Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение социального страхования в России. Правовое регулирование добровольного, факультативно-обязатель ного и частно-обязательного страхования




 

Отдаленные исторические корни социального страхования мы находим в различных системах призрения бедных, которые также стары, как и само человечество. Во все времена у всех народов общество в форме приходов, общины, города, цеха - приходило на помощь своим немощным членам и в том или ином виде поддерживало их в моменты острой нужды. Как отмечал Н.А. Ви-гдорчик: «Едва ли есть какая-либо страна на земном шаре, где бы в той или иной форме, в тех или иных размерах, не существовало добровольных организаций, ставящих себе целью обеспечение своих членов в случае болезни. И это относится не только к культурным государствам Европы, Америки и Австралии, но и к самым отсталым странам Востока». Появление страхования на Руси С.А. Рыбников связывал с памятником древнерусского права» - «Русской правдой», которая дает интересные сведения о законодательстве X-XI вв. Особое значение имели нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной (вервью) в случае убийства. В ст. 6 и 8 «Русской правды» Рыбников С.А. усматривал все элементы договора страхования гражданской ответственности. Но страхование гражданской ответственности, по сути, не является страхованием социальным. Социальное страхование, как таковое, не есть простое обеспечение нуждающихся. Характерным его признаком является организованная взаимопомощь. В таком виде мы встречаем его уже в первые века нашей эры. Ренан сообщает, что в Греции и Риме христиане устраивали союзы взаимопомощи и похоронные кассы. Такие же союзы со смешанным религиозно-экономическим характером существовали и в средние века. Но до появления на арене истории капитализма такая организация не могла получить широкого распространения. Разрушив патриархальную связь, существовавшую в недрах общины и цеха, капитализм лишил человека той поддержки в случае нужды, которую оказывали ему раньше все лица, принадлежащие к одной с ним общественной единице. Оставшись, таким образом, как бы вне общества, одиноким и беспомощным, человек стал стремиться к созданию новых искусственных форм общественной организации, вместо отживших естественных форм. На этой почве возникли многочисленные и разнообразные организации добровольного страхования, ставившие себе целью обеспечение своих членов на случай потери заработка. Это был первый этап в развитии социального страхования. Отсутствие организованной помощи со стороны государственных или общественных структур приводило к тому, что в случае потери трудоспособности рабочие, зачастую, вынуждены были голодать и подвергаться унижениям. «Из этой ужасной дилеммы организованные рабочие пытались выйти путем устройства разного рода касс (взаимопомощи, эмеритальные кассы, кассы для служащих, пенсионные кассы, дружеские кассы - в Англии) на средства которых содержались те из членов, которые лишились возможности поддержать собственным трудом свое существование». Организация страхования в случаях болезни сводилась к созданию особого рода касс, именуемых чаще всего больничными. Цель этих касс - оказывать денежные пособия заболевшим рабочим, предоставлять им врачебную помощь, лекарства, больничное или иного рода лечение: кассы эти выдавали пособия роженицам и на погребение умерших участников их. Они не принимали на себя длящихся обязательств по обеспечению инвалидности, ввиду чего продолжительность выдачи пособий одному и тому же лицу обыкновенно ограничивалась определенным сроком. Больничные кассы организовывались первоначально вполне добровольно. К участию в кассах привлекались и предприниматели. Значение подобных касс для обеспечения нуждающихся рабочих было велико, но не давало полного решения проблемы. «Во-первых, следует обратить внимание на то, что в этих кассах участвует лишь небольшая часть рабочего населения вследствие чего только эта часть и имеет право на поддержку с их стороны. Далее, не подлежит никакому сомнению, что средства этих касс, составляющиеся в громадном большинстве случаев единственно из периодических взносов их членов, никогда сколько-нибудь значительных размеров достигнуть не могут, вследствие чего и оказываемые ими пособия соответствуют только самым скромным требованиям. Наконец, очевидно, что средства, доставленные таким образом, являются, в сущности, частью той суммы, которую получает рабочее население в виде заработной платы, и что каждый взнос, делаемый рабочим, соответственно уменьшает его собственный доход». В наиболее развитых капиталистических странах Западной Европы - в Англии и Франции добровольное страхование получило уже заметное распространение с конца 18 века. Англия являлась классической страной социального страхования. Там этот институт возник раньше, чем где бы то ни было «английское население давно прониклось капиталистической заповедью: «помогай себе сам». Этой заповеди долго держались и пролетарские слои населения. Но эта заповедь могла быть до известной степени осуществлена только в коллективных организациях, основанных на принципе взаимопомощи. Таким образом, стремление к самопомощи приводит к созданию добровольных страховых организаций - организаций чистого страхования в форме так называемых «дружеских обществ». Раньше других возникшие в Англии «дружеские общества» не ставили себе никаких других задач, кроме взаимопомощи в случае различного рода несчастий, главным образом болезни и смерти. Участие в «дружеских обществах» не было ограничено ни принадлежностью к рабочему классу вообще, ни к какой-то определенной профессии в частности. Это был в чистом виде институт добровольного страхования. За определенный ежемесячный или еженедельный взнос «Дружеские Общества» обеспечивали известные выгоды в точно определенных случаях. Такой же характер добровольных страховых учреждений носили и некоторые рабочие общества, возникшие во Франции в середине 17 века - так называемые «compagnonages», а также «общества взаимного вспомоществования».


Глава 2.Законодательство, регулирующее государственное и общественное призрение

 

Законодательство, регулировавшее государственное и общественное призрение при Екатерине II, основывалось на следующих принципах: полное осуждение и воспрещение добровольного нищенства; применение репрессивных мер к трудоспособным нищим; призрение нетрудоспособных нищих преимущественно в закрытых учреждениях (богадельни, странноприимные и сиротские дома, дома для умалишенных и пр.).

Обязанности по предоставлению пропитания и одежды нетрудоспособным жителям деревни были возложены на помещиков. В городах строительством и содержанием госпиталей, богаделен и других заведений общественного призрения занимались городские (сословные) управления (магистраты). Бывшим солдатам и сиротам помощь оказывали монастыри, которым на эти цели выделяли средства из государственной казны. Созданная Екатериной II система государственного призрения просуществовала с незначительными изменениями до начала XX века.

В 1864 г. в результате земской реформы дела приказов общественного призрения были переданы земским учреждениям, организованным по сословному принципу (для крестьян, мещан, купцов). Законодательство возложило на земства очень широкие обязанности. Земства выплачивали единовременные пособия пострадавшим от наводнений и других стихийных бедствий, неурожаев, пожаров, семьям нижних чинов запаса в случае призыва кормильцев в армию, крестьянам на переселение в другие местности, стипендии на обучение детей из бедных семей в средних и высших учебных заведений, принимали участие в финансировании домов и колоний для умалишенных, колоний малолетних преступников, приютов для подкидышей, строительства школ и благотворительных заведений и пр.

Кроме того, земства вели профилактическую работу по предупреждению бедности. В этих целях они открывали временные помещения для переселенцев, бесплатные столовые, странноприимные дома, бюро и конторы по трудоустройству, занимались организацией общественных работ.

Призрением бедных в городах занимались общественные управы.

Основными видами призрения в городах были: пособия нуждающимся за счет пожертвований или городских средств; содержание в закрытых заведениях (богадельнях, детских приютах и т.п.). ' К концу XIX и началу XX века в европейской части России насчитывалось 14854 государственных и частных учреждения общественного призрения*.

В докапиталистический период и при капитализме в отношении трудоспособных нищих применялись репрессивные меры, которые сочетались с оказанием сословной помощи нетрудоспособным нищим. Многие стороны деятельности по оказанию помощи нуждающимся оставались за пределами законодательного регулирования. Не были четко определены обязанности государственных органов, круг лиц, имеющих право на помощь, размеры помощи и источники ее финансирования.

Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось, начиная с XVII века, за счет казны на основании специального законодательства в зависимости от заслуг перед государством или в соответствии с табелем о рангах. К специальному законодательству относится Устав о пенсиях и единовременных пособиях 1827 г. Согласно Уставу царь единолично устанавливал размеры пенсий для своих приближенных, величина которых достигала 12 тыс. руб. в год. В зависимости от служебного положения пенсии бывших государственных чиновников колебались от 300 руб. до 4000 руб. в год. На основании актов правительства пенсиями и пособиями обеспечивались также чины полиции и их семьи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...