Современные проблемы детских библиотек
Реферат Создание информационной среды в детской библиотеке Введение
Детские библиотеки - это будущее России. В зависимости от того, как они будут развиты, будет совершенствоваться новое поколение, будут возникать новые направления в науке, искусстве и образовании, с которым непосредственно связана деятельность городских детских библиотек. Создание информационной среды в детской библиотеке стало основной задачей современных библиографов России. Обмен информацией, подготовка квалифицированных библиотекарей, компьютерное обеспечение фондов - все это относится к области исследуемой проблемы. В данной работе также сделан акцент на отличии информационой среды детской библиотеки от взрослой универсальной. Современные проблемы детских библиотек
Библиотеки - самый демократичный и самый востребованный на сегодня тип культурных организаций. В Российской Федерации около 130 тысяч библиотек, принадлежащих разным ведомствам и организациям, собирающих информацию по всем отраслям знаний или специализированных, расположенных в крупных городах или в небольших селениях. Посещаемость библиотек - около 1 миллиарда посещений в год - в три раза выше, чем во всех остальных учреждениях культуры взятых вместе. Бурное развитие информационных и телекоммуникационных технологий в современном мире в корне меняет представления о задачах библиотек, их месте в обществе, роли в политической жизни, в развитии демократии и местного самоуправления. Сами библиотеки являются поставщиками в Интернет упорядоченной информации о ресурсах, находящихся в их фондах. В фондах библиотек в совокупности находится опубликованная информация обо всем, что человек создал и что захотел и смог сохранить. Людям необходим доступ к информации и знаниям с помощью библиотек, которые имеют обученный персонал для эффективного поиска, способный идентифицировать аутентичные сайты в Интернет и получить доступ к платным источникам с помощью лицензий на использование.
Международное сотрудничество является чрезвычайно важным направлением деятельности детских библиотек, способствующее интеграции библиотек в мировое библиотечное пространство, улучшению взаимопонимание между библиотекарями разных стран, реализации совместных библиотечных проектов и т.д. Международное сотрудничество библиотек детских имеет свои особенности, которые определяются незначительным опытом самостоятельных международных контактов, отсутствием необходимого количества квалифицированных сотрудников со знанием иностранных языков и определенными финансовыми ограничениями. Сочетание этих проблем привело к тому, что немногие детские библиотеки могут позволить себе заниматься международной деятельностью. В основном же, международная деятельность детских библиотек носит разовый характер и ограничивается визитом зарубежных гостей, организацией того или иного разового мероприятия, получением даров. Безусловно, эти аспекты международных контактов так же важны как и долгосрочные проекты, но все-таки хочется видеть наши библиотеки, выступающими «на равных» с библиотеками зарубежных стран. Только интеграция информационно-библиотечных ресурсов страны, государственная поддержка этих процессов смогут вывести на современный технологический уровень наши детские библиотеки, помогут им занять соответствующее место в процессе социального и экономического развития России, будут способствовать интеграции наших информационных ресурсов в международный информационный обмен, что в свою очередь будет способствовать развитию нашего общества.
Процесс информатизации общества, неразрывно связанный с глобальным процессом накопления информации и стремительными темпами развития вычислительной техники для ее обработки, хранения и передачи, становится более важным фактором развития, чем материальные, энергетические или другие ресурсы. В литературе по информатизации общества информацию определяют как национальный стратегический ресурс развития, характеризующий не только общий уровень социального и культурного развития страны, но и как фактор, определяющий место страны в глобальном процессе мирового развития. Проблемы чтения встали в один ряд с важнейшими государственными задачами. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Решение проблемы естественно, требует объединения усилий всех, от кого зависит продвижение чтения. Поэтому не случайно организаторами конференции «Кризис детского чтения и пути его преодоления», прошедшей в Архангельске 25, 26 апреля 2002 года, стали Департамент образования культуры и спорта мэрии города и Централизованная библиотечная система. Центральная городская библиотека им. М.В. Ломоносова взяла на себя координирующую функцию для разговора с воспитателями дошкольных образовательных учреждений, учителями школ, библиотекарями муниципальных и школьных библиотек о формировании духовного мира ребенка через чтение, книгу. Российские детские библиотеки должны развиваться по новой системе, которая в нашей стране еще не в должной степени привита. Это значительно облегчит работу сотрудников, приобщит к чтению большую аудиторию детей и подростков, сделает библиотеки популярными для родителей. Детские библиотеки как объект повышенного внимания Министерства печати ежегодно заимствуют опыт информационно-библиографической работы у профильных и общедоступных библиотек для взрослых. На общесистемном, межбиблиотечном, уровне должны решаться стратегические, научные, эксплуатационные и финансовые задачи создания и развития телекоммуникационной среды, объединяющие локальные системы отдельных библиотек в глобальную сеть. С этой целью Совет экспертов по автоматизации библиотек России при Министерстве культуры РФ осуществляет методическое и научное развитие ОИБС через систему хоздоговорных работ. Экспертный совет состоит в основном из директоров и ведущих специалистов библиотек России, входящих в ОИБС. Финансирование ОИБС в основном осуществляется из федерального бюджета, однако целесообразно привлекать средства из местных бюджетов для предоплаты услуг ОИБС в будущем.
В Петербурге доля детских библиотек в системе ЦБС достаточно велика. Ни одна детская библиотека не была закрыта. Всего библиотечное обслуживание детей в Санкт-Петербурге осуществляют 64 детских публичных библиотеки, а также более 700 библиотек учреждений образования. К услугам юных петербуржцев и национальные и культурные хранилища Петербурга. Число юных пользователей составляет свыше 304 тысяч, или 35,5 % от общего числа читателей по городу. Суммарный фонд детских библиотек Петербурга более четырех миллионов единиц хранения. Качественные перемены, произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие, самым серьезным образом повлияли на деятельность библиотек в целом. В городе наблюдается резкое повышение интереса к библиотечному обслуживанию. Для библиотек, обслуживающих детей, характерен ежегодный прирост читателей, который за последние пять лет составил 10,6%. Значительно расширились возрастные границы, читателями становятся уже двух-трехлетние малыши, а двадцатилетние не хотят покидать библиотеку. Увеличился диапазон читательских требований и запросов. Изменился перечень видов образовательных программ и учреждений. Новый импульс в своем развитии получила система дополнительного образования, возрождаются детские общественные организации. В 1999 году в городе действовало 700 общеобразовательных школ и более 300 дошкольных учреждений; среди них 46 гимназий, 7 лицеев, 150 школ с углубленным изучением отдельных предметов или областей знаний. Образование сегодня становится приоритетным. Оно диктует свои требования, которым библиотека старается соответствовать, сохраняя свои традиции и открывая залы делового чтения, выделяя зоны научно-познавательной литературы, детские и досуговые абонементы.
Насущной проблемой является детское здоровье. Естественно, компьютеризация упрощает многие задачи, поставленные перед информационно-библиографической деятельностью библиотек, но если ребенок будет приходить в библиотеку и читать книгу на компьютере, как это отразится на его здоровье. Конечно же, негативно. Кроме того, учитывая сегодняшний интерес детей к компьютерным играм и период времени, который практически каждый ребенок находится у компьютера, можно сказать, что такая система весьма несовершенна для данной целевой группы. библиотека культурный информационный преобразование Информационная среда
Цифровая вселенная воздействует абсолютно на все проявления информационно-библиографической работы: от смены привычного инструментария до методов обслуживания, форм и даже расписания работы библиографических подразделений. Прежде всего преобразованию подвергается база всей библиографической работы - справочно-библиографический аппарат. С момента получения доступа к Internet объем СБА библиотеки фактически одномоментно расширяется на несколько порядков за счет представленных в Сети справочных и энциклопедических изданий, электронных каталогов библиотек, библиографических баз данных и других полезных источников. Сегодня среди наиболее значимых справочных ресурсов энциклопедические порталы - Рубрикон и MegaBook «Кирилла и Мефодия», энциклопедии Britannica и Encarta, «Книга фактов ЦРУ», знаменитый Webster’овский словарь, Тезаурус Роже, целая группа биографических и лингвистических словарей. К услугам библиографа многие сотни электронных каталогов крупнейших зарубежных и российских библиотек, универсальные и отраслевые библиографические базы данных. Создание информационной среды в детской библиотеке - это модернизация крмпьютерных ресурсов, позволяющая упростить работу ребенка в библиотеке, создание игровых тенденций в библиотечной работе. Добытая в cети информация может быть представлена не только в традиционной текстовой форме, но и в виде аудио и видео фрагментов, трехмерных анимаций, интерактивных таблиц, панорам и прочих мультимедийных приложений. Возможности поисковых систем, позволяющие регулярно получать сведения о новых ресурсах сети по заданной тематике, являются фундаментом для системы удаленного библиографического информирования. Огромный по трудозатратам процесс индивидуального информационного обслуживания с использованием традиционных ресурсов, с применением цифровых технологий, превращается в стандартную услугу для всех желающих. Сочетание этого вида сервиса с умением оперативно осуществлять поиск в электронных каталогах и базах данных позволяет обеспечить персонализированную информационную поддержку фактически для каждого постоянного читателя библиотеки.
Зарубежная практика показывает, что наибольшее распространение получают два варианта информационного обслуживания через сайт библиотеки: консультирование в режиме чат-сессии и виртуальный стол справок. Первая форма предполагает интерактивную, фактически живую, помощь библиографа. В режиме реального времени ведется консультирование читателей по всему спектру вопросов, которые обычно задаются при личном посещении. При этом библиограф и читатель могут не только общаться через чат, но и совместно обращаться к различным цифровым объектам (поисковым системам, базам данных, цифровым библиотекам), как если бы они действительно находились рядом. Виртуальный стол справок предполагает создание на сайте специальной формы, в которой читатели могут оставить свои запросы и через определенное время получить ответ на них по электронной почте. Обе эти формы имеют свои достоинства и недостатки. Консультирование в реальном времени требует постоянного присутствия и весьма напряженной работы специально выделенного библиографа, поскольку пользователям требуется, как правило, немедленный ответ. Организация виртуального стола справок не требует привлечения дополнительного штата и не столь напряженна сама по себе, так как справки могут выполняться разными сотрудниками библиографического подразделения в зависимости от степени их текущей загруженности. В России и странах СНГ развитие виртуальных систем информационно-библиографического обслуживания делает свои первые шаги. Пока существует лишь несколько примеров реализации традиционных справочных функций библиотек через web-сайты. Крупные библиотеки имеют больше возможностей для установления и развития международных контактов, т.к. основные каналы и связи, а также специалисты, обладающие опытом международного сотрудничества, в основном, сконцентрированы в этих библиотеках. Можно привести много примеров успешного сотрудничества этих библиотек с зарубежными партнерами: проект Детско-юношеской библиотеки и Барец-школы II «Юные писатели Баренцева региона», проект Посольства США в Москве и НБ РК «Американские центры и уголки России» и т.д.). Тем не менее успешная работа крупных библиотек по международному сотрудничеству не является показателем состояния дел в библиотеках государства по этому направлению. Из всех направлений работы библиотек, наиболее быстрое и ощутимое влияние оказывает на информационно-библиографическую деятельность Internet. Тот факт, что энциклопедические, справочные и библиографические источники трансформируются в электронную форму быстрее любых других видов документов, уже в ближайшее время приведет к тому, что цифровые ресурсы и технологии будут полностью доминировать в информационно-библиографической деятельности библиотек. Под Общероссийской информационно-библиотечной системой понимается совокупность библиотек общенационального значения, которые совместно создают полный документальный фонд России по всем отраслям науки и культуры с рациональной степенью дублирования отечественных и зарубежных первоисточников, создают единый распределенный электронный каталог и осуществляют информационное обслуживание пользователей внутри страны и за ее пределами. Детские библиотеки Санкт-Петербурга постепенно переходят к новым технологиям информационно-библиографической деятельности. Это выражается в создании новых электронных программ, внедрении Internet-технологий в направление по внутреннему и международному обмену информацией, создании универсальных системных каталогов, по которым каждый юный читатель может найти любую книгу в библиотечной сети и заказать ее. Очень важно, чтобы уровень финансирования детских библиотек позволял совершенствовать техническое обеспечение, чтобы происходило постоянное обновление фондов, библиографических отделов. Библиотеки в будущем должны искать спонсорскую поддержку. Для этого необходимо разработать маркетинговую программу, которая позволила бы привлечь коммерческие структуры. К сожалению, в условиях современной экономической обстановки в России сложно существовать и прогрессировать при исключительно бюджетном финансировании. Определенно остро возникает проблема неравномерности доступа к информации в различных регионах страны. Затраты на приобретение новой литературы главных библиотек субъектов Российской Федерации в 2003 году в целом по России различались более чем в 230 раз, затраты муниципальных библиотек в пределах одного субъекта Федерации разнились порой в 100 раз, а в целом по России - в 1500 раз. Заключение
Таким образом, проведя исселедование в рамках библиотек Санкт-Петербурга, мы можем утверждать, что необходимо еще некоторое время, чтобы достичь уровня международных стандартов информационно-библиографической деятельности. Для этого необходимы: 1) средства; 2) квалифицированные специалисты; 3) достойное техническое обеспечение; 4) желание взаимовлияния с зарубежными странами; 5) повышение уровня детского чтения; 6) пропаганда новых образовательных программ, предполагающих международный обмен. ЦГДБ им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) постепенно пытается идти по пути развития современных информационных технологий. Но пока не хватает средств на осуществление интереснейших программ, созданных сотрудниками библиотеки. Международный квалификационный обмен здесь все-таки осуществляется, и это ведет к расширению кадровой базы, повышению уровня обслуживания и наилучшему структурированию библиотечных фондов. Список использованной литературы
1. Деятельность детских библиотек в поддержку чтения. Информационно-аналитический обзор / Сост. Е.В. Цулая. - М., 2004. - С. 10-15 2. Маркова В.Н. Новые направления информационно-библиографической деятельности вузовской библиотеки в современных условиях // Ученый совет. - 2003. - № 7 (74). - С. 3-8 3. Секретарева Л.Г. Детская библиотека глазами читателя. Мат. научн.-практ. конференции. - М., 1999. - С. 10 4. Степанов В.К. Влияние Интернет на информационно-библиографическую деятельность библиотеки. - Воронеж, 2001. - С. 7-9 5. Томашева Е. Н. Феномен культуры. Игровые материалы в документальном потоке и их место в работе детской библиотеки // Библиография. - 1997. - №°3. - С. 77-87 6. Чачко А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе. - М., 2004. - С. 25 7. Шелудько В.Г. Перспективные технологии информационно-библиографического сервиса библиотек ЦБС «Кунцево»: Опыт организации и применения. - М., 2003. - С. 52-56 8. Шрайберг Я.Л., Гончаров М.В., Шлыкова О.В. Интернет-ресурсы и услуги для библиотек. - М., 2001. - С. 45 9. Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции // Сборник трудов Третьей Всероссийской конференции по электронным библиотекам. - Петрозаводск, 2001. - С. 154-157
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|