Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление карьеры М.М. Сперанского




Сперанский и его роль в развитии российского государства и права


Введение

 

Целью данной работы являются ознакомление и изучение деятельности Михаила Михайловича Сперанского как наиболее выдающегося политического деятеля XIX века.

Среди политических деятелей дореволюционной России ему, бесспорно, принадлежит одно из первых мест. Более всего он известен как автор широко задуманного, но не осуществленного «Плана государственного преобразования России» эпохи Александра I. Между тем историческая значимость сделанного Сперанским определяется не только разработкой далеко идущих политических планов, но и его многократной деятельностью политика – практика, талантливого администратора, а также теоретика права.

Имел несколько приватных бесед с Наполеоном, последний отозвался о Сперанском как о «единственной светлой голове в России», а также спросил у Александра I «Не угодно ли Вам, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?».

Уже ранние сочинения Сперанского поражают широкой эрудицией и начитанностью их автора. В них ссылки на французских и английских философов и публицистов – Монтеня, Юнга, Ричардсона, Монтескье, на труды древнеримских и греческих философов. Сперанский хорошо знал даже запрещенных труды русских писателей-просветителей XVIII в. – Радищева, Новикова, Ушакова.

Несомненно М.М. Сперанский был выдающимся человеком и талантливым политическим деятелем. К его идеям неоднократно возвращались все последующие поколения российских реформаторов.


Становление карьеры М.М. Сперанского

 

Михаил Михайлович Сперанский родился в бедной семье сельского священника Владимирской губернии.

В 1792 г. он окончил курс обучения в Александро-Невской семинарии и начал преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургской семинарии.

Начало его светской карьеры положило назначение секретарем к князю А.Б. Куракину. Вступление на престол Павла I и взлет карьеры Куракина, назначенного генерал-прокурором, круто изменили и положение Сперанского. Он возглавил канцелярию генерал-прокурора. Служба здесь сблизила его со многими вельможами, а его блестящие способности и необычайное трудолюбие обеспечили ему быстрое служебное продвижение.

Таким образом, начало карьеры Сперанского пришлось на последнее десятилетие XVIII в. – конец государствования Екатерины II и время правления Павла I. Это были годы обучения Сперанского, а затем преподавания в Петербургской духовной семинарии и первых его шагов на статской службе. В эти годы он сформировался и как всесторонний образованный, с обширными, поистине энциклопедическими познаниями ученый, и как опытный государственный служащий, резко выделявшийся на фоне косной чиновничьей среды. Своими знаниями он обязан не столько обучению во Владимирской и Петербургской семинариях, сколько самообразованию.

Вступление на престол Александра I застало Сперанского на сравнительно скромных должностях начальника канцелярии генерал-прокурора и члена Комиссии по снабжению столицы продовольствием. Начавшиеся в новое царствование либеральные преобразования создали благоприятные условия для раскрытия его реформаторских талантов. И именно Сперанский стал деятельным участником почти всех либеральных преобразований в начале царствования Александра I.

Уже в первые дни своего царствования Александр приблизил к себе екатеринского вельможу Д.П. Трощинского и назначил его на пост государственного секретаря. Трощинский из предложенных кандидатур помощников выбрал Сперанского. Будучи во главе Непременного совета для рассмотрения важных государственных дел, Трощинский определил Сперанского ведать канцелярией Непременного совета. Ему было поручено составление и редактирование манифестов, указов, уставов, положений, распоряжений, которые в изобилии издавались в первые годы царствования Александра. В последующие годы тексты почти всех законодательных актов или составлены или отредактированы Сперанским.

Первый политический трактат Сперанского - «Памятная записка об основном законодательстве вообще» датируется 1801-1802 гг. В ней весьма в критических тонах оценивается тогдашний политический строй России как деспотический. Сперанский высказывает мысль, что при деспотизме все социальные слои населения равномерны в том, что не имеют прав. Автор приходит к выводу, что «фактически в России нет свободных людей, кроме нищих и философов». В этом трактате Сперанский излагает идею конституционной монархии и гарантий для законного народного представительства. В заключительной части трактата он осторожно касается и крепостного права. Отрицательного отношения к нему пока определенно им не высказано, но намечаются пути его постепенной ликвидации путем предоставления права свободного перехода крестьян от одного помещения к другому.

В ведомстве Трощинского Сперанский находился недолго. 8 сентября 1802 г. были учреждены министерства, которые заменили старые петровские коллегии. Текст манифеста об учреждении министерств был составлен Сперанским. Это был первый этап министерской реформы, когда структура и функции каждого из министерств еще не были детально определены. Они будут разработаны Сперанским впоследствии – в подготовленном им «Общем учреждении министерств» 1811 г., завершившем министерскую реформу.

Сперанский перешел на службу в Министерство внутренних дел и стал во главе наиболее важного, второго департамента министерства, в ведении которого находились полиция и благосостояние империи. Этот пост Сперанский занимал до 1807 г.

В 1803 г. Александр I дал Сперанскому поручение составить «план общего образования судебных и правительственных мест в империи». В сравнительно короткий срок Сперанский подготовил обширную «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». По существу, «Записка» являлась первоначальным вариантом плана государственного преобразования России. В ней проводилась идея конституционной монархии, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной; говорилось о проведении коренной реформы всей администрации, о введении гласности и предоставлении свободы печати. Сперанский предупреждал, что органы исполнительной власти «под видом исполнительных законов» путем издания подзаконных актов могут «обезобразить» их. В предупреждение этого он предлагал установить строгую ответственность исполнительных органов власти перед законодательными и ввести общественный контроль над исполнением законов. Особенно он настаивал на том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная власти действовали «в полной гармонии» между собой. Да и структура их должна быть построена так, чтобы внутри каждой власти соблюдался порядок строгой подчиненности низших инстанций высшим. Именно таким образом и может быть достигнуто, по мнению Сперанского, принятие разумных законов и неукоснительное их исполнение.

К 1802-1804 гг. относится еще ряд политических записок и трактатов Сперанского, например: «О коренных законах государства», «О постепенности усовершения общественного», «Отрывок о Комиссии Уложения», «Еще нечто о свободе и рабстве». Все они носили черновой, незавершенный характер и служили как бы предварительными этюдами для разработки впоследствии основного его проекта – «Плана государственного преобразования России».

Сперанский был привлечен к разработке утвержденного в 1803 г. «Положения об устройстве учебных заведений», по которому в системе образования были заложены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ.

Поворот в дальнейшей карьере Сперанского произошел после того, как он прочитал доклад перед Александром I. Доклад произвел на царя благоприятное впечатление. Александр был изумлен его четкостью и изяществом, сразу оценил ум и исполнительность Сперанского и увидел в нем человека, который ему нужен. 19 октября 1807 г. император освободил Сперанского от занятий в Министерстве внутренних дел, с тем, чтобы удержать его постоянно при себе.

1808 – 1811 гг. – время могущества и славы Сперанского, который в эти годы стал вторым после императора лицом в государстве, вершителем внутренней политики. При его непосредственном участии и даже по его инициативе проводились дальнейшие либеральные реформы Александра I. Именно в это время Сперанским был разработан план коренной реформы в управлении страной.

В начале 1808 г. он был введен в Комитет для усовершенствования духовных училищ. В июне 1808 г. комитет представил составленный Сперанским доклад о преобразовании духовных учебных заведений всех степеней. В докладе были глубоко проанализированы недостатки духовного образования и определены пути его реформы. Создавалась четкая структура духовных учебных заведений, система управления ими, вводились новые учебные программы. По аналогии с гражданскими школами устанавливались четыре ступени духовных учебных заведений: церковно-приходская школа, уездное училище, семинария, академия. Разработанные Сперанским основы реформы духовного образования были утверждены императором в 1808 г., а сама реформа была завершена к 1814 г.

В начале 1808 г., в ходе русско-шведской войны 1808-1809 гг., к России была присоединена Финляндия. Был учрежден под председательством Сперанского Финляндский комитет, в задачу которого входило законодательно определить положение Финляндии в составе России. Сперанский разработал «Положение об учреждении главного управления в новой Финляндии», по которому русский император именовался великим князем финляндским, а Финляндия получила довольно широкую автономию.

Таким образом, Сперанский настолько вошел в доверие к императору, что ему доверялось решать не только внутренние, но и внешние дела.

Жозеф де Местр писал: «Великий и всемогущий Сперанский, генеральный секретарь империи, фактически премьер-министр и даже, может быть, первый министр». В то время Сперанский, по существу, влиял на все стороны политики и управления Россией, за исключением только военных и отчасти дипломатических сфер.

В декабре 1808 г. он становится товарищем министра юстиции, а также получает исключительное право докладывать императору по делам Комиссии составление законов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...