Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами

 

 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами необходимо начинать с выяснения перечня нормативов, используемых в учреждении для планирования труда персонала, а также плановых показателе, утверждаемых вышестоящей организацией. Анализ состоит в сравнении фактических показателей с их плановыми и нормативными значениями, а так же расчёте и оценки изменения ряда производных показателей.

Общую картину состояния и тенденции развития трудовых ресурсов учреждения дает анализ изменения среднесписочной численности работников проведённый по категориям персонала, что позволяет оценить также состав и структуру трудовых ресурсов.  Анализ численности работников представлен в Таблице 3.1:

 

Таблица 3.1 Анализ численности работников

 

Категория Работников

Год 2004

Год 2005

Отклонение %

Среднесписочная численность, чел Удельный вес Среднесписочная численность, чел Удельный вес По численности человек по удельному весу в %
Администрация (включая зав. отделениями и районных точек) 10 18% 13 25% 3 7%
Специалисты по социальной работе 20 36% 18 35% -2 -2%
Социальные работники (включая сиделок) 20 36% 17 33% -3 -4%
Младший персонал 5 9% 4 8% -1 -1%
Всего 55 100% 52 100% -3  

 

 

В отчётном 2004 году не было сильного негативного изменения структуры персонала. Однако при стабильной в целом структуре наблюдается падение среднесписочной численности на 5,45% (3/55*100). Подобная тенденция может быть как результатом падения объема платных услуг так и выполнения мероприятий по повышению эффективности работы персонала.

Самое большое сокращение произошло в рядах социальных работников, в администрации число работников наоборот прибавилось на 3 человека, и их удельный вес в общем количестве работников поднялся до 25 процентов. Это возможно благодаря тому что благодаря совершенствованию системы работы сократилась потребность в большом количестве социальных работников.

На основании данных таблицы 3.1 можно также сделать выводы о соотношениях между категориями персонала в целом по центру социального обслуживания.

Однако анализ оптимальности соотношении между категориями не обходимо проводить не в целом по учреждению, а по отделениям на основании штатных нормативов и штатного расписания. Необходимо учитывать специфику самого учреждения.

Важным показателем обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами является уровень квалификации отдельных категорий работников, особенно их ведущей группы (администрации и специалистов по социальной работе), а также распределение работников в пределах стажевых групп. Методика анализа квалификации специалистов приведена в табл. 3.2

Таблица 3.2 Методика анализа квалификации работников

Показатели

Количество

Квалификационная категория

Не аттестовано человек

человек удельный вес Высшая первая вторая
Стаж работы            
до 5 лет 3 23%       3
от 5до 15 5 38%   2 3  
более 15 лет 5 38% 1 4    
Всего чел 13 100% 1 6 3 3
Удельный вес %     8% 46% 23% 23%
По данным прошлого года            
всего чел 10   1 3 3 3
Удельный вес %     10% 30% 30% 30%
Отклонения по удельному весу %     -2% 16% -7% -7%

 

 

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что центр социального обслуживания обладает персоналом хорошей квалификации, очень велик удельный вес специалистов первой категории. Однако необходимо отметить снижение по сравнению с прошлым годом удельного веса специалистов второй категории в общей численности персонала, что стало результатом переквалификации в первую категорию.

Также необходимо отметить высокий удельный вес не аттестованных специалистов, но это встречается среди молодого персонала. И тенденция такая, что идёт уменьшение их удельного веса.

    Уровень квалификации работников связан с качеством подготовки и переподготовки специалистов. Необходимо выяснить, существует ли и как в план повышения квалификации. Анализ квалификации персонала позволяет оценить качество выполнения плана по численности работников, характер и направление кадровой политики учреждения.

    Одним из необходимых условий эффективной работы персонала является стабильность состава работников, что объясняется персонифицированным характером труда специалистов. Анализ движения рабочей силы проведем в табл. 3.3.

Таблица 3.3 Анализ движения рабочей силы

Категория

Работников

Среднеспис. Численность

Принято с начала года

Уволено с начала года

Коэфиц.

уволнения

Коэфиц. прёма

Коэфиц.

текучести

всего по собственному желанию за наруш. трудовой дисципл.
Всего 52 23 26 21 5 50% 44% 50%
Администр. 13 3 0 0 0 0% 23% 0%
Специал.по соц. работе 18 8 10 10 0 56% 44% 56%
Соц. работники 17 10 13 11 2 76% 59% 76%
Прочие работники 4 2 3 0 3 75% 50% 75%

Очевиден очень высокий уровень коэффициентов движения: в целом по организации половина среднесписочной численности составляет численность принятых и численность уволенных работников. Коэффициент увольнения на 6% выше коэффициента приема. Особенно тревожная ситуация наблюдается с социальными работниками и прочими вспомогательными работниками. Если в ситуации со специалистами по социальной работе, почти 90 % ушли по собственному желанию, что может говорить о низкой заработной плате или тяжёлых условиях труда, то в ситуации с прочим персоналом можно сделать другой вывод. Ни один из работников не ушёл по собственному желанию, что свидетельствует о нормальных условиях труда и удовлетворяющей заработном плате. Однако текучесть составила 75 процентов, и все сотрудники были уволены за нарушение трудовой дисциплины. Это говорит о том, что управленческому персоналу более тщательно отбирать новых кадров при приёме на работу.

В такой ситуации нельзя говорить о стабильности состава персонала. По сравнению с прочими категориями персонала численность работников администрации очень стабильна.

Исследование коэффициентов движения рабочей силы необходимо проводить и в сравнении с предыдущим периодом (Табл 3.4).

Таблица 3.4. Динамика движения трудовых ресурсов центра социального обслуживания населения.

 

Показатели Прошлый год Отчётный год Отклонение (+/-)
Среднесписочная численность работников 55 52 -3
Принято с начала года 15 23 8
Уволено с начала года 18 26 8
в том числе: по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины 16 26 10
Коэфициент уволнения 33% 50% 17%
Коэфициент прёма 27% 44% 17%
Коэфициент текучести 29% 50% 21%

 

Изменения коэффициентов движения по сравнению с прошлым годом можно считать незначительными. Произошли за счёт социальных работников и прочих работников. При сохранении подобной неблагоприятной тенденции в плановом году приходится ожидать очередного снижения среднесписочной численности и снижения уровня укомплектованности центра социального обслуживания населения, и самое главное большой текучести кадров.

 Анализ укомплектованности, которая характеризует полноту соответствия фактически занятых должностей утвержденному их количеству по штатному расписанию, проведем в таблице 3.5.

Таблица 3.5 Анализ укомплектованности центра социального обслуживания населения персоналом

Показатели Утверждено должностей по штатному расписанию Фактически занято должностей Отклонение Коэффициент укомплектованности
Среднегодовое количество должностей администрации 15 13 -2 87%
Зав. отделениями (в том числе в районе) 7 5 -2 71%
Психологи 2 2 0 100%
Педагоги 3 3 0 100%
Сиделки 3 3 0 100%
Специалисты по социальной работе 25 18 -7 72%
Социальные работники 25 17 -8 68%
Прочие работники 10 4 -6 40%
Всего 75 52 -25 69%

Штаты в целом по центру не доукомплектованы на 31 % (100,0— 69), а значит, количество фактически занятых должностей не соответствует тому объему услуг, который центр планировал предоставлять. Особенно низок уровень укомплектованности прочими работниками и социальными работниками.

    Однако сравнение фактически занятых должностей с плановым количеством штатных должностей не позволяет достоверно оценить укомплектованность штатов при наличии отклонений фактического объема работы учреждения от планового. В этом случае необходимо выявить реально требующейся в соответствии с нормативами обслуживания количество штатных должностей, а затем — количество излишних (недостающих) должностей по категориям персонала. Определить указанные показатели можно на основании данных табл. 3.6.

Таблица 3.6 Анализ выполнения плана по основным показателям

Показатели По плану Фактически К плану
Среднегодовое кол-во подопечных 500,00 420,00 84%
Среднегодовое кол-во штатных должностей 75,00 52,00 69%
подопечных на штатную должность 6,67 8,08 121%
Кол-во работников администрации 15,00 13,00 87%
Приходиться подопечных на одну должность 33,33 32,31 97%
Должности специалистов по соц. работе 25,00 18,00 72%
Приходиться подопечных на одного специалиста 20,00 23,33 117%
Должность социального работника 25,00 17,00 68%
Приходиться подопечных на социального работника 20,00 24,71 124%
Должности прочего персонала 10,00 4,00 40%
Приходиться подопечных на прочий персонал 50,00 105,00 210%

 

Рассчитаем необходимое количество должностей и отклонения таблица 3.7.

Таблица 3.7. Расчёт недостающих излишних должностей

Категория персонала

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...