Семибоярщина» и Владислав IV
Поражение войск Василия Шуйского от поляков под Клушиным (24 июня/4 июля 1610г.) окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошел переворот. Дворяне во главе с Ляпуновым и посадские люди свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. Москвой стала ведать группа из семи бояр во главе с Мстиславским – «Семибоярщина». Фактически власть её не распространялась за пределы Москвы: на западе от Москвы, в Хорошеве, встали поляки во главе с Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском – вернувшийся из-под Калуги Лжедмитрий II, с которым был и польский отряд Сапеги. «Семибоярщина» состояла из членов Боярской думы – князей Ф.И.Мстиславского, И.М.Воротынского, А.В.Трубецкого, Б.М.Лыкова, а также И.Н.Романова, Ф.И.Шереметева. В начале работы правительства в ней принимал участие и кн. В.В.Голицын. Главой Семибоярщины был избран князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы с 1586г. Федор Иванович Мстиславский. В истории его политической деятельности он трижды отказывался от выдвижения на русский трон (1598г., 1606г., 1610г.), и согласился быть лишь главой объединенного боярского правительства в 1610г. Идея избранного боярского правительства неоднократно возникала в русской истории 16–17 вв., в том числе при Иване Грозном (Избранная рада) и Феодоре Ивановиче (в 1585г. в подобное правительство входили Ф.И. Мстиславский, Н.Р. Юрьев, С.В. Годунов, князья Н.Р. Трубецкой, И.М. Глинский, Б.И. Татев, Ф.М. Троекуров), однако в полной мере реализовалась лишь в период Смуты. Боясь искать опоры и помощи внутри страны (в стране полыхала крестьянская война под руководством И.И. Болотникова), московские бояре решили обратиться к полякам с предложением найти компромисс. В начавшихся переговорах представители Семибоярщины дали обещание, несмотря на протесты русского патриарха Гермогена, не избирать царём представителя русских родов.
17(27) августа 1610г. поляки дали согласие правительству Семибоярщины подписать договор. Согласно ему, правителем Семибоярщины русским царём признавался сын польского короля Сигизмунда III – королевич Владислав, который призывался на русский престол. Ограждая свои привилегии, аристократическое правительство добилось включения статей, ограничивавших права Владислава (необходимость принятия им православия ещё в Смоленске, обязательство жениться только на русской, ограничение количества приближённых лиц из Польши, сохранение всех прошлых порядков с неизменным крепостным правом и т.п.). С.Жолкевский, понимая, что подписание договора может быть негативно воспринято польским королем, направил к тому посольство в составе князя В.В. Голицына и митрополита Филарета Никитича Романова (отца Михаила Романова). Приняв посольство, Сигизмунд III потребовал, чтобы не его сына, а его самого Семиборящина признала царем России. По его требованию С. Жолкевский привез в Польшу низложенного царя Василия Шуйского, в то время как правительство Семиборящины в ночь на 21 сентября 1610г. тайно впустило в Москву польские войска, стоявшие в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым. В российской историографии этот факт рассматривается как акт национальной измены. Наместник Владислава (т.к. королевичу было всего 15 лет) Александр Гонсевский, получивший чин боярина, стал самовластно распоряжаться в стране. С октября 1610г. реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках военных руководителей польского гарнизона (А. Гонсевского и С. Жолкевского). Не считаясь с русским правительством из семи бояр, он щедро раздавал земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране. Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен.
Семибоярщина номинально функционировала вплоть до освобождения Москвы Народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского. В польской историографии ее оценка разнится с российской. Она считается избранным правительством, на законной правовой основе (договор от 17 августа 1610г.) пригласившим иностранцев управлять Московией. Владислав IV Сигизмундович Ваза «Польский» – король Польши с 6 февраля 1633г., (провозглашение избрания 8 ноября 1632г.), старший сын Сигизмунда III. 27 августа (6 сентября) 1610г., как Московский царь, принял присягу московского правительства и людей. По договору 4 февраля 1610г., который был заключен под Смоленском между королем Сигизмундом и московским посольством, королевич Владислав должен был занять после принятия православия Московский престол. После низложения Василия Шуйского летом 1610г. московское правительство (Семибоярщина) признало Владислава царём и чеканило от имени «Владислава Жигимонтовича» монету. Владислав православия не принимал, в Москву не прибыл и венчан на царство не был. В октябре 1612 г. в Москве было низложено боярское правительство королевича Владислава; в 1613 г. царём был избран Михаил Фёдорович. До 1634 г. Владислав продолжал пользоваться титулом Великого князя московского. В 1617 г. Владислав, поощряемый польским сеймом, неудачно попытался овладеть московским престолом, ограничившись территориальными уступками Москвы Польше по Деулинскому перемирию. Окончательно отказался от претензий на Москву по Поляновскому миру в 1634г., уже будучи польским королём. Заключение
Осенью 1611 г. по инициативе К.Минина и приглашенного им Д. Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе 1612 г. оно подошло к Москве и 26 октября 1612 г. освободило ее. В 1613 г. Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова, в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 г. был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618г. заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий уйдёт практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 г., в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей. Территориальные потери России смог возместить и восстановить лишь царь Петр I почти сто лет спустя.
Однако долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия Смуты – разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора десятилетия. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т.д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8%. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишка с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам 17 века населённость была все ещё ниже уровня 16 века. И в середине 17 века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами. Следствием Смутного времени стали также изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.
Список литературы
1. Алексеев Н.Н. Лжедмитрий I. – М.: АСТ, 2001. – 560 с. 2. Бердышев С. Смутное время. – М.: Мир книги, 2007. – 240 с. 3. Буссов К., Елассонский А., Геркман Э. Хроники Смутного времени. – М.: Фонд С.Дубова, 1998. – 608 с. 4. Валишевский К. Смутное время: историческая хроника. – М.: АСТ, 2007. – 509 с. 5. Захаревич А.В. Русские цари. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 576 с. 6. Масса И., Петрей П. О начале войн и смут в Московии. – М.: Рита-Принт, 1997. – 560 с. 7. Морозова Л.Е. Смута начала XVII века глазами современников. – М.: РАН, Институт российской истории, 2000. – 400 с. 8. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. Борис Годунов. Василий Шуйский. – М.: АСТ, 2005. – 1005 с. 9. Толстиков А. Русские цари. – М.: Белый город, 2008. – 304 с. 10. Ульяновский В. И. Смутное время. – М.: Европа, 2006. – 448 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|