Общеобразовательная школа и выбор профессии
Общее образование - фундамент как специального образования, так и в наше время практической деятельности человека в любой отрасли и профессии. Уже поэтому роль общеобразовательной школы в распределении молодежи по видам занятости должна быть весьма значительной. Другой вопрос - насколько реальные достижения школы соответствуют требованиям к ней общества. В 1978 году сразу после школы в народное хозяйство влилось более полутора миллионов выпускников. Из них 35 процентов пошло в промышленность, 34 - в сельское хозяйство. Около 40 процентов окончивших восьмой класс поступили в профессиональные учебные заведения. Возможности самостоятельного обоснованного решения вопроса о своем будущем у 15-летнего подростка, как уже говорилось, незначительны. Роль школы в определении его жизненного пути велика. Хотя формально вопрос о том, где продолжать учиться, решают сам ученик и его семья, школа нередко весьма настойчиво рекомендует определенное решение, и между семьей и школой иногда возникают разногласия. Каковы критерии, по которым относят учеником к тому или иному потоку? Глинным объективным критерием для школы, как правило, выступает успеваемость ученика. Наиболее успевающих желают оставить в девятом и классе, успевающих слабее - направить в ПТУ. В основе такого подхода лежат интересы самой. Но насколько и всегда ли оправдан такой с точки зрения интересов всего общества, с одной стороны, самих учащихся и их семей, с другой? Рекомендуя учащимся после окончания восьмого класса поступить в среднее специальное учебное заведение или ПТУ, школа для суждения том, кто больше подходит к роли токаря или слесаря, портного или, скажем, сборщика часов, объективных показателей обычно не имеет. А ведь в этом случае ученик обязан выбрать конкретную профессию, о которой он, как правило, ничего не знает. Не здесь ли причина того, что нередко молодые люди попадают на совершенно не подходящие им рабочие места? Что, например, на рабочем месте, требующем глубокой и продолжительной сосредоточенности, оказывается очень общительный человек с подвижной нервной системой, а человек замкнутый - на месте, где он должен весь рабочий день общаться с постоянно меняющимися и очень разными клиентами? В первом случае страдает сам работник, во втором - и сам он, и те, кого он обслуживает, и во всех случаях страдает дело.
Специальных испытаний для поступающих в техникумы и профтехучилища нет. Разве кого не примут по медицинским показаниям - например, дальтоника на работу, связанную с движением транспорта. Большое количество ошибок при таком распределении учащихся по учебным заведениям и профессиям на глазок, на основе здравого смысла - неизбежно. Это одна из основ массовой перемены профессий позднее, когда подростки приобретут опыт и получат возможность действительно самостоятельно решать вопросы своей профессиональной карьеры. Обратимся к тем, кто кончает среднюю школу. Хотя обстоятельства коренным образом изменились, общеобразовательная школа по-прежнему в значительной степени ориентируется на "производство" будущих студентов. Посмотрим, хорошо ли она выполняет эту важную, хотя и не единственную функцию. Критерии для суждений об этом должны избираться, видимо, вне самой школы. Баллы школьных аттестатов - вещь довольно относительная. О массовых познаниях, скажем, в физике и математике судить весьма трудно. Представляется, что лучший "оселок" уровня школьной образованности - иностранные языки. Многие ли даже золотые медалисты могут читать иностранную литературу? Многие ли свободно говорят на иностранном языке? Не приходится ли студентам тратить массу драгоценного времени для сдачи "тысяч" и обучения элементарному чтению специальной литературы со словарем?
О недостатках школьной подготовки с точки зрения поступления в высшие учебные заведения говорят итоги вступительных экзаменов и широкое распространение разного рода подготовительных курсов. Значительная доля выпускников средних школ не выдерживает вступительных экзаменов (не конкурса, а экзаменов, т.е. получает неудовлетворительные отметки), даже те, у кого в школьных аттестатах пятерки и четверки. На курсах по подготовке в вузы занимаются не только те, кто окончил общеобразовательную школу давно и основательно подзабыл школьную науку, но и нынешние десятиклассники, которые совмещают занятия в школе и на курсах.. Во всех этих случаях пытаются устранить недостатки школьной подготовки именно с точки зрения требований вуза. Хотя нынешний порядок конкурсных вступительных экзаменов нередко подвергается критике и предлагаются разные меры его совершенствования, несомненно, что эти приемные экзамены свидетельствуют о недостатках школьной подготовки именно будущих студентов. Сейчас много говорят и пишут о том, что весьма существенный недостаток современной школы - пассивное усвоение знаний: их запоминание и воспроизведение устно или письменно. В преимущественное положение здесь попадает человек с хорошей памятью. Однако уже вуз показывает, что не всякий хороший ученик - хороший студент, поскольку студент должен быть активнее и инициативнее школьника. А затем оказывается, что не всякий хороший студент - хороший инженер или исследователь, ибо здесь нужны иные качества, чем для обучения в вузе. По этой причине школа не всегда правильно ориентирует своего выпускника относительно его возможностей в тех видах деятельности, где нужно высшее образование. Однако подавляющее большинство оканчивающих среднюю школу в настоящее время начинает свою профессиональную деятельность без получения высшего образования. Как ориентирует школа эту, основную часть своих выпускников? Здесь имеются существенные различия между сельской и городской общеобразовательной школой.
В селе в последние годы широкое развитие получило движение школьных производственных бригад. В этих бригадах учащиеся приобретают как практические навыки исполнительского труда, так и навыки управления. Школьник может перепробовать несколько профессий, получить представление об общем и особенном в них, об их требованиях к работнику, о том, насколько эти профессии отвечают его собственным склонностям и возможностям. По-видимому, работа в ученических бригадах существенно повышает возможности обоснованного выбора профессии после окончания средней школы. Впрочем, следует отметить, что сельские подростки традиционно участвовали летом в посильном для них производительном труде, постепенно осваивая весь круг крестьянских работ. Эти традиции живы и сейчас, и там, где школьных производственных бригад нет, сельские школьники обычно весьма активно работают летом в колхозах и совхозах. Вообще у сельской молодежи наблюдается стремление по быстрее "повзрослеть", освоить трудовые роли взрослых людей, и, если это удается, то служит основой повышения само оценки, самоутверждения. Посмотрите, например, как горд и счастлив подросток, которому доверили работу штурвального на зерноуборочном комбайне! Особенно хорошую трудовую подготовку в школьные годы получают, как уже говорилось, сельские юноши из семей механизаторов. Эта подготовка чрезвычайно важна с точки зрения последующего определения своего трудового пути независимо от того, останется человек в сельском хозяйстве, будет работать на машинах в других отраслях или выберет иную сферу деятельности. Во многих сельских школах организовано серьезное изучение сельскохозяйственной техники и автомашин. Выпускники школы в ряде случаев подготовлены для практической профессиональной работы механизаторами. Однако право на управление сельскохозяйственными машинами, как и автомашиной, можно получить лишь после исполнения 18 лет. Поскольку большинство оканчивает десятый класс в 17 лет, эта подготовка в некоторой степени обесценивается. Невозможность профессиональной работы сразу после окончания школы "подогревает" миграционные настроения сельских школьников и способствует их уходу в города.
В печати неоднократно ставился вопрос о целесообразности внесения некоторых изменений в трудовое законодательство, разрешающих работу на сельскохозяйственной технике, 16-17-летним. Однако, с другой стороны, современная техника при профессиональной работе на ней, т.е. продолжительном рабочем дне и однообразии трудовых операций, оказывает отрицательное воздействие на молодой организм. Совершенствование сельскохозяйственной техники, приведение ее в большее соответствие с возможностями и потребностями организма механизатора - важное условие успешного вовлечения молодежи в сельскохозяйственный труд. Особенно важно это с точки зрения вовлечения в ряды сельских механизаторов сельских девушек. Лучшая подготовленность сельской молодежи, оканчивающей среднюю школу, к труду вообще, к физическому труду в особенности, несомненна. Большую роль играет здесь, как говорилось, семья, непосредственное социальное окружение, которые высоко оценивают практические умения и поощряют их приобретение. Влияет весь строй сельской жизни, где без физического труда не обойдешься, если даже не работаешь в общественном хозяйстве; собственные сад, огород, скотина тоже требуют забот, ухода, вырабатывают умение работать и потребность в труде. Наиболее же важно, видимо, с точки зрения будущей - трудовой деятельности то обстоятельство, что сельский ребенок и подросток с малых лет включен в систему "взрослых" интересов и забот. Это вырабатывает определенный душевный настрой, формирует систему ценностей, в которой труд вообще, труд физический в частности, занимает очень видное, основополагающее место. Сельский подросток, при нередко меньшей общей развитости, по сравнению с городским, далеко опережает последнего по степени социальной зрелости. Это весьма существенное преимущество сельской молодежи. Оно сказывается и в выборе профессии, и в ее приобретении, и в последующей трудовой деятельности. И не только там, где не нужно высшего образования. Хорошо известно, что часто выпускники сельских школ, испытывая немалые затруднения при вступительных экзаменах в вуз и на первом курсе института, впоследствии не только "выравниваются", но обнаруживают выдающиеся успехи. Основа этих успехов - трудовое воспитание. В городе возможности трудового воспитания куда меньше. Тем больше должна быть роль школы. Общеобразовательная школа прошла долгий и извилистый путь проб на пути трудового воспитания школьников. Не так давно еще, в начале 60-х годов, пробовали давать всем школьникам профессиональную подготовку. В одних школах всех учили на столяров и швей, в других - на токарей и продавщиц и т.д. Однако подавляющее большинство выпускников не пошло работать по "школьным" профессиям. При такой постановке дела ни личные интересы, ни склонности, ни требования профессий к тем, кто их выбирает, не учитывались.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" (декабрь 1977 г) указывает на необходимость обеспечить всестороннее улучшение трудового воспитания в общеобразовательной школе, организовать в этих целях эффективное трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся. Особое внимание обращается на развитие школьных мастерских, развертывание сети межшкольных учебно-производственных комбинатов. Межшкольные учебно-производственные комбинаты, где школьников обучают профессиям, накопили уже известный опыт работы. Однако такой формой подготовки охвачена пока сравнительно небольшая часть городских школьников. Общеобразовательная школа прилагает немало стараний для профориентации школьников. Она делает это силами учителей и с помощью передовиков производства, руководителей предприятий и учреждений, людей с "интересными" профессиями, представителей профтехобразования и т.д. Однако такая работа сталкивается с большими трудностями. Учителя, как правило, не знают мира профессий: ни того, что та или иная профессия из себя представляет, ни того, чего она требует от человека, ни того, что она человеку дает. Более или менее реальное представление большинство учителей может дать ученикам только о своей профессии. (что они и делают на протяжении всех лет обучения, даже если не ставят перед собой такой цели) и о небольшом круге профессий, наиболее тесно связанных с теми учебными предметами, которые они ведут в школе. Разного рода практические работники, привлекаемые школами для бесед с учениками, обычно хорошо знают свои профессии, а отнюдь не мир профессий. Часто это очень увлеченные своим делом люди, которые неизбежно действуют по нехитрому правилу: "каждый кулик свое болото хвалит". Воспитательное значение таких бесед может быть и большим, но к действительной профессиональной ориентации это имеет довольно отдаленное отношение. Представители системы профессионально-технического образования должны быть в принципе знатоками мира труда. Но перед ними обычно стоит задача укомплектования конкретных профессионально-технических училищ, и именно этой задаче подчинена их ориентационная деятельность. Кроме того, все перечисленные профориентаторы, кроме учителей, не знают конкретных учащихся. А ведь самая замечательная в абстракции профессия может по той или иной причине не подходить именно вот этому человеку. А сам 15-летний человек может еще и не понимать этого, даже если имеет некоторые представления о профессии. Да и знание многими учителями своих учеников весьма относительно. Их знают чаще всего по тем "параметрам", которые важны с точки зрения школы: по успеваемости, дисциплинированности, податливости, специфично школьной активности. Между тем с точки зрения будущей профессиональной деятельности могут оказаться более важными совсем иные параметры личности, которые надо специально изучать, а для этого и владеть методикой изучения, и иметь необходимое время. Чтобы школа могла эффективно заниматься профессиональной ориентацией, в ее штатах, очевидно, должны быть специальные люди,, знающие и школьников, и мир профессионального труда. Мир профессий должен быть известен таким людям под углом зрения именно профессиональной ориентации, а школьники должны изучаться ими под углом зрения будущей трудовой деятельности. Видимо, это должна быть специальная профессия. Что касается профориентационной деятельности самих предприятий и учреждений, то она чаще всего сводится к агитации за собственное предприятие и его профессии. Поэтому нередко на первый план выступают не профессиональные требования, а возможность учиться одновременно с работой, условия для развлечений и отдыха, наличие детских учреждений. Если вы скажете такому "ориентатору": "Вот вы агитируете этих девочек стать ткачихами, а может быть, многим из них больше подошла бы другая профессия, например продавца", - то можете услышать в ответ: "А зачем нам за других стараться, пусть сами о себе думают". В результате всего этого многие молодые люди сначала оказываются, не на своем месте. Как мы уже говорили, в конечном счете все как-то устроится. Кто-то сумеет адаптироваться к не совсем подходящей профессии, кто-то переменит ее (а может быть, будет не раз менять одну на другую), кто-то, "заработав стаж", пойдет учиться дальше. Все устроится, но не без издержек. И эти издержки могут быть очень велики: неудовлетвренность трудом и своей судьбой, пониженная производительность труда, низкое его качество, высокая текучесть кадров, отсутствие людей на определенных рабочих местах и невозможность использовать работников по специальности, недостаток рабочей силы в одних отраслях и районах и избыток - в других и т.д. Потери из-за отсутствия хорошо налаженной системы включения молодежи в трудовую жизнь очень велики. Организация и отлаживание такой системы - огромный резерв экономического и социального развития страны, тем более важный в настоящее время, что, как уже говорилось, прирост трудовых ресурсов в ближайшем будущем сократится. Производительность труда в народном хозяйстве может расти существенно быстрее, если каждый будет занят любимой работой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|