Состояние вооружённых сил к началу 1921 года
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение Главной задачей для меня является исследование одной из важнейших реформ строительства Советских Вооруженных сил, военной реформе 1924-1925 гг. Хочу отметить, что строительство Вооруженных сил неразрывно связано со строительством Советского государства, так как защита страны требует наличия могущественных вооруженных сил для защиты от внешних врагов и для решения внутренних проблем государства, которые возникали в первые годы существования Советского государства. Одной из таких проблем была гражданская война, где Вооруженные силы использовались для подавления вооруженного сопротивления свергнутых социалистической революцией эксплуататорских классов, которые вместе с иностранными интервентами развязали гражданскую войну. После окончания Гражданской войны и военной интервенции Советское правительство решили максимально сократить численность Красной Армии и полностью перевести её на штаты мирного времени. В условиях восстановления разорённого войной народного хозяйства было признано целесообразным иметь армию, построенную на смешанном кадрово-территориальном принципе. Это позволяло, с одной стороны, иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное в мирное время обеспечить неприкосновенность государственных границ СССР, а в случае войны быстро отмобилизовать достаточно крупные военные силы; с другой стороны, страна получала возможность без длительного отрыва трудящихся от производства охватить военным обучением большое количество военнообязанных. По моему мнению военная реформа проводилась в обстановке восстановление экономики, вызванной НЭПом. И относительная политическая стабильность к тому времени тоже установилась - белые армии были разгромлены, оппозиция подавлена, а все конфликты проходили только внутри партии большевиков и мало интересовали большинство населения, которому было все равно: что Троцкий, что Зиновьев, что Сталин. Поэтому удалось за короткие сроки провести сокращение армии и оптимизировать управленческое звено.
Как всё начиналось Состояние армии
Длившиеся четыре года Первая мировая война и три года гражданская война оставили от материально-технической базы армии одни руины. Страна была разорена, а военно-политическое руководство всерьез опасалось, что «новые враги могут оказаться лучше организованными, обученными и вооруженными, чем те, над коими Красная Армия одержала столько славных побед». Экономические же возможности страны просто не позволяли содержать более чем 5-миллионную армию. Кроме того, руководство очень сильно волновала проблема ослабления влияния Центра в войсках, засоренных, по мнению партийных работников, троцкистами.
Состояние вооружённых сил к началу 1921 года
Январь 1924 г. выдался на редкость холодным. С 16 по 18 января М. В. Фрунзе как член ЦК РКП (б) участвовал в работе XIII партийной конференции, которая подвела итоги дискуссии, навязанной партии Троцким и его сторонниками. Оппортунисты требовали отмены решения X съезда РКП (б) о запрещении фракций и группировок. Конференция подавляющим большинством осудила антиленинскую, фракционную борьбу троцкистов, наметила мероприятия по обеспечению и развитию внутрипартийной демократии, усилению вербовки в партию рабочих от станка, с тем чтобы привлечь в ее ряды не менее 100 тыс. коренных пролетариев. М. В. Фрунзе активно отстаивал ленинскую партийную политику, резко выступал против Троцкого.
В январе — феврале 1924 г. состоялся Пленум ЦК партии. На нем были обсуждены выводы военной комиссии, образованной июньским (1923 г.) Пленумом ЦК РКП (б) под председательством В. В. Куйбышева, а позднее — С. И. Гусева, в составе А. А. Андреева, А. С. Бубнова, К. Е. Ворошилова, Г. К. Орджоникидзе, И. С. Уншлихта, М. В.Фрунзе, Н. М. Шверника и других, обследовавшей положение в войсках Западного, Украинского, Московского, Северо-Кавказского военных округов и на Балтфлоте. В свете сложившейся непростой обстановки пленум ЦК РКП (б) поручил специально созданной комиссии обследовать положение в четырех военных округах, на Балтийском флоте и разработать меры по укреплению боеспособности Вооруженных Сил в целом. Ознакомившись с реальной армейской и флотской жизнью, комиссия выявила снижение боеспособности войск с одной стороны и большую «текучесть красноармейского состава» с другой, что «подрывало основы нормальной боевой жизни и обучения войск». Действительно, после гражданской войны призывы в армию и увольнение из нее красноармейцев после окончания службы производились разновременно в течение всего года. В войсковые части прибывало большое количество лиц, непригодных к военной службе. Комиссия установила также некоторые расхождения между мобилизационным планом и фактическими запасами вооружения, снаряжения и продовольствия. Организационная структура родов войск была в значительной степени оторвана от экономических возможностей и не отвечала требованиям боевой подготовки в мирное время. Непрерывный процесс расформирования и переформирования, продолжавшийся практически в течение трех послевоенных лет, мешал организации планомерной боевой учебы войск. Армия была перегружена выполнением различных задач по внутренней службе - борьбе с бандитизмом, охране различных объектов народного хозяйства, а также работами на трудовом фронте. Отрицательно сказывались на жизни армии отсутствие уставов и законов о воинской службе, которые отвечали бы характеру Советских Вооруженных Сил.
Во всех грехах комиссия обвинила председателя Реввоенсовета СССР Льва Троцкого, который, по ее мнению, пытался ослабить влияние ЦК РКП (б) на армейские дела. В связи с этим член комиссии, командующий войсками Московского военного округа Клим Ворошилов отмечал, что «до тех пор, пока Военвед не будет уравнен со всеми другими ведомствами в отношении воздействия на него ЦК, нам не изжить тех ненормальностей, которые грозят закончиться полной катастрофой для Красной Армии и страны». Февральский пленум ЦК констатировал, что «армии грозит полный развал» и дал установку на оздоровление и укрепление Вооруженных Сил. Армию ждала большая реформа, главной задачей которой было сократить численность РККА, превратив ее в боеспособную и дешевую. Решением Пленума была образована специальная комиссия Реввоенсовета СССР для подготовки проекта военной реформы. Возглавить ее было поручено М. В. Фрунзе. На него возлагалось общее руководство разработкой и проведением в жизнь основных мероприятий по укреплению Вооруженных Сил. В ходе военной реформы намечалось реорганизовать органы управления Вооруженными Силами, осуществить территориальное строительство армии в сочетании с кадровым, создать национальные формирования, усовершенствовать работу военного тыла. Кроме того, предусматривалось внести изменения в организационно-штатную структуру войск, перестроить систему подготовки кадров, ввести единоначалие в армии и на флоте, улучшить идейно-политическое воспитание личного состава.
Условия в стране Реформировать армию пришлось в условиях неимоверной разрухи. Оборонная промышленность страны была крайне слаба, вооружение и боеприпасы производились в незначительных количествах. Наибольшую трудность вызывала перевозка демобилизованных красноармейцев в условиях жесточайшего топливного кризиса и транспортной разрухи. Особые опасения вызывало состояние командного состава, получавшего мизерные денежные оклады и скудный паек, при чем на жен и детей полагалось только треть пайка, а «одежда с грехом пополам выделялась только для главы семьи и никакой для ее членов». По данным начальника Штаба РККА Павла Лебедева большинство командиров Красной Армии «не имеет казенных квартир, с коммунальными услугам - почти сплошь одни недоразумения. Комсостав доходит до такого бедственного положения, что принужден искать приработка какими угодно способами, включительно до найма на работы к нэпманам, до искания материальной поддержки у более зажиточных из подчиненных им красноармейцев, до злоупотреблений в хозяйственной части, продажи документов и самоубийств. В результате угнетающей действительности - демобилизационное настроение, бегство из армии наиболее способного и живого элемента, апатия, малые успехи в своей подготовке и в работе с подчиненными».
Первые шаги 11 марта 1924 г. постановлением СНК СССР М.В.Фрунзе назначается заместителем председателя Реввоенсовета СССР. Выдвижение на столь высокий пост Фрунзе встретил с энтузиазмом, хотя его и тревожили резкие разногласия с Троцким. Смущали и весьма неопределенные обязанности общего заместителя. 14 марта М. В. Фрунзе выступил на Всесоюзном совещании по территориальным формированиям. По существу, с марта 1924 г. началась реализация военной реформы. 31 марта — 2 апреля 1924 г. вопрос о практическом введении милиционно-территориальных начал в строительстве Советских Вооруженных Сил был рассмотрен Пленумом ЦК РКП (б). Пленум обратил внимание всех организаций партии на необходимость «...участия их в работе по созданию и подготовке территориальных частей, в особенности же по постановке на должную высоту допризывной подготовки населения, являющейся основой всего милиционного строительства»{378}. В Москве М. В. Фрунзе снова встретился с профессором Ф. Ф. Новицким, с которым он работал в Иваново-Вознесенске, на Восточном и Туркестанском фронтах. Несколько раньше, в январе 1924 г., начальником Политуправления РККА и членом РВС СССР был назначен член Оргбюро ЦК РКП (б), соратник М. В. Фрунзе по революционной борьбе в Шуе А. С. Бубнов. Одновременно он был и редактором газеты «Красная звезда». Заместителем начальника ВВС стал бывший член РВС Южной группы, Восточного и Туркестанского фронтов, в 1921 г. — начальник политотдела войск Украины и Крыма и до августа 1923 г. — начальник броневых сил П. И. Баранов. Так что Михаилу Васильевичу было на кого опереться в борьбе с троцкистами, А перспектива военного строительства открывалась грандиозная. М. В. Фрунзе, как глава комиссии Реввоенсовета СССР, представил в ЦК РКП (б) конкретный план реорганизации аппарата Наркомвоенмора. ЦК РКП (б) одобрил этот план, после чего он был изложен в приказе РВС СССР от 28 марта 1924 г. за подписью Фрунзе.
Должность главкома, как изжившая себя в мирных условиях, упразднялась, а его аппарат расформировывался. Вместо Штаба РККА создавались три самостоятельных органа управления: Штаб РККА, Главное управление РККА я Инспекторат РККА. Штаб РККА становился основным оперативным органом управления, на который возлагалась также задача организации подготовки населения страны к обороне. [4] Варадинов Н. История Министерства внутренних дел. Ч. 3; Кн. 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|