Суфийская поэзия XI–XIV в.в.
Суфизм (также суфийский ислам или тасаввуф (араб. تصوف), предположительно от арабского «суф» (араб. صوف) – шерсть)[11] – религиозно-мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с Богом. Суфии называют это познанием истины. В суфийской терминологии «Суфий – это влюбленный в Истину, тот, кто посредством Любви и Преданности движется к Истине и Совершенству». Движение к Истине с помощью Любви и Преданности к Богу суфии называют тарикатом или Путем к Богу. Суфизм – это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество. Такой муршид (суфийский шейх, устар.) является частью цепочки шейхов, которая восходит к Пророку. Тот, у которого нет иджаза от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату). Всё противоречащее Шариату не является суфизмом, об этом писал выдающийся суфийский шейх Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) в «Мактубат» («Письмена»). Существующие со средних веков суфийские братства – ордена различались выбором своего пути мистического познания, пути движения к истине. В этих суфийских братствах новичок, ученик (мюрид), должен был пройти весь путь к истине под руководством наставника (мюршида). Как пишет Дж.С. Тримингем: «Наставники утверждают, что в каждом человеке заложены возможности освобождения от своего «Я» и соединение с богом, но находятся они в скрытом, дремлющем состоянии и не могут быть высвобождены без наставлений учителя, за исключением случаев, когда бог дарует способность особого одарения».
Отличительными особенностями в суфизме являются: 1) Проповедь бедности – факр. 2) Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира. 3) Отказ от мирского, отшельничество – зухд. 4) Безмолвная молитва – таффакур. 5) Полагание на волю Аллаха – таввакуль. 6) Аллегорическое толкование Корана – та’виль. Суфийская литература – это совокупность разноязычных прозаических и стихотворных произведений, выражающих и проповедующих идеи мусульманского мистицизма – суфизма.[12] Суфийская литература включает в себя разнообразные и относительно устойчивые жанровые формы: комментарии мистические содержания к Корану; религиозно-философские и этические трактаты: «Воскрешение знаний о вере» крупнейшего теоретика суфизма аль-Газали (умер в 1111); словари суфийских символич. терминов; агиографических производных двоякого типа: свод жизнеописаний суфийских шейхов за несколько веков, как например «Украшение святых» Абу Нуайма аль-Исфахани, «Разряды суфиев» Абу Абдуррахмана ас-Сулами (941–1021) – на арабском языке, сочинения того же названия Абдаллаха Ансари (1006–1089), «Памятка святых» Фарид-ад-дина Аттара (1119‑год смерти неизвестен), «Дуновения дружбы из чертогов святости» Абдуррахмана Джами (1414–1092).[13] Всем суфийским произведения свойственна насыщенность художественными элементами, прежде всего новеллическими, однако наибольшую художественную ценность представляет суфийская поэзия; увлечению суфизмом отдали дань крупнейшие поэты, и значение их творчества гораздо шире суфизма как такового; основным связующим звеном между агиографической литературой и собственно поэзией является суфийская терминология.
Суфизм разработал тончайшую градацию любовной страсти (amor dei) к Абсолюту-божеству (Истине), отражавшую всю гамму чувств реальной земной любви в целой системе сублимированных категорий между двумя полюсами – «разлукой» и «свиданием» («отречение», «надежда», «обожание», «неуверенность», «любование», «отчаяние», «самоуничижение», «соитие», «экстаз» и т.д.). Вдохновенное поэтическое выражение суфийских метафор, символов и мотивов в образах живых человеческих переживаний придавало произведениям наиболее выдающихся суфийских поэтов особое обаяние суггестивности, психологической глубины и гуманистической идеализации порывов и потенций человеческой личности, что и определило высокое идейно-художественное значение лучших поэтических образцов суфийской литературы, в которой разработана целая система символичной поэтики. В ней нередко происходило по законам поэтической метафоричности двойное переосмысление: сначала натуралистичные образы осмысливались как метафоры абстрактных суфийских понятий, но затем эти метафоры вновь могли восприниматься читателем уже как высокое поэтичное выражение отнюдь не мистических, а идеализированных, высокогуманных понятий возвышенной любви или дружбы, свободы человеческого духа и, наконец, обожествления совершенной личности. Ярким образцом подобной, намеренной, «двойной метафоры» может служить символичный образ самосожжения мотылька, влюбленного в свечу. Использование этого образа передает не мистическую идею физического уничтожения в процессе растворения в божестве («фана»), а служит в памяти потомства выражением идеи 277 бессмертия человека, идущего на героическую гибель во имя своего идеала. Весьма непосредственный и типический пример двупланности суфийской поэзии – первое, согласно легенде, суфийское рубаи на фарси, приписываемое Абу Язиду (Баязиду) Бистами и выражающее 4 ступени познания гностиком (ариф) божества:
О, любовь к Тебе сразила и познавшего (арифа) и невежду, Страсть к Тебе лишила доброго имени, Влечение к красным устам твоим вывело прочь Из кельи Баязида Бистамийского.[14]
Первый крупный представитель суфийской литературы на арабском языке – Омар ибн аль-Фарид (1182–1235), в творчестве которого преобладали пантеистические мотивы. Разработка законченной пантеистической системы принадлежит Ибн аль-Араби (1165–1240) («Геммы мудрости» – «Фусус аль-хикам»), писавшему стихи и сыгравшему огромную роль в развитии суфийской литературы во всех странах ислама. Суфийская поэзия восходит к исполнявшимся на собраниях суфиев в Хорасане народным любовным песням в сопровождении музыки и танцевальных ритмичных движений. На этой основе создавались мистические иносказательные любовные четверостишия-рубаи, приписываемые выдающимся суфийским наставникам – шейхам Абу Язиду Бистами, Абу Саиду ибн Аби-ль-Хайру Мейхенскому (умер в 1049), Ибн Бакуйе (Баба Кухи, 11 в.), Баба Тахеру Орьяну (11 в.). К начальному периоду суфийской поэзии относится также творчество Абдаллаха Ансари из Герата, обогатившего суфийскую поэзию рифмованной прозой и ранней формой газели. Классические образцы поэзии созданы (в эпических и лирических жанрах) великими суфийскими поэтами 12–13 вв. Санаи (умер в 1141), Аттаром и Джалалиддином Руми (1207–1273). С 13 в. почти все поэты отдают дань суфийским мотивам в своих стихах, причем у многих это выражается лишь во внешнем суфийствовании, за которым кроется выражение самых различных идей – от религиозной ортодоксии до подлинного свободомыслия и даже неверия. Наиболее видные представители суфийской литературы 13–14 вв.: Абу Хамид Аухададдин Кермани (умер в 1298); азербайджанцы – Аухади Марагаи Исфахани (умер в 1338) и Махмуд Шабустари (умер в 1320), автор стихотворений катехизиса по суфийской символике «Розарий тайны»; хамаданец Фахраддин Ибрахим Ираки (умер в 1289), автор экстатической поэмы «Книга влюбленных» и газелей; Афзаладдин Мухаммед Каши (Баба Афзал), автор прозаических трактатов и четверостиший; поэт Мухаммед Ширин Магриби (умер в 1406), бесконечно варьировавший в своих касыдах пантеистич. идеи Ибн аль-Араби.
Заключение
Ислам – удивительно рациональная религия, обращенная к человеческому разуму, исключительно для пользы его совершенствования и устранения противоречий между духовной и физической природой человека. Это вероучение не является неопределенной, аморфной религией, довольствующейся лишь отчужденными от реальной жизни рекомендациями быть добрыми, хорошими и морально устойчивыми. В своем содержании эта религия утверждает логику здравого смысла, предписывая справедливость во всех сферах жизни в форме высшего закона всем людям Земли, о чем прямо указано в Коране: «Ныне ваша религия обрела законный вид. Я завершил свое благо для вас. Ислам будет вашей религией» (Св. Коран, 5:3). Ислам оказал и оказывает значительное влияние на общественное и политическую жизнь разных стран и народов, проявляясь в различных сферах человеческой жизни, определяя моральные и духовные ценности. Эти нравственные ценности оказывают значительное влияние, так как этика ислама, воздействуя на образ жизни народов, исповедующих ислам, всесторонне отражается на их психологии, менталитете и жизненных представлениях. Трагедия человека в странах с современными режимами состоит в том, что во многих странах разнообразные области жизни не объединяются в единое целое. В них атеистическое, религиозное, научное, психологическое, материальное и духовное сознание противоборствуют друг с другом. Исламу удалось внести в концепцию о человеческой жизни ясность, целостность и гармонию. В 58-ми мусульманских странах земного шара население живет в рамках традиционных, пронесенных через столетия общественных структур. Честность, верность, стыдливость, справедливость – вечные моральные ценности, являющиеся незыблемыми устоями жизни этих народов Коран явился тем сводом морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственному формированию, не имевшему претендентов в истории. Философ Бертран Рассел писал: «Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммеда, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период «темным веком», но только в Европе он был «темным», фактически только в христианской Европе, так как Испания, которая была исламской, имела блестящую культуру».[15] Таким образом, ислам сочетает в себе основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом. Он создал эффективную систему законов этики, дозволенного и запретного. Нормативы благополучной жизни личности и общества считаются морально положительными – добром, а приносящие обществу вред поступки причисляются к аморальным – ко злу. В своем стремлении уклониться от формализма, ислам связывает этические ценности с любовью к Аллаху и к людям.
Библиографический список
1. Ахмед А. Перекрестки ислама // Родина. – 2009. – №10. – С. 18–21. 2. Валиев Р. Что такое мир ислама? // Вокруг света. – 2005. – №11. – С. 136–150. 3. Гуревич П.С. Культурология. – 4‑е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2006. – 280 с. 4. Бертельс Е.Э., Избранные труды, т. 3, Суфизм и суфийская литература. – М.: Просвещение, 2005. – С. 164 5. Григорян С.Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; 6. Иванов В.Г. История этики средних веков. – СПб.: Питер, 2002. – 302 с. 7. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – 2‑е изд., доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 286 с. 8. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. 9. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. – 2007. – №1. – С. 32–41. 10. Массэ А. Ислам: Очерк истории / Пер.с франц. Н. Луцкой, Н. Кобриной. – 3‑е изд. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 191 с. 11. Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социс. – 2008. – №3. – С. 93–95. 12. Петрушевский И.П., Ислам в Иране в VII–XV вв. – М.: Нигма, 2007. – 265 с. 13. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М.: Наука, 2006. – 219 с., ил. 14. Толпыкина Т.В., Толпыкин В.Е. Культурология. – М.: Гардарики, 2005. – 380 с. 15. Википедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki 16. Фундаментальная электронная библиотека. Литература и фольклор. – http://feb-web.ru [1] Бертельс Е. Э., Избранные труды, т. 3, Суфизм и суфийская литература. – М.: Просвещение, 2005. – С. 34 [2] Мирзахмедов А. Феномен ислама//Социс. – 2008. – №3. – С. 93-95. [3] Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 106 [4] Валиев Р. Что такое мир ислама?//Вокруг света. – 2005. – № 11. – С. 136-142 [5] Иванов В.Г. История этики средних веков. – СПб.: Питер, 2002. – С. 121 [6] Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм//Вопросы истории. – 2007. – №1. – С. 32-41. [7] Иванов В.Г. История этики средних веков. – СПб.: Питер, 2002. – С. 98 [8] Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 76 [9] Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм//Вопросы истории. – 2007. – №1. – С. 32-36. [10] Гуревич П.С. Культурология. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2006. – С. 103 [11] Шариат (араб. شريعة) – неукоснительное исполнение законов мусульманской религии. [12] Бертельс Е. Э., Избранные труды, т. 2, Суфизм и суфийская литература. – М.: Просвещение, 2005. – С. 34 [13] Петрушевский И.П., Ислам в Иране в VII-XV вв. – М.: Нигма, 2007. – С. 112 [14] Бертельс Е. Э., Избранные труды, т. 3, Суфизм и суфийская литература. – М.: Просвещение, 2005. – С. 164 [15] Массэ А. Ислам: Очерк истории / Пер.с франц. Н.Луцкой, Н.Кобриной. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 65
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|