Экспериментальный анализ соотношение самооценки и уровня притязаний с тревожностью, агрессивностью и гневом.
Методика. Для исследования самооценки использовалась модифицированная методика Дембо-Рубинштейн (Бороздина, Видинска, 1986). Использовались следующие шкалы: почерк, здоровье, ум, характер, уверенность в себе, счастье, общая оценка себя, будущее. Стандартная инструкция (Бороздина, Видинска, 1986) предъявлялась на примере шкалы «почерк», данные по которой анализу не подвергались. На каждой шкале требовалось отметить три позиции, отражающие реальную, идеальную и возможную («могу») самооценки испытуемого. По окончании заполнения шкал проводился сеанс клинической беседы с целью выяснения мотивировки позиций СО, субъективных значений крайних положений шкал. Уровень притязаний исследовался по методике Хоппе-Юкнат (Бороздина, 1985). Стимульным материалом служили матрицы Равена; сам эксперимент строился как тест на интеллект. Наиболее часто использовались серии С и D матриц, поскольку именно они были оптимальны для большинства обследуемых людей. Испытуемым давалась стандартная инструкция (Бороздина, 1985), в соответствии с которой они должны были в каждой из двенадцати проб самостоятельно провести выбор предпочтительного для них уровня сложности (из 12-ти возможных) и решить задачу за установленное экспериментатором ограниченное время. После окончания времени, отводимого на решение задачи, испытуемый получал обратную связь о правильности или неправильности своего решения. Перед последней пробой испытуемые предупреждались о том, что она будет заключительной. В этой пробе испытуемые вне зависимости от фактического результата получали обратную связь о «правильности» решения, но при обработке данных учитывалось реальное достижение. В протоколе фиксировались номер пробы, ее результат и вербальная продукция испытуемого. После завершения пробы на УП проводилась клиническая беседа, которая была направлена на уточнение тактики целеуказания, прежде всего трудности избираемых субъектом целей в данной ситуации и вне ее.
Уровень личностной тревожности (УТл) оценивался с помощью шкалы MAS Дж.Тейлор(Тау1ог, 1953), с добавлением шкалы лжи, состоящей из 10 утверждений предложенной Немчиным (Бороздина, 1997). Для уточнения показателя личностной тревожности, в случае, когда это было необходимо (при определении по опроснику MAS уровня тревожности на границе секторов; при показателях шкалы лжи, близких к порогу недостоверности (5 баллов)), использовалась оценка уровня тревожности по методике «временной пробы» (Забродин, Бороздина, Мусина, 1989). Для диагностики агрессивности и гнева использовались «Тест руки» (Руководство..., 1992), методика «Рисунок Человека» (Каталог..., 1990; Романова, Потемкина, 1991; Маховер, 1996), а также проходящий сейчас адаптацию в нашей стране 30-ти пунктовый вариант STAS (Spielberger & others, 1983; Бобрышева, 1998; Leonova, Bobrysheva, 1999, Калиниченко, 2000). Выбор «Теста Руки» обусловлен тем, что структура методики позволяет оценить не только общий уровень агрессивности человека, но и составляющие его установки - как истинно агрессивные, способствующие внешнему проявлению, так и блокирующие ее. Стимульным материалом служил набор из 10 карточек, одна из которых пуста, а на 9-ти остальных представлены изображения человеческой кисти в различных положениях. Перед испытуемым ставилась задача указать действия, которые может производить данная поза руки. При необходимости уточнялись с целью определения объекта, направления, обстоятельств воображаемого действий. Ответы испытуемых классифицировались по следующим категориям: Агрессия, Директивность, Страх, Эмоциональность, Коммуникация, Зависимость (см: Руководство..., 1992); кроме того, они могли быть отнесены к категориям Демонстративность, Ущербность, Активная безличность, Пассивная безличность, Описание, однако в подсчете баллов агрессивности они не участвовали, т.к. их роль в общем профиле агрессивности неоднозначна.
Общий балл агрессивности рассчитывался по формуле: Общ. Агр.= Агр.+Дир.-Стр.-Эмоц.-Комм.-Зав. и мог принимать как положительные, так и отрицательные значения. Для уточнения данных об агрессивности использовалась методика «Рисунок Человека». Испытуемого, которому давался чистый лист стандартного формата, простой карандаш, просили «нарисовать человека". Комментарии экспериментатором, в случае запроса испытуемого, давались в самом общем виде («нарисуйте так, как вы считаете нужным»). В исследовании использовался опросник STAS: - 30-ти пунктовый вариант методики. Выбор данного аналога обусловлен, во-первых, первичной адаптированностью его на отечественной выборке, а во-вторых, распределением ответов по субшкалам: «эмоциональный гнев», «вербальный гнев», «физический гнев» - в шкале оценки состояния гнева; «гнев-темперамент», «гнев-реакция» - в шкале оценки гнева как свойства личности. Опросник для оценки состояния гнева заполнялся каждым испытуемым дважды, при этом использовались разные инструкции: 1. «Нейтральная» - Что Вы чувствуете в данный момент времени? 2. «Воображаемый гнев» — Представьте себе, что Вас незаслуженно обидели. Что бы Вы испытывали в этой ситуации? Вторая инструкция использовалась при адаптации методики (Бобрышева,1998); ее применение в исследовании обусловлено выявлением различий у разных испытуемых в проявлении гнева в ситуации незаслуженной обиды. При изучении характеристики гнева как черты личности применялся русифицированный 15-ти пунктовый аналог шкалы Trait-Anger («гнев-черта») (Калиниченко,2000). Для того, чтобы в исследовании принимали участие только люди, соответствующие определенным критериям нормы, использовался опросник Хека-Хесс (Hock, Hess, 1976) для отсева респондентов с выраженными показателями невротизма. В эксперименте участвовали 26 человек: 9 мужчин и 17 женщин, от 19 до 57 лет, с высшим, средне-специальным и средним образованием.
Список литературы Алексеева Т.Н. Ожидание результатов деятельности как одна из характеристик самооценки школьника // В сб.: Психолого-педагогическое изучение личности школьника. -М, 1977 Александровская Э.М., Пиатковская Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка // Здоровье, развитие, личность. - М., 1990 Арестова O.K., Бабанин Л.Н., Тихомиров О.Н Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера // Вопр. психол., 1992, №1 Арестова O.K. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вест. МГУ, Сер 14, Психология, 1998, №4 Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986 Бобрышева Н.А. "Психометрическая адаптация методики Ч.Спилбергера для оценки состояний гнева и ярости". Дипл.работа. М., МГУ, факультет психологии, 1998 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968 Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М., 1985 Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психол. жур. 1992г., №4 Бороздина Л.В. Самооценка и притязания: диагностика факторов риска психосоматических заболеваний. (Авторская разработка психодиагностической схемы). -М., 1997 Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное изучение самооценки. Автореферат дисс. докт. психол. наук. М., МГУ, 1999 .Бороздина Л.В., Видинска Л. Соотношение самооценки и уровня притязаний. // В кн. Личность в системе коллективных отношений. - Курск, 1980 Бороздина Л.В., Рудова Е.В., Соломина Л.В. Самооценка и возраст. - В кн.: Тез. научи, сообщений сов. психологов VI съезду О-ва психологов. Категории, принципы и методы пеихологик. Психические процессы. Ч. 2. М., 1983. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вест. МГУ, Сер. 14, Психология, 198бг.,№3 Бороздина Л.В., Данилова Е.Е. О различиях в характеристиках притязаний мужчин и женщин // Вест. МГУ, Сер. 14, Психология, 1987г., №2 Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний // Вопр. псих., 1993г., №1 Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Вып! (1), 1989
Бороздина,B., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вест. МГУ, Сер. 14. Психология, 1988г., №1 Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой зрелости // Вест. МГУ, Сер. 14, Психология, 1990г., №2 Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости. Б Сообщение 1.11 Вес г. МГУ, Сер. 14, Психология, 1996г., №4; Сообщение 2. // Вест. МГУ, Сер 14 Психология, 1997г., №1 Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте пожилых. Сообщение 1. // Вест. Мгу, Сер. 14, Психология, 1998г., №4; Сообщение 2.11 Вест. МГУ, Сер. 14, Психология, 1999, №1 Бороздина Л.В., Шулепова О.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при некоторых видах кардиопатологии // Сб. Личность и труд. Депон. в ГЦНМБ. М., 1987 Бороздина Л.В., Пуки иска О.В. Личностные особенности больных артериальной гипертонией. // Ежегодник РПО «Психология сегодня». М., 1996, т. 2, вып. 4. Бурова А.В., Суворова Т.Д. Зависимость самооценки школьника от содержания общения со стороны взрослого // Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. - М., 1981 Былкина И.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматический патологии. Дисс:канд.псих.наук - М.:МГУ, 1995 Былкина 1:.Д. Развитие зарубежных психосоматических теорий (Аналитический обзор) // Психол. /кур., 1997г., №2 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - С-Пб., 1997 Васильев И.А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. Автореферат дисс:докт.психол.наук. М.,МГУ, 1998 Ведмеденко Ю.Н. Психологическая адаптация методики Ч.Д. Спилбергера «Экспрессия гнева и ярости». Дипл. раб. М., МГУ, факультет психологии, 2000 Джеймс У. Психология - М., 1991 Ениколопов С.Н. Психология агрессии // Вест. Псков. Вол. ун-та, 1994г., №1 Ерофеев А.К. Развитие методов исследования уровня притязания. Автореф. канд.дисс.- М., 1983 Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психол.журн., 1989, №5 Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. Автореф.дисс:канд.психол.наук. - М., 1995 Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопр. псих., 1989(а), №1 Захарова А.В. Уровень притязаний как показатель самооценки // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, вып. 1(1), 1989(6) Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. - М., 1981 Калиниченко Т.А. Валидизация русскоязычной версии опросника Ч.Д.Спилбергера по оценке гнева и ярости как черты личности. Курсовая работа 4-ого года обучения. М., МГУ, факультет психологии, 2000
Капустин А.П. Исследования уровня притязаний в условиях психологического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента. Канд.дисс. - М., 1980 Коломинский Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях. Канд.дисс. - Минск, 1972 Коп И.С. Открытие Я. - М., 1978 Коркина М.В., Марилов В.В. Личностные особенности и характер психологических нарушений при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки // Жур. невропатологии и психиатрии им. С.В. Корсакова, 1982г., №11 Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. - М., 1994 Мак-Кей М.. Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. -С-Пб., 1997 Маховср К. Проективный рисунок человека. - М., Смысл, 1996 Мейер Б. Структура личностных свойств у старших школьников // Здоровье, развитие, личность - М., 1990 Мишина Т.М. К исследованию психологического конфликта при неврозах // В кн. Неврозы и пограничные состояния. - Л., 1972 Мясищев В.Н. Работоспособность и болезни личности. - Невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935, Том IV, выи. 9-10 Назаретяп А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. -М., 1995 Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности. Изучение подростков с разной направленностью личности // В кн.: Изучение мотивации детей и подростков - М.. 1972 Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка//Психол.жур., 1998г, №1 Пантелесн С.Р. Самоотношение как эмоционально ценностная система - М., 1991 Пацявичус 1-1.Л. Эмоциональность и самооценка организации деятельности // Вопр.псих., 1985г., №4 Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психол.жур., 1996г, №5 Резниченко Н.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопр.псих., 1986г., №3 Рейковскнй Я. Личность и ее подверженность влияниям эмоций - проблема эмоциональной устойчивости // В кн.: Экспериментальная психология эмоций - М., 1979 Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.- М., 1970 Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку другими людьми//Изучение мотивации детей и подростков. М, 1972 Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения/Вопр.псих., 1975г, №3 Семенюк.M. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста - М., АПН, 1991 Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников // В кн.: Учен. Записки. Тамб.пед.ин-т, вып, 1956 Сироткин С.Ф. Не является ли агрессивность реакцией на первичную недостаточность себя? // Alma mater: юбил.сб.науч. статей по пед. и психол., посвящ. 60-летию каф.общ.психологии, пед. и пед.психол. Удм.ун-та - Ижевск, 1995(а) Сироткин С.Ф. К вопросу о метапсихологической оценке агрессивности // Вест. Удм.ун-та, 1995(6). №7 Соколова Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. - М., 1989 Соловьева С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойства личности // Обозрение психиатрии и мед.психол., 1995г.,№3-4 Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983 Тульчинский М.М. Особенности самооценки и уровня притязаний в позднем возрасте. Автореф.дисс.канд.психол.наук. -М., 1996 Фрейд 3. О клиническом психоанализе. - М., 1991 Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. // Фрейд 3. Психоаналитические этюды. -М., 1992. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность т. 1 - М, 1986 Цоков Б. Взаимосвязь между Я образом и уровнем тревожности // Психология, София, 1984г., №1 Чабыев 11.11. Аффект неадекватности в ранней юности. В кн.: Новое в психологии, вып. №1, М., 1975 Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М., 1977 Bagley C'.(cd) Personality, cognition and values. - Calgary, 1986 Bandura A. Aggression: social learning analysis. - N-J., 1973 Berkowitz.Aggression: social psychological analysis. - N-Y., 1962 Birney, Hurdick, Teevan R.Fear of failure. - N-J., 1969 Buss A. The psychology of aggression. - N-Y., 1961 Deffenbacher J. Trait anger: Theory, findings, and implication: In D. Spielberger & J.N. Butcher (Eds) Advances in personality assessment - N-J., 1992, PP. 177-201 Dollard J., Doob L., Miller N.,Mourer O., Sears R. Frustration and aggression. - N-Y., London,1939 Feshbach S. The function of aggression and the regulation of aggressive drive // Psychol. Rew, 1964, N-Y., PP. 257-272 Fry P. Success, failure and self-other orientations // J.of Psychol., 1976, V. 93, PP. 43-49 Hock К., Hess H. Zur Grobefassung for Neurosen mit Hiffevonfragebogen. Rosier H.D. (Hrsg.) Personalichkeits diagnostik. Berlin, 1976 Hoppe F. Hrfolg und Miszerfolg // Psyhol. Forsch, 1930, B. 14 Kubacka-Jasiecka D. Структура "Я" агрессивных личностей как источник тревожности//Rocz.Komis.nauk Fed., 1988, PP. 187-200 Leonova Л.В., Bobrzshcva N.A. Measuring of anger: Russian version of Spielberger's State Anger Scale. In: Proceedings of 1998 АРА Convention. USA, S-F., 1999. Miller N. The Frustration-aggression hypothesis // Psyhol. Rew., 1941, V.43, PP.337-342 Rosenberg M Society and the adolescent self-image. - Princetion, 1965 Roscnzwcig S. A general outline of frustration // Character and Personality, 1938, V.7, PP.151-160 Sears R., Maccoby E., Levin H. Pattern as of childreading. - N.Y., 1957 Steisel B. and Cohen B. The effects of two degree of failure on level of aspiration and performance. // J. of Abn. And Social Psychol., 1951, Vol. 46, N1 Spielbergcr C., Jacobs G., Russel S. and Crane R. Assessment of Anger: The State-Trait Anger Scale. In: J.Butcher & C.Spielberger (Eds) Advances in personality assessment - N.J., 1983, PP. 159-187 Spielbergcr C., Krasner S. & Solomon E. The Experience, Expression and Control of Anger. In: M.Janisse (ed) Health psychology: Individual differences and stress - N.Y., 1988, PP. 89-108 Spielbergcr C., Sydeman S. State-Trait Anxiety Inventory and State-Trait Anger Expression Inventory. In: M.Maruish. The use of psychological tests for treatment planning and outcome assessment. - N.J., 1994, PP. 292-321 Stark R. <v Deffcnbacher J. General anger and self-concept. - Denver, 1986 Storr A. Human aggression. - London, 1969 Story D. £ Deifenbacher J. General anger and personality. - Tucson, 1985 Taylor J. A personality scale of manifest anxiety. //j. Abn. and Soc. Psychol., 1953, v. 48 Tccvan R. & Smith B. Relationships of fear of failure and need achievement motivation to a confirming interval as measure of aspirational levels // Psychol. Rep., 1975, V. 36 Teevan R., Smith В., Greenfeld N. & Loornis D. Practice Performance and level of aspiration // Psychol. Rep., 1982, V. 48, PP. 971-977 Welles L., Marwelle G. Self-esteem. Its conceptualization and measurement. - L., 1976 Wylie R. The Self-Concept. - N.J., 1979 Ziilmann D. Hostility and aggression. Lawrence Erlbaum assoc., 1979
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|