Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие женского движения в России




Социальный статус женщины в обществе

 

Выполнил:

студ. группы АР-4550

И.И. Доморацкая

 

Проверил:

ст. преподаватель

Л.Н. Якунина

 

 

Арсеньев

 


Содержание

 

Введение

. Женская эмансипация в науке

. Развитие женского движения в России

. Женское движение как общественное движение

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Женщины - особая социально-демографическая группа. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы отношений в обществе.

Женщины отличаются специфическими чертами характера, особым духовным обликом, более высоким по сравнению с мужчинами образованием. Они выполняют роль и труженицы, и матери.

Актуальность данной работы заключается в том, что исследование социального статуса женщины имеет свои причины. Это прежде всего новые социально-экономические отношения, возникающие в ходе так называемого реформирования общества, когда кризис, охвативший Россию, в первую очередь сказался на женщине и семье.

Статус отражает положение женщин, ее представителей в обществе, положение в системе социальных связей и отношений. Это вместе с тем и отношения индивида с определенной социальной группой.

Социальный статус женщины как представительницы пола следует отличать от личного статуса, т.е. положения, которое занимает человек в определенной группе, в семье, как он оценивается с точки зрения общих человеческих качеств. Следовательно, с одной стороны, женщина занимает определенное место в общественной иерархии, с другой - является матерью, женой, руководителем, профессионалом в конкретной сфере. Поэтому это понятие тесно связано с понятием «социальная роль», представляющим динамическую сторону, функцию социального статуса.

Общество, в котором находится женщина, представляет собой обособленную от природы часть материального мира, включающую формы и способы объединения, взаимодействия людей, находящихся в многосторонней зависимости друг от друга. Оно может меняться быстро или медленно в зависимости от общественного прогресса, существующей идеологии и проводимой политики. Все это сказывается на социальном статусе женщины.

Целью контрольной работы является рассмотрение социального статуса женщины в обществе. В задачи входит изучить:

. женскую эмансипацию в науке;

. развитие женского движения в России;

. женское движение как общественное движение;

Для написания работы была использована справочная и учебная литература.


Женская эмансипация в науке

Социальный статус женщина стереотип эмансипация

В ст.5 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин сказано: «Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью… изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин» [2.С.139].

Исходя из этого положения, несомненно, и самим женщинам следует стремиться изменить свою роль аутсайдера в науке. Для этого необходимо прежде всего использовать все средства, в том числе СМИ, широко пропагандировать феминологию, что будет способствовать достижению равноправия с мужчинами в современном обществе и науке. Должен идти процесс гуманизации, смягчения нравов в научной сфере, внесения в научную деятельность общечеловеческих ценностей, повышения ответственности руководителей-мужчин за объективную оценку работы научного коллектива.

Поскольку мужчины и женщины несколько по-разному воспринимают мир в силу своих биологических особенностей и их научные открытия отражают разное восприятие действительности, то необходимо учитывать эти особые женские качества.

Рост самосознания женщин и осознание ими своей роли в развитии науки принесет, несомненно, большую пользу и самому обществу.

В современной науке реально проявляет себя гендерная асимметрия. Женщины чаще проявляют себя в биологии, медицине, истории, филологии и др., а мужчины - в математике, физике, электронике, промышленности и др. Однако следует помнить, что женские открытия в науке чаще связаны с сохранением природы, а мужские открытия - с ее разрушением, гипертрофией техницизма и дегуманизацией социума. Уже сейчас можно слышать, что женские научные исследования приближают нас к истинному познанию.

Женщины-ученые должны быть интеллектуально независимыми, инициативными, энергичными, не бояться трудностей и идти на риск.

Немаловажным фактором для интеллектуальной деятельности женщин является ликвидация двойной нагрузки за счет активного участия в решении домашних проблем мужчин. При таком условии женщины с большей возможностью смогли бы проявить свою независимость, способность принимать решения, отстаивать свое мнение.

Активную роль в изменении отношения к женщинам-ученым играет ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры), которая в 2005г. присудила седьмую премию женщинам-ученым в знак их международного признания.

Лауреатами стали: Зохра Бен Лахдан (Тунис); Белита Коиллер (Бразилия); Мириам П. Сарачик (США); Доминик Ланжевин (Франция) и др. Все они работают в самых перспективных областях физики.

Таким образом, ЮНЕСКО учредила программу для поощрения стипендиями молодых женщин в сфере биологических наук, считают, что наука нуждается в женщинах.

 

Развитие женского движения в России

 

Многие теоретики конца ХIХ-начала ХХ столетий рассматривали женское движение как решение проблемы достижения равных с мужчинами гражданских и политических прав. Председатель Союза равноправия женщин Е.Н. Щепкина женское движение определяла как многообразие обществ, союзов, клубов, созданных женщинами, чтобы расширить свои права на образование, на труд, на большие заработки, получить право голоса в местном самоуправлении и при выборе депутатов в палаты народных представителей.

Эта точка зрения поддерживается и современными учеными, которые считают, что женское движение - это совместные действия различных социальных групп, объединенных общей целью и общими политическими задачами, моральными ценностями и нормами.

Женское движение в России сформировалось в 60-е гг. ХIХ века, что было связано с радикальными преобразованиями в государственном устройстве, социально-экономической и духовной сферах общества.

Важнейшей предпосылкой активизации этого движения был низкий правовой статус женщин в пореформенной России. Гражданские законы не распространялись на крестьян, которые жили по нормам обычного права.

В избирательном праве женщины были отнесены к категории неправоспособных граждан. Лишь владельцы значительного недвижимого имущества имели цензовое право участвовать в дворянских собраниях, общинных и земских выборах.

В сфере образования права женщин также были ограничены, потому уровень грамотности женщин был очень невысоким. Согласно переписи 1897г. число грамотных женщин в России составляло 13,1% [2.С.227].

Практически отсутствовало законодательство об охране материнства и младенчества. В сфере труда и его оплаты имелось немало особенностей не в пользу трудящихся женщин. Предпосылками развития женского движения также являлись аграрные реформы, рост промышленного производства, реформы в социальной сфере, повсеместный общественный подъем.

Подчиненное, бесправное положение женщин во всех сферах жизни общества, отсутствие условий для самовыражения вызывали недовольство демократически настроенных слоев населения. Атмосфера свободомыслия захватила также значительные слои женщин.

Вопросы равноправия женщин во всех сферах отношений заняли одно из ведущих мест в общественной жизни России конца ХIХ века. Женские организации в этот период много внимания уделяли вопросам благотворительности, просвещению и обучению женщин грамоте. Заметными событиями стали инициативы за доступ женщин к высшему образованию. Получить высшее образование женщины могли лишь в немногих высших учебных заведениях в России, открытых по частной инициативе, или за границей [3.С.215].

Социальные инициативы женской общественности выражались в ходатайствах и прошениях на открытие частных профессиональных курсов. Просветительские общества, появившиеся в этот период, - Общество воспитательниц и учительниц (1870) и Общество распространения практических знаний между образованными женщинами (1872), Екатеринославское общество попечительства о женском образовании (1872), Тифлисское общество взаимного вспоможения учительниц и воспитательниц, Общество содействия женскому сельскохозяйственному образованию в Петербурге (1899) и др. - активно выступали за развитие женского образования.

Характерной чертой женского движения в стране в целом была ее антифеодальная, демократическая направленность, поддержка женщин разных социальных слоев.

На рубеже ХIХ и ХХ вв. наиболее активно выступал Союз равноправия женщин, Общество защиты женщин, Общество улучшения участи женщин. Особенно значимой инициативой этих организаций были их выступления за избирательное право женщин.

Значительное место в теоретической разработке проблемы женского движения и практической ее реализации сыграли представители марксизма. В.И.Ленин, разделяя точку зрения К.Маркса, который утверждал, что общественные перевороты невозможны без женского фермента, подчеркивал, что женское движение является важной составной частью революционного движения и при известных условиях может стать решающей его частью. В начале ХХ века женщины продолжали объединяться в первые союзы и общества. Крупной организацией было Русское женское взаимоблаготворительное общество. Его лозунгом было: «Свобода и равенство всех перед законом без различия пола»[5.С.143].

Начало ХХ века характеризуется формированием массового женского движения, подчас объединяющего разные слои населения, с разной ориентацией.

Словом, весь долгий послереволюционный период сопровождался активной деятельностью женщин. Женщинам был обеспечен доступ во все сферы отношений. Их по существующей квоте избирали в высшие и местные органы власти - Верховные Советы. Однако в 80-е - 90-е гг. использование интеллектуального потенциала женщин значительно сократилось.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...