Ее основали профессора Венского университета Карл Менгер 1840-1921), Ойген Бём-Баверк (1851-1914) и Фридрих фон Визер (1851-1926). Они выдвинули субъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара, которую противопоставили трудовой теории стоимости. Представители австрийской школы неоклассиков одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Австрийские неоклассики были приверженцами кардиналистской теории полезности, и считали, что полезность можно измерить в абсолютных величинах - так называемых ютилях. Австрийские экономисты полагали, что каждый человек субъективно (сам) определяет ценность благ, исходя из степени желательности для него полезных вещей. Причем субъективная ценность всех потребительских благ, а стало быть, и их рыночная цена, зависит только от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщения. По мере потребления дополнительной единицы блага происходит закономерное убывание полезности. 3.2 Ординалистская теория полезности Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу (измерение полезности в абсолютных значениях - ютилях) относительной и описать поведение потребителя с помощью рассмотрения их предпочтений. Такие попытки предпринимались в течение полувека, начиная с 80-х гг. XIX в. ординалистской теорией полезности. Существенный вклад в разработку этой теории внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Ален и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтения потребителя. При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. 3.3 Закон убывающей полезности Немецким экономистом Германом Госсеном была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага (товара или услуги) обладают убывающей полезностью для потребителя. Что это означает? Мы с вами, если и не можем посчитать точно (в ютилях), какой полезностью обладает для нас благо, то можем, по крайней мере, предположить, насколько сильно мы в нем нуждаемся и насколько оно для нас полезно (приятно, вкусно и т.д.). Но фокус заключается в том, что даже порции одного и того же блага для одного и того же потребителя не обладают постоянным значением полезности, особенно если потреблять это благо в огромных количествах. Теперь важно разделить понятия: полезность общая полезность и предельная полезность. Полезность - это свойство блага удовлетворять потребность в нем, то есть это полезность блага, о которой мы с вами уже говорили. Общая, суммарная полезность возрастает с каждой последующей порцией потребляемого блага, равняется максимуму при полном насыщении благом и убывает после точки максимума.  Существует понятие «предельная полезность» Предельная полезность - польза (выгода), получаемая потребителем от дополнительно использованной единицы блага. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, в которой предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что благо удовлетворило потребность - потребитель «насытился» благом полностью. С точки зрения общей полезности, его удовольствие пойдет на спад, с точки зрения предельной - благо может начать вызывать неудовольствие. Давайте построим графики общей и предельной полезностей, чтобы проиллюстрировать то, что мы сейчас обсуждали. Итак, если дальнейшее потребление блага приносит потребителю вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса. На графике точка максимума общей полезности (верхний график, ей соответствует нулевая предельная полезность - на нижнем графике) называется иначе точкой насыщения. Предельная полезность может возникать на разных уровнях потребления благ. В таких случаях она означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности, которая получена от прироста потребления новой единицы какого-то продукта (например, одной порции мороженого). Когда же этот рубеж в потреблении преодолевается, то обычный продукт воспринимается как антиблаго, а полезность превращается во вредность. Приведем простой пример. Допустим, Вам хочется пить. Вы выпиваете первый стакан (с точки зрения предельной полезности Вы уже получили возможный максимум удовольствия), потом второй (общая полезность для Вас растет, потому что Вы все еще утоляете свою жажду, а вот предельная полезность падает, потому что Ваша жажда на самом деле уже не столь сильна). Когда Вам покажется, что пить уже не хотите и, если вы продолжите пить, то каждый последующий стакан вызовет у Вас, скорее, неприятные ощущения, потому что Вы уже насытились водой сполна, то в этот момент Вы достигнете максимума общей полезности, а предельная полезность стакана воды в этот момент будет для Вас равна нулю. Если же Вы и дальше продолжаете пить воду, то в определенный момент Ваши неприятные ощущения станут сильнее приятных, полезность воды станет вредностью, а вода станет антиблагом. Приверженцы классической экономической теории считали решающей сферой экономики производство. И соответственно этому полагали, что рыночные законы определяются предложением благ со стороны товаропроизводителей. Австрийские экономисты (неоклассики), наоборот, главную роль в хозяйственном развитии приписывали рынку, а главенство в установлении цен отводили спросу покупателей. Изучая спрос, они впервые сформулировали психологические законы массового поведения потребителей рыночных благ. Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. А функция полезности - функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества. Функция полезности в общем виде записывается следующим образом:  U = f(ql,q2,...qn) То есть в кардиналистской теории полезность (U) -это функция (f) от определенного количества потребляемых благ (ql, q2,...qn).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе были рассмотрены понятия функционального и нефункционального спроса в экономической теории, рассмотрены классификация, данная американским ученым Лейбенстайном и закон спроса, выведенный французским математиком и экономистом Курно, а также теории полезности австрийских и немецких экономистов, которые влияют на поведение потребителя. Рациональное поведение характеризуется тем, что потребитель выбирает те блага, которые обладают для него максимальной полезностью. Полезность - это свойство блага удовлетворять одну или несколько потребностей. На самом деле поведение потребителя намного сложнее. По мнению Лейбенстайна, спрос можно условно разделить на функциональный и нефункциональный. При функциональном спросе потребитель ведет себя рационально, при нефункциональном - нет. Лейбенстайн выделяет следующие виды нефункционального спроса: Социальный - когда на поведение потребителя влияют эффекты сноба, присоединения к большинству, или Веблена. Спекулятивный - когда на спрос очевидно влияют ценовые или инфляционные ожидания потребителя Нерациональный - когда потребитель приобретает блага, не нужные ему с рациональной точки зрения. По-разному меняется спрос на низкокачественные и нормальные товары. Полезность можно рассматривать как общую, так и предельную. Предельная полезность принципиально отличается тем, что рассматривает первую порцию потребляемого блага как приносящую максимальное удовольствие, а все остальные порции уже как процесс насыщения. Таким образом, максимум общей полезности достигается при нулевой предельной полезности. А при убывании общей полезности предельная будет принимать отрицательные значения.

 Существует понятие интенсивности реакции покупателя на изменение цен. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен. Ценовая эластичность спроса определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен. Если предприниматель уверен, что снижение цены не увеличит объема продажи, то он не будет снижать цену. Но он не будет и повышать цену, если это не приведет к росту продажи. Пример с солью является подтверждением не эластичности спроса. У нее мало заменителей, объем потребления постоянен, удельный вес расходов на ее покупку в бюджете семьи малый. А в принципе объем покупок и цена всегда будут двигаться в противоположных направлениях. Люди желают большего или меньшего определенного благ, если оно им обходится дешевле или дороже.

Впервые психологические законы поведения потребителя сформулировали экономисты австрийской школы. Они полагали, что каждый человек сам определяет ценность благ, исходя из степени желательности для него полезных вещей. Австрийские неоклассики придерживались кардиналисткой теории полезности, то есть предполагали, что полезность можно измерить. Приверженцы же противоположной - ординалистской школы считали, что измерить полезность невозможно, но зато можно ранжировать в зависимости от предпочтений потребителя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: Учебное пособие. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.

2. Визер Фридрих фон. Теория общественного хозяйства.- М.: Экономика. – 2005.

3. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - М.:ИВЦ «Маркетинг», 2006.

4. Госсен Г. Исследование законов человеческих отношений ивытекающих из них правил человеческого поведения

5. Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Курс лекций. - С-Пб.: 2002.

6. Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой. –Киров. – 1995.

7. Курс микроэкономики. Нуреев Р.М.: Учебник для вузов. "Норма".- 2006. – Гл. 4,

8. Лейбенстайн Х. Теория потребительского поведения и спроса. // Вехи экономической мысли. Вып. 1, СПб.- 1993.

9. Максимова В.Ф. Микроэкономика. М.: Экономика. - 2005.

10. Менгер К. Основания политической экономии. // Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. М., Серия "Экономическое наследие". Изд-во "Экономика". - 1992.

11. Негиши Т. История экономической теории. М., Изд-во "Аспект-Пресс». - 1995.

12. Николаева Г.А., Черная И.П.Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа. – 2005.

13. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2006.

14. Ойген фон Бем-Баверк. Избранные труды о ценности, проценте и капитале. –/Пер. с нем. -М.:ЭКСМО. -2009.

15. Розмаинский И.В., Холодилин К.А.. История экономического анализа на Западе. – СПб.: 2000.

16. Хайек Ф.А. Австрийская экономическая теория и идеал свободы. // Собрание сочинений Ф.А.Хайека под ред. П.Клейна, т.4 "Судьбы либерализма".

17. Хейне П. Экономический образ мышления – М.: Экономика. - 1991.

18. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 6, с. 79-90.

19. Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.И.Добрынина, Г. П. Журавлевой, В. И.Видяпина, Л. С. Тарасевича.- М.:ИНФРА-М. - 2006.

20. Экономическая теория; Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС. - 1999.

21. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ. - 1999.

22. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: Изд-во "ИНФРА-М". - 1999.

23. http://microeconomica.economicus.ru/ - микроэкономика.

24. http://www.libertarium.ru/libertarium/ -экономическая теория.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...