Протестантская этика труда
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Реформация оказала огромное влияние на нравственную культуру общества, сформировав протестантскую этику труда. Протестантская трудовая этика - религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности. Термин «Протестантская трудовая этика» был введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905. По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие евроамериканского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. М.Вебер полемизировал с марксистами о причинах развития капитализма. По мнению учёного, если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но эти страны не смогли создать эффективной экономики. Условия для возникновения капитализма имелись и в Древней Греции, и Древнем Риме, но в античном обществе труд был не слишком престижен и считался уделом рабов. М.Вебер различал «современный капитализм» и «традиционный капитализм» и подчёркивал, что протестантский тип поведения зачастую морально осуждался в традиционных обществах. Характерная черта протестантских обществ - ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности.
При этом М.Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. Хотя практически все протестантские деноминации признают спасение как божий дар, который ничем не может быть заработан, многие протестантские предприниматели рассматривали деловой успех как подтверждение наличия этого дара. Но с богословской точки зрения такая позиция является очень спорной. В противоположность протестантам, капиталисты традиционного общества, наоборот, стремились минимизировать собственные трудовые усилия и предпочитали наиболее простые виды заработка, например, путём установления монополии или особых отношений с властями. По мнению М.Вебера, протестантская трудовая этика не свойственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания. Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу. М.Вебер считал, что современный капитализм перешёл к самовоспроизводству протестантской трудовой этики и более не нуждается в её религиозном обосновании. Точка зрения М.Вебера получает некоторое подтверждение при анализе современных протестантских общин в Латинской Америке (где миллионы людей за последние 20 лет перешли из католицизма в протестантизм). Как показывают исследования, сменившие религию люди из бедных слоёв поднимают свой жизненный уровень быстрее, чем католики. Однако в среде среднего класса эта закономерность не действует.
Таблица 1
Отвергая монашество, протестантизм не имел, таким образом, деления на монахов и мирян. Соответственно, не было и противопоставления труда монашеского мирскому. Обычный труд ставился вровень с молитвенным. Более того, труд в рамках той или иной профессии оказался основным средством распознавания угодности человека Богу. Всякая удача в своем деле, преуспеяние указывают на то, что человек угоден Богу, и, следовательно, спасен. Чем более угодна Ваша деятельность Богу, тем больше она вознаграждается уже в этой земной жизни. Состоятельность в определенной мере оказывалась показателем добродетельности. Неудачи же, напротив, есть плохой признак. И протестант изо всех сил старался добиться успеха. Это не только подкрепляло его уверенность в собственном спасении. Так снималось душевное напряжение, возникавшее в результате противоречия между убежденностью в абсолютно злой, греховной природе человека и необходимостью веры в спасенность. В Православии и Католицизме это напряжение снимается таинствами, и, прежде всего, исповедью, в результате которой прощаются грехи. Протестант, не признавая таинства исповеди, оставался в вечно грешном состоянии. Он должен самостоятельно преодолевать ощущение собственной греховности. Как же быть? Стараться не допускать ошибок и быть успешным, неутомимо трудиться и всячески совершенствоваться в своем ремесле. Три христианские ветви (православие, католицизм и протестантизм) по-разному оценивают различные виды деятельности и по-своему выстраивают иерархии земных занятий. Православие видит свой этический идеал в монашестве. Каждый мирянин должен быть «монахом в сердце своем». В результате все «мирские» труды становятся как бы второсортными по сравнению с монашеским призванием. В принципе все равно, какой мирской деятельностью занят человек, если уж он не монах. Вместе с тем, простой труд, грубая физическая работа в исторической традиции русского Православия оказывалась предпочтительнее интеллектуального труда. Это было во многом связано с тем, что вера ставилась выше разума.
Для созерцания, как и всех внутренних духовных переживаний, важно сердце, а не разум и образование. Неграмотный подвижник веры может быть мудрее иного интеллектуала. С этой точкой зрения трудно спорить. Однако, нельзя не учесть, что в русской духовной традиции смирение почиталось высшей добродетелью. В результате предпочтительнее с моральной точки зрения оказывался простой физический труд. К умственному труду, чреватому «своемыслием», относились с определенным подозрением. Характерно, что те идеалы трудничества, которые мы видим в житиях русских святых, связаны, как правило, с простым тяжелым трудом - колкой дров, тасканием воды на всю братию, печением хлеба и т.д. Протестантская трудовая этика имеет библейские корни. Поэтому в ней: · Запрещена задержка заработной платы - «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13). · Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными - «не господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25:43). · По мнению протестантов, Бог Библии поощряет высокое качество товаров и услуг и честное отношение к клиентам и запрещает лживые способы обогащения - «приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти» (Притчи 21:6), «не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Левит 19:35-36), «не должны быть двоякие гири, большие и меньшие… гиря у тебя должна быть точная и правильная, … чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Второзаконие 25:13-16), «мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро» (Притчи 20:23). · Ограничение рабочего дня и рабочей недели посредством запрета работать в 7-й день недели, который называется днем покоя. На иврите слово покой звучит как шаббат, от чего произошло русское слово Суббота: «Наблюдай день покоя (шаббат - суббота), чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - покой (шаббат) Господу, Богу твоему.
· Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты» (Второзаконие 5:12-14), «Помни день покоя (шаббат), чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - покой (шаббат) Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой отдыхал; посему благословил Господь день покоя (шаббат) и освятил его.» (Исход 20:8-11). · Христиане перенесли день покоя с субботы на воскресенье, так как в этот день Христос воскрес из мертвых, и являлся ученикам по воскресеньям (Евангелие от Иоанна 20:19). Иисус учил: «покой для человека, а не человек для дня покоя» (Евангелие от Марка 2:27). Заключение
Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию. Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций. Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить. Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества - независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.
Складывающийся капитализм получил в протестантизме духовное обоснование. Список литературы
1. История Европы с древнейших времен до наших дней, тт. 1-8. Т. 3: От средневековья к новому времени (конец ХV - первая половина ХVII в.). М., 2005 2. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, тт. I-II. М., 2005-2006 . Кернс Э. Дорогами христианства: История церкви. М., 2006 . Льюис В. Спиц, История Реформации (на русском языке). - М., Фонд «Лютеранское Наследие», 2007. . Лютер М. Время молчания прошло: Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 2006 . Лютер М. Избранные произведения. СПб, 2005 . Порозовская Б.Д. Мартин Лютер: Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб, 2005 . Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения, чч. 1-5. ч.4: От средневековья к новому времени. М., 2005
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|