Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные концепции развития общества

1) Эволюционизм. Он основывался на объективном характере

соц. развития. Согласно ему, истор. развитие происходит на основе постепенных социо-культурных изменений, которые приводят к коренным, качественным преобразованиям общества. Направление перехода от простого однородного к сложному неоднородному обществу.

Основные представители – Конт, Спенсер и Дюркгейм.В рамки эволюционизма не укладываются кризисы, распады обществ, исчезновение целых цивилизаций. В следствие этого возникают теории циклического развития в которых эволюция общества выглядела не как прямолинейное движение а как замкнутый цикл подъема, расцвета, упадка и гибели. Этот цикл беспрерывно повторяется.

2)Концепция революционного развития. Основной представитель-Маркс. Он считал, что прогресс общества возможен только на основе коренного обновления способа производства, и что революция поможет рождению новых эконом-пол структур. Маркс считал революцию обязательным эл-том развития общества, а для эволюционистов революция нежелательным явлением без которого можно обойтись. Марксизм стремился соединить революцию с эволюцией, придать рев-и законный характер.

 

Глобализация и глобальные проблемы современного общества

В настоящее время мир стал одной соц. системой в рез-те усиления отношений взаимозависимости которая затронула практически каждого человека. Это называют термином «глобализация». Процесс глоб-ии начался 2-3 века назад под влиянием запада. Глоб-я означ не только повсеместность разв-я общ процессов, но и включение всего человечества в единую сист. взаимосвязей. Глобализация эк., соц., культурных процессов породила не только позитивные изм., но и ряд серьёзных проблем. Основной глобальной проблемой человечества явл угроза окр среде.

Основные источники возникновения этой угрозы:

1)утилизация отработанных материалов;

2)загрязнение окр. среды;

3)истощение мин ресурсов. 

Эта проблема возникла из-за постоянного роста экономики и распр. западных соц. институтов и поэтому является не только технологической по и социальной.

Другой проблемой совр. общества является неравенство м/у различными регионами мира.

Сущ. огромный разрыв м/у индустр. странами (1/5 населения мира) и всем остальным миром (теория Золотого миллиарда). Это нарушает стабильность в мире и грозит целым рядом катаклизмов во многих регионах.

 

Социальное действие

Соц. действие – локализованный в пространстве и времени Конкр. акт деятельности общественного субъекта по преобразовании соц. действительности в соот. со своими потребностями, интересами, целями. Вебер выделил следующие типы соц. действия: 1) целе-рац., оно предполагает однозначность, четкое понимание поставленной цели, выбор средств для её достижения; 2) ценностно-рац., оно основывается на изначальной вере субъекта в самодостаточность, предпринимаемого им действия. Это действие подчинено опр. требованиям, принятым в обществе ценностям; 3) традиционное, оно основано на привычке, на опр. стереотипах поведения, или поведенческих установок; 4)аффективное, его движущей силой является стремление к немедленной эмоциональной разрядке ч/з полное и быстрое удовл. внезапно вспыхнущего желания. Парсонс считал что соц. действие – это элемент системы человеческого действия. Под сист. действий понимается совокупность различных уровней соц. реальности.

Соц. действие редко встречается в единичном виде.

Совершая соц. действия каждая личность испытывает на себе действия других людей и общностей, следовательно происходят обмен действиями или соц. взаимодействие.

 

Социальное взаимодействие

Соц. действие редко встречается в единичном виде.

Совершая соц. действия каждая личность испытывает на себе действия других людей и общностей, следовательно, происходят обмен действиями или соц. взаимодействие.

Осн. теории межличностного взаимодействия: 1)т. Соц. обмена (Дж. Хоманс). Для него взаимодействие это универсальный процесс. Структура обмена: 1.агенты обмена (от 2-х чел); 2.процесс обмена; 3.правило обмена (письменные или устные запреты); 4.предмет обмена; 3. место обмена. 2)т. символического интеракционизма (Дж. Мид). Поведение людей по отнош. друг к другу и предметам окр. мира, определяется тем, какое значение они им придают и каким символич. содержанием наполняют. Сходное толкование символов облегчает взаимодействие. 3)т. управления впечатлениями (Э. Гофман). Соц. жизнь, проблемные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых соц. субъекты стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления о себе, и пытаются скрыть недостатки. 4)т. Психоанализа (З. Фрейд).

На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние опыт раннего детства, конфликты пережитые в этот период. На развитие личности влияет противоречие м/у скрытыми психологич. силами и факторами враждебной соц. среды. Типы взаимод.: 1)Солидарные и антагонистические; 2)Организованные и неорганизованные; 3)Сознательные и бессознательные; 4) Кратковременные и длительные.


Социальные процессы

 

Совокупность однонаправленных действий, которые можно выделить из множества других соц. действий называют социальным процессом. Виды соц. процессов:

1) Кооперация - это сотрудничество нескольких индивидов или групп ради достижения общей цели и решения общих задач. Она подразумевает разделение труда. Необходимые эл-ты поведения: согласованность, правила сотрудничества и взаимопонимание. Главный смысл - взаимная польза участников процесса.

2) Конкуренция-это борьба м/у индивидами, группами или обществами за обладание ценностями, которые ограничены и неравномерно распределены. Конкур может носить личный и безличный хар-тер. Плюсы конкуренции: - усиливает мотивацию усиления личности; - на ней основаны все достижения капитализма. Минус – формирование негативных установок.

3) Конфликт - это скрытое или откр. столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооп. и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты мешают друг другу в борьбе за обладание ограниченными ценностями и благами.

4) Приспособление-это принятие индивидом или соц. группой норм, ценностей, эталонов поведения новой или изменившейся соц. среды.

Этот процесс протекает непрерывно. Приспособление включает в себя: 1.подчинение-обязательно, может быть сознательным и безсознат.; 2.компромис-индивид или соц. группа соглашается с изменившимися соц условиями и частично или полностью принимает новые нормы, ценности, т.е. это временное соглашение. 3.Терпимость. Терпимость по отнош. к новой ситуации к новым образцам культуры к новым ценностям.


Массовые действия

Часто в обществе возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, их называют массовые соц. действия. Формы массовых соц. действий:

1) Массовая истерия-состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха.

2) Слухи - это совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Они рождаются а результате дефицита информации, а слушатели – явл. активными участниками. Разновидностью слухов явл. сплетни (касаются частной жизни человека).

3) Паника – при ней люди проявляют нескоординированные реакции на существующую опасность или угрозу. Её участники действуют независимо друг от друга.

4) Погром – это коллективный акт насилия, который предпринимается неконтролируемой эмоц. возбужденной толпой против собственности или личности; это спонтанный кратковременный всплеск насилия.

5) Бунт – это собирательное понятие, обозначает ряд стихийных форм коллективного протеста (мятеж, волнение, смута).

Причина – массовое недовольство чем-либо или кем-либо.

Эмоциональное состояние переходит сначала в стихийное действие, а потом может вылиться в организованное действие (погром, поджег, захват).

6)Протест – это активная форма защиты своих интересов от посягательств извне. Формы протеста: 1.открытый пассивный (невыполнение приказа); 2.скрытый пассивный(заговор); 3.открытый активный(митинг, забастовки); 4.скрытый активный(сопротивление, террор).


Социальные движения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...