Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ современного состояния и проблем круизного туризма в Хабаровском крае

 

Развитие туристской отрасли способствует удовлетворению потребностей населения, оказывает положительное воздействие на изменение облика территории, способствует укреплению межрегиональных и международных связей, оживлению деловой активности, оказывает стимулирующее воздействие на ключевые сектора экономики, такие как: транспорт, связь, строительство, гостиничное хозяйство, торговля, производство товаров народного потребления и другие.

Жизнь практически всех городов и многих других населенных пунктов Дальнего Востока достаточно тесно связана с Амуром. Начало круизного движения по реке Амур, являющейся главной достопримечательностью Хабаровского края, относится к 1977 году. Круизы проходили на судах типа «Николай Пржевальский», «Ерофей Хабаров», «30 лет ГДР». Организацию круизов осуществляли: «Хабаровское Бюро путешествий и экскурсий» («Хабтурист»), «Интурист» и БММТ «Спутник», имеющие свои филиалы в г.г. Николаевске, Комсомольске-на-Амуре и Биробиджане. Основные маршруты были определены по направлениям: Хабаровск - Благовещенск - Хабаровск, Хабаровск - Николаевск-на Амуре - Хабаровск и Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск, а также еженедельные маршруты выходного дня, в летний период, на Зеленый остров. Существующая централизованная система распределения путевок, предполагающая оплату путевок через профсоюзные организации, способствовали популяризации круизных маршрутов. Основными участниками круизов были туристические группы из Приморского края, Камчатской, Сахалинской и Еврейской областей, а также жители Хабаровского края. В связи с открытием в начале 90-х годов в г. Хабаровске авиарейсов в США (Хабаровск - Анкоридж, Хабаровск - Сан-Франциско) активно развивалось круизное направление компанией «Интур-Хабаровск» на теплоходе типа «Звезда Амура» для американских туристов.

В предстоящей навигации «Амурское речное пароходство» предоставляет «Фирмам» пассажирский теплоход «Полесье-18» с экипажем, для перевозки туристов по маршруту Хабаровск - Фуюань - Хабаровск.

Самым массовым туром является круиз по реке Амур на теплоходе «Звезда Амура», который организует туристическая фирма «Вояж». Продолжительность круиза 8 дней на борту теплохода «Звезда Амура». Такие путешествия позволяют отдыхать в неизведанных местах Дальнего Востока несколько дней и вместе со всей семьей. Стоимость путевки зависит от уровня комфортности размещения туристов по каютам с первого по четвертый классы.

В рамках краевой программы Министерством молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края на теплоходе «Звезда Амура» был организован международный круиз, в котором приняли участие представители России, Франции, Канады, США, Австралии.

В рамках круиза состоялось межрегиональное совещание «О взаимодействии регионов Дальнего Востока и Забайкалья в области межрегионального туризма». Совещание проходило в режиме круглого стола. Были рассмотрены вопросы:

- о региональной законодательной базе в области туризма;

- о формах и перспективах взаимодействия в области межрегионального туризма на Дальнем Востоке и Забайкалье;

- о возрождении речных круизов.

Совещание стало отправной точкой в развитии отношений делового сотрудничества регионов в области туризма.

Маршрут следования был выбран до Николаевска-на-Амуре и обратно. По пути следования состоялись остановки в г. Комсомольск-на-Амуре, с. Богородское, с.Булава, с.Троицкое, с.Сикачи-Алян.

Круиз по Амуру готовый турпродукт. Только здесь они увидели развитие, перспективы, а по имеющейся информации до поездки, точнее отсутствию ее - был негатив, страх и предвидение полной разрухи и отчаяния российских граждан.

Естественно каждая нация - это особый колорит, особый подход. Это важно учитывать при составлении маршрута и экскурсионной программы. Всех туристов, приехавших на Дальний Восток объединяет одно - желание погружения в природу, созерцания природных явлений и получение информации о культуре, быте и традициях народов Приамурья.

Положительные моменты, высказанные туристами по итогам круиза: недорогая цена круиза большие пространства, свежесть общения; возможность наблюдения за природными явлениями, птицами (желательно иметь в прокате для туристов бинокли).

На теплоходе «Василий Поярков» в 2002 году состоялся международный круиз «Диалог культур», организованный управлением по туризму комитета по экономике администрации края совместно с комитетом по культуре и искусству администрации края. Рекламой проекта, комплектацией делегаций и фрахтом судна занималась туристическая фирма «Вояж». В круизе приняло участие 98 человек, в том числе представители США, Таиланда, Японии, Бурятии, Амурской области и Приморского края.

Основной проблемой, решаемой с помощью данного проекта являлось развитие въездного и внутреннего туризма, возрождение круизов по Амуру, формирование привлекательного имиджа Дальневосточного региона, а также пропаганда культурного наследия и поддержка самобытного народного творчества, обмен культурными традициями между народами. В рамках круиза прошли культурные акции, творческие встречи и вечера. Состоялось посещение петроглифов в с. Сикачи-Алян, этнокультурных центров в с. Нижние Халбы, Троицкое, экскурсионная программа в г. Амурске, Комсомольске-на-Амуре, зеленые стоянки с организацией спортивных мероприятий, «Праздника Нептуна». Ежедневно на теплоходе работали творческие мастерские, «Изба ремесел», а также было проведена презентация пятизвездочного отеля «Royal Kliff» (г. Паттая) и три семинара: «Искусство самопрезентации», «Законодательный процесс в Хабаровском крае», «Новые документы в сфере валютного законодательства». В г. Комсомольске-на-Амуре для представителей турфирм и директоров гостиниц города состоялся на теплоходе семинар по вопросам организации гостиничного бизнеса.

Для представителей крупной немецкой туркомпании «Olimpia Reisen GmBH» организован рекламный круиз по Амуру (Хабаровск-Николаевск-на-Амуре). По его итогам заключен договор об организации приема в августе 2005 года в Хабаровском крае немецких туроператоров в количестве 60-и человек.

Организаторами круиза было отмечено, что данный круиз вызвал интерес к дальневосточной природе, экскурсионной и культурной программе, культуре малочисленных народностей Приамурья, а также к вопросам в области культурного туризма.

Результатом проделанной работы явилось решение Федерального агентства по туризму о включении круиза по Амуру в Ведомственную целевую программу «Туристские центры России на 2007 - 2009 годы» (из 88 субъектов РФ в программу включено 12 опорных туристских проектов, в том числе проект Хабаровского края «Развитие круизного туризма на Амуре»).

В целях продвижения туристического потенциала Хабаровского края на внутреннем и международном туристических рынках, а также привлечения в край дополнительных туристических потоков Министерство экономического развития и внешних связей края заключило договор о сотрудничестве по организации круизов по реке Амур с крупнейшим европейским туроператором компанией «Олимпия Райзен».

В сентябре 2005 года был проведен первый круиз для немецких туристов на теплоходе «Е.Хабаров».

Стоимость путешествия для туристов из Германии составила 2,0 тыс. евро. Несмотря на высокую стоимость тура, интерес к круизам по Амуру сохраняется на международном рынке туруслуг. Для развития круизного направления в Хабаровском крае необходимо иметь гибкую систему ценовых пакетов для туроператоров, планирующих развитие круизного направления для российских и зарубежных туристов. На сегодняшний день цена круизного путешествия по р. Амур превышает в 2 раза стоимость европейских круизов на комфортабельных теплоходах [12].

Круиз по Амуру признан как перспективный маршрут для зарубежных туристов. Участники круиза отмечали хорошее обслуживание, интересную культурную и экскурсионную программу, наличие уникальных объектов показа в местах проживания малочисленных народов Приамурья, а также незабываемый природный ландшафт на протяжении всего маршрута.

Таким образом, рассмотренный опыт организации круизов по Амуру показывает, что к данному направлению есть интерес у иностранных туристов, следовательно, водно-круизный туризм необходимо развивать, предлагать новые направления, маршруты.

Из анализа можно сделать вывод, что приоритетным направлением туристской отрасли Хабаровского края является активизация и развитие круизного туризма. Отличительной особенностью круизного туризма в Хабаровском крае является его природно-экологическая и этнографическая направленность. Ежегодное увеличение турпотока является наглядным подтверждением привлекательности Хабаровского края для зарубежных гостей.

Учитывая положительные факторы круизов, как путешествие в условиях достаточно высокого комфорта, высокий природный и культурно - этнографический потенциал долины р. Амур, а также имеющуюся перспективу по организации совместных международных круизных программ с заходом на территорию КНР круизное направление может стать одним из основных в создании регионального турпродукта.

На сегодняшний день существуют ряд проблем, влияющих на развитие круизного туризма в крае [14]:

- отсутствие специально оборудованного и укомплектованного комфортабельного круизного судна;

- несоответствие соотношения «цена - качество» предлагаемого турпродукта;

- высокие цены за фрахт судна;

- низкая рентабельность туров (убыточность);

непродолжительность «интенсивного круизного сезона» (для российских туристов с середины июня до середины сентября);

- требующая модернизации инфраструктура объектов показа для проведения экскурсионных и культурных программ по маршруту круиза.

В прошлом году на развитие туризма в крае оказывали негативное влияние такие факторы, как: недостаточно развитая туристская инфраструктура, а также отсутствие инвестиционных ресурсов на ее развитие;

- отсутствие в крае современных, комфортабельных гостиниц туристского класса, соответствующих уровню «две-три звезды» с доступными ценами на размещение;

- недостаточное количество имеющихся объектов культурно-развлекательного назначения, уровень и состояние которых не соответствуют требованиям современного туристского рынка;

- низкий уровень сервисного обслуживания при достаточно высокой стоимости услуг;

- высокие транспортные расходы, связанные как с въездом в Российскую Федерацию, так и передвижением внутри страны, что существенно влияет на удорожание предлагаемого туристского продукта;

- отсутствие прогнозируемой тарифной политики основных транспортных перевозчиков края, выражающейся в непредвиденных колебаниях цен на предоставляемые услуги;

- недостаточный объем информации о туристском потенциале и возможностях края на международных туристских рынках стран Севере и Юго-Восточной Азии, а также Европы.

Водный туризм на территории Хабаровского края является развивающимся комплексом. В связи с этим должен постоянно вестись поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания к водному туризму как сектору экономики Хабаровского края до сих пор не уделяется. Тем не менее, в сфере водных путешествий Хабаровского края имеется и ряд нерешенных проблем [13].

Транспортное обслуживание туристов является одной из составляющих речных путешествий и круизов. К сожалению, в настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация Перевозчики на рынке речных путешествий сами определяют цены на туристские услуги. В связи с этим, необходимо принятие Правительством Хабаровского края законодательного акта, прямо регулирующего отношения в данной сфере.

Имеет место плохое техническое состояние теплоходов, ненадежность поставщиков услуг, отсутствие четко сложившегося спроса на водные круизы, что в свою очередь тормозит развитие в Хабаровском крае водно-круизного туризма.

Таким образом, что касается проблем круизного направления в туризме Хабаровского края, можно отметить следующие наиболее проблемные моменты:

1. Материальная база туризма и гостиничного хозяйства края нуждается в существенной реконструкции. В том числе, на мой взгляд, при помощи Правительства Хабаровского края следует закупать новые теплоходы;

2. Особо остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров, недостаточно развита система их подготовки, что приводит к низкому уровню обслуживания клиентов;

3. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения регионального туристического продукта (особенно водный туризм) на внутренний рынок Российской Федерации и внешние рынки;

4. Также существуют проблемы и опасности при развитии водною туризма (в том числе огромное количество гнуса (мокрец, мошка, комары, слепни), клещевой энцефалит, наводнения. Реки бассейна Амура полноводны, чему способствуют муссонный климат, относительно небольшое испарение и значительная лесистость территории. Характерны интенсивные русловые процессы, дробление русел на рукава в равнинных частях бассейна и частые летне-осенние паводки, связанные с летними муссонами, которые приносят со стороны моря большое количество влаги.

5. Организационные и управленческие: отсутствие надежной судовой обстановки на реках (некоторые створы на Амуре не обеспечены огнями в ночное время, недостаточное ведение дноуглубительных работ на фарватерах рек), отсутствие оборудованных причалов (помимо портов) на морских побережьях, отсутствие надлежащей правовой базы на ввоз оружия иностранцами и вывод ими трофеев;

6. Нет твердо обусловленной правовой базы по использованию охраняемых территорий

В целях развития системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения регионального туристического продукта (водных круизов) необходимо:

- дальнейшее совершенствование рекламно - информационного обеспечения туризма, способствующего увеличению потока российских и иностранных туристов в Хабаровский край;

- проведение рекламных кампаний в отечественной и зарубежной прессе, на радио и телевидении с целью формирования образа Хабаровского края как региона благоприятного для туризма;

- проведение пресс - конференций и других рекламных акций;

- организация публикаций в российских и зарубежных средствах массовой информации серии статей о возможностях туристической отрасли в Хабаровском крае;

- организация оперативного информационного Обеспечения для производителей и пользователей туристических услуг;

- создание целостной системы данных о туристических возможностях Хабаровского края для отечественных и иностранных туристов;

- дальнейшее совершенствование информационной системы в сфере туризма[12].

Сегодня дан старт комплексному развитию Востока России. Правительство России одобрило проект федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.». Согласно программе, до 2013 г. объем средств федерального бюджета, выделяемых на развитие Дальнего Востока и Забайкалья, составит около 430 млрд. рублей, а с учетом частных инвестиций должен превысить 566 млрд. рублей. Основная часть средств федерального бюджета в рамках программы будет направлена на развитие транспорта. На эти цели в 2008-2013 гг. будет направлено 58 % средств. В частности, на эти деньги будут реконструированы 22 аэропорта, 13 морских портов, построена современная паромная переправа, соединяющая Сахалин с материком, также будет проложено 6,5 тысяч километров дорог. Остальную часть средств федерального бюджета предполагается направить на развитие инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства, связи.

Попытки включения в прежние программы развития Дальнего Востока отдельных объектов туристского назначения (вплоть до строительства речного вокзала в Хабаровске) не всегда приносили результаты, так как эти объекты не были увязаны в комплексе со всей программой социально-экономического развития региона. Отсутствие транспортной инфраструктуры, высокие транспортные тарифы и цены на энергоносители и электроэнергию не позволяют сегодня частному бизнесу инвестировать средства в развитие туристских объектов и средств транспорта.

Необходимо включить в Программу развитие круизного флота и инфраструктуры на Дальнем Востоке, как речного, так и морского. Создание круизных судов с низкой осадкой позволит развивать международный круизный туризм на Амуре в полном объеме с заходом в китайские порты, где низкая глубина у причальной стенки, а также в притоки Амура, такие как Уссури и Сунгари.

Если этого не будет сделано сейчас нами, то через несколько лет на наши реки и моря придут теплоходы иностранных круизных операторов, возможно даже китайских, так как в Китае на развитие туризма выделяются сегодня значительные средства и Китай постепенно выходит в лидеры по въездному туризму, а, следовательно, и по доходам от развития въездного и внутреннего туризма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...