Принципы и интегральная структура ПСП
ОБРАЗОВАНИЕ В ПСП ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОБЛЕМНО-СИМВОЛИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ (ПСП)
КОНЦЕПЦИЯ, ПРОГРАММА И СХЕМА ПРОБЛЕМНОСИМВОЛИЧЕСКОГО (ПС) ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСП И ПС ОБРАЗОВАНИЯ Проблемносимволический подход (ПСП) сформирован, во-первых, в итоге исследования испытанных историей и актуальных именно сегодня стратегий понимающего мышления (от Гераклита и Аристотеля до Хайдеггера и Лакана), во-вторых, в рефлексии и анализе современной гуманитарной практики (включая психоанализ, феноменологию, структурно-системный и системомыследеятельностный подход и экзистенциально ориентированные методологии мышления). Предмет ПСП — управление мышлением и культурная практика управления мышлением (реализация авторских проектов, методология управления, психоанализ, педагогика развития, коучинг, психотерапия и любая культурная практика, реализующая авторскую позицию). Предмет ПСП имманентен предмету ПС образования. Цели ПСП и ПС образования — формирование у участника проекта авторской (следовательно, управленческой) позиции в какой угодно социально значимой сфере и овладение алгоритомом управления мышлением и деятельности. Задачи ПСП и ПС образования — подготовка универсальных методологов понимающего мышления в сфере гуманитарных услуг (консалтинг, психоанализ, методология управления, коучинг и т. д.) и управления как такового (от управления семьей до управления государством).
Реальное управление и методология мышления осуществляются в самой педагогической практике. ПРОГРАММА, ПРИНЦИПЫ И АЛГОРИТМ ПСП Программа ПС образования опирается на принципы понимающего мышления и алгоритм самопознания. Принципы — оппозиция проблемы и символической функции. Алгоритм — система и функциональная связь вопросов о началах бытия, мышления и бытия сущего. Принципиальная оппозиция систематизирует вопросы, фундаментальные подходы и методологии мышления. В основании ПСП и ПС образования «лежит» фундаментальная структура способности мыслить и понимать собственное мышление. Таковая представлена алгоритмом, состоящим из шести основных позиций и адекватных регистров. Каждый вопрос определяет соответствующую методологию, формирует техники мышления и их кооперацию:
1. Кто Я? (феноменология); 2. Что я хочу? (психоанализ); 3. Как это сделать? (системомыследеятельностная (СМД) методология); 4. Ради…? (Dasein-аналитика и Dasein-анализ); 5. Кто Автор? (онтологическая герменевтика (ОГ)); 6. ПСП. ОГ и ПСП объединяют вопросы в алгоритм и схемы его реализации. Главный тезис ПСП: Проблема — это радикальное определение мира и открытие собственной возможности. Главный тезис ОГ: Нельзя понять вещь, не встретившись с ее Автором.
ПРИНЦИПЫ И ИНТЕГРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПСП ПСП — это связь и оппозиция Проблемы и Символической функции. Проблема открывает Человеку исток личного существования, указывая на экзистенциальный предел и причину мышления. Символическая функция обеспечивает системность мышления, возможность рефлексии, целевую коммуникацию и способность к суждению. Понимающее мышление невозможно помимо проблемы, которая выступает фундаментальной категории ПСП и символической функции, но мышление обыденное и повседневность обходятся без символического мышления, ограничиваясь общими значениями и расхожими понятиями — реализуя стратегию бегства от подлинной проблемы посредством неврозов и революций.
Само понимающее мышление - это возможность понимания в действии (поэзия, философия, наука и т. д.), которое порождено ситуацией фундаментального непонимания, то есть проблемой. История культуры и философии, по сути, есть история проблем. Отличая понимающее мышление от обыденного, ПСП различает проблемы на подлинные и неподлинные, собственные и несобственные. Дифференциация проблем — одна из основных задач ПСП. Три основных этапа ПСП организуют следующие режимы понимания: 1) идентификация проблемы; 2) перевод проблемы в задачный регистр и решение задачи; 3) экспериментальное производство инновационной программы.
Интегральная структура ПСП - это связь культурно-исторического (временного) порядка с вечной проблемой в конкретной ситуации.
По завершении курса ПСП участники проекта защищают дипломы, которые являются авторскими проектами. Дипломы образования в ПСП имеют 4 ступени: 1. Консультант ПСП —структурный анализ бизнеса и проблемы социально-культурной идентификации. 2. Терапевт ПСП —психотерапия и формирование рефлективной позиции в контексте социальных ценностей. 3. Аналитик ПСП —структурный психоанализ личности проблемы экзистенциального самоопределения. 4. Эксперт-методолог ПСП —анализ проблем управления, формирование и анализ авторской позиции. Преподаватель и сам автор подхода: Обучающий психоаналитик и доцент МОКПО (Германия), методолог управления, вице-президент МОО СРС (межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы, г. Москва), Учредитель «Всемирного центра формирования стратегических перспектив», доцент киевского «Университета Эффективного Развития», основатель «Киевской Школы Мышления». Председатель Научного Совета «Школы проблемно-символического саморазвития» – Винов Игорь Евгеньевич.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|