Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитательная система школы

 

Педагогический процесс происходит в рамках определённой воспитательной системы.

Воспитательная система комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между её участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, отмечая сложность внутренней структуры воспитательной системы школы, выделяют следующие её компоненты:

· цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создаётся);

· деятельность, обеспечивающая её реализацию;

· субъект деятельности, её организующий и в ней участвующий;

· рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некоторую общность;

· среда системы, освоенная субъектом;

· управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.

В педагогической теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под которой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитательной работы входит в В. с. как подсистема, охватывающая блок деятельности. В практике стремление педагогов достичь наилучших результатов воспитания с помощью набора определённых мероприятий приводит либо к ограничению целей за счёт выделения ведущих направлений в воспитании, либо к выбору в качестве основного воспитательного средства какого- либо эффективного педагогического приёма («погружение», «самоуправление» и т.д.). Использование суммы педагогических средств вне В.с. не всегда обеспечивает желаемые результаты, хотя в её рамках они применяются успешно.

Среди В.с. средних образовательных школ выделяют:

· традиционные В.с. массовых школ;

· В.с. сельских малокомплектных школ (так называемые семейного типа);

· В.с., организуемые на основе коммунарской методики.

В.с. профильных учебных заведений, имея много общего с системами массовых школ, отличаются от них по своим целям – воспитание детей с установившимися в определённой области науки интересами и развитие у них творческих способностей, а также поддерживают более тесные связи с высшими учебными заведениями и научными учреждениями.

В.с. школ-комплексов отличает сочетание учебного труда с творчеством, компьютеризация обучения сочетается с её гуманитаризацией, профильное обучение с досуговой деятельностью по интересам.

Особого рода В.с. возникают в зонах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают сильные эмоциональные потрясения. В этих В.с. важнейшими становятся реабилитационные функции, направленные на возвращение детей к нормальной жизни.

При благоприятных условиях социального развития могут возникать В.с. микрорайона, села, города и даже страны. Между ними складывается определённая иерархия. Так, при наличии В.с. микрорайона В.с. учебных заведений органично включается в её структуру. Каждая из В.с. обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей.

По типу организации воспитания В.с. традиционно разделяются на авторитарные и гуманистические. Характерная черта гуманистической В.с. – ориентация на личность ребёнка как основную цель, результат и показатель эффективности В.с.

Создание гуманистической В.с. начинается с разработки её исходной (малой) концепции и ознакомления с её основными идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная ответственность) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации В.с. вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей. В процесс управления системой вовлекается всё большее число педагогов и учащихся.

Сложившиеся В.с. гуманистического типа отличаются: наличием педагогической концепции; здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентаций и отчуждением негативных явлений; атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи обеспечивающей каждому ребёнку ощущение душевного комфорта; взаимодействие со средой и др.

Любая В.с. – явление развивающееся. Она проходит этапы становления, организационного оформления, функционирования в максимальном режиме, обновления и перестройки.

Этапы развития воспитательной системы школы. Опыт оказывает, что воспитательная система школы проходит в своем развитии четыре этапа.

Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.

Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили отношения между всеми участниками образовательного процесса, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темп продвижения здесь должен быть достаточно высоким.

Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и соуправления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.

Третий этап - окончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Отмечается значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания. Все это, по мнению Е. В. Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опирающегося на идеи гуманизации. Система накапливает и передает от поколения к поколению свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому "кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.

А. М. Сидоркин считает, что в результате кризиса могут произойти:

• смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системообразующих связей и приводящая к новому этапу субъектного развития;

• возникновение на базе прежней воспитательной системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы;

• исчезновение системы, когда нет нового витка развития, разрушаются все

основные системообразующие связи и формы.

Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме - субъектом воспитания личности. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.

Переход школы от казенного "учреждения" в состояние воспитательной системы, движение воспитательной системы от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит под руководством педагогов весь школьный коллектив. Успешность этой работы зависит прежде всего от характера управленческой деятельности, включающей в себя изучение и оценку эффективности воспитательной системы школы.

Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из следующих элементов: выявление ведущей идеи, формулировка основных целей и задач, разработка на их основе теоретической концепции, конкретизация составляющих системы и механизмов их взаимодействия, определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых подструктур, проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике, продуктивное освоение среды.

Критерии сформированности воспитательной системы. Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы Л. К. Гребенкина предложила использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:

• упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

• наличие сложившегося единого школьного коллектива;

• интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

Критерии качества складываются из таких показателей, как:

• степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

• общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

• уровень воспитанности учащихся.

Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...