Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мультиплицированное число «три»




Вернёмся к надписи Christus Coronabit Crucigeros. Она, как об этом свидетельствует указание Symbolum, является ключом к пониманию символического уровня канона. Согласно латинскому правописанию, с прописной буквы в ней должно начинаться лишь слово Christus, остальные же - со строчной. Однако они тоже запи­саны с заглавной буквы. Иными словами, здесь имеет место lapsus linguare (грамматическая ошибка), которая в данном контексте служит средством привлечения внимания к элементу, имеющему важное значение.

Зато в существующем виде, (то есть с заглавными буквами в каждом слове), данная надпись приобретает вид акростиха, кото­рый для целей символики использовался еще со времени Священного писания. Однако акростих: ССС выглядит по меньшей мере странно, если подходить к нему с обычными мерками. В нашем же случае он оказывается элементом символики - как число 3 в числовом алфавите[9]. Оно, согласно лютеранской традиции, явля­ется символом третьей персоны Троицы - Святого духа[10]. В мультиплицированном виде «три раза по три» (3 х 3) оно оказывается, наряду с уже упомянутым значением, также и символом Троицы в своем единстве. Правда, для последнего значения чаще исполь­зуется несколько иное мультиплицирование - в виде «три в степени три»(33).

Таким образом, акростих С С С оказывается воплощением сим­вола «три раза по три» (3,3,3).

Однако в каноне есть другая группа из трех элементов, которая также связана с тем же символом. Это трижды начертанное слово Сапопе, в начале каждого из которых стоит заглавная буква С. Один раз оно фигурирует в первом слове заглавия Сапопе doppio sopr'il Soggetto, и дважды - в рядом расположенных Сапопе 1. и Сапопе 2. Эта единая группа также образует символический элемент ССС. Для того, чтобы группа состоялась, Бах, собственно, и написал в начале первой и второй строк обозначения Сапопе 1. и Сапопе 2, хотя, как упоминалось, необходимости в этом не было.

Наконец, еще одна группа - трижды использованное С для обозначения тактового размера в начале каждой из трех строк (см. илл. 1).

В свете сказанного становится понятно, с какой целью Бах изменил размер 2/4 на С.

Итак, анализируемый канон Фульде содержит три группы знаков ССС:

а) надпись Christus Coronabit Crucigeros;

б) трижды появляющееся слово Сапопе;

в) трижды записанное обозначение тактового размера С,

В своем единстве они воплощают символ «три в степени три» (З3), что, как говорилось, в христианской символике является символом Троицы в своем единстве трех ее персон, что в тексте Credo фигурирует как главный символ веры.

Сказанное выше помогает также понять смысл одного из преобразований темы BACH в «Искусстве фуги»:

Пример 2 И. С. Бах, Искусство фуги, Contrapunctus 11, т. 90-91

 

Сам по себе мотив ВАСССН как вариант хорошо знакомой темы BACH может показаться необычным, однако думается, что сказанное выше о христианской символике в каноне BWV 1077, позволить ощутить в нем присутствие теологического нюанса.

Мультиплицированный зигзаг

Нижнюю строку канона Фульде, ее басовый голос, как отмечалось выше, Бах не стал использовать в канонических целях - она понадобилась ему для воплощения еще одного символа. Обратим еще раз внимание на то, что в графическом отношении ее мелодическая линия представляет собой зигзаг (см. илл. 1, а также нотн. прим. 1). Все приведенные в статье каноны, в основе которых лежит данный Soggetto, относятся к разряду бесконечных, о чем говорят знаки повторения с обеих сторон.

На разнообразных иллюстрациях эпохи барокко бесконечность канонов находила свое выражение в форме окружности - соответственно тому, как в то время понималась сама бесконечность (движе­ние по кругу). Обычно такие каноны записывались на нотном стане в виде круга. Зигзаг, мультиплицированный в пределах окружности, создает графическую фигуру, которая воспринимается как условное изображение короны. В этом отношении зигзагообразная линия Soggetto в обсуждаемом каноне вместе со знаками повторения, окружающими его (Soggetto), служит средством создания соответствующей символической фигуры, созвучной надписи Christus Coronabit Crucigeros. Ее графический комментарий нередко встречается в барочной литературе, чаще всего в эмблематическом жанре. Приведем лишь один пример подобного рода из книги Лаурентиуса фон Шнюфиса (см. илл. б)[11].

Илл. 6

Эмблематическое воплощение мотто о коронации несущего крест

Можно сказать, что сочине­ние Баха, написанное для Фульде, комментирует упомянутое мотто средствами музыкальной эмблематики[12]. Что же касается анализа канона, то он дает возможность ответить на сомнения некоторых исследователей в том, что Бах использовал числовой алфавит для воплощения символики в теологической сфере[13]. В данном сочинении подобная практика представлена вполне отчетливо.

Сказанное позволяет понять, с какой целью Бах предпринял действия, в которых, как могло по­началу показаться, не было особой нужды. Как следует из анализа, в техническом отношении его действия были направлены на воплощение мультиплицированных числовых (2 и 3) и графического (зигзаг - корона) символов. Современному человеку подобные действия композитора XVIII века могут показаться странными, и они нередко служат объектом иро­нии. Однако Бах уделял этой стороне своей музыки большое внимание: не только данный канон, но и автографы многих его сочинений несут в себе следы деятельности подобного рода. Думается, что такого же внимания она достойна и со стороны тех, кто изучает его музыку.

 


[1] Через несколько месяцев Фульде предстояло покинуть Лейпциг, и Бах, по-видимому, оставил ему канон перед расставанием на память.

 

[2] Альбом форматом 1/8 листа, на титульном листе значится: «PATRON1S / FAUTORIBUS atque AMICIS / hoc Album / omni observentia offert: / J.G. Fulde Nimic. Sil: / MDCCXLII1». Начальные записи в нем относятся к 1743 году. Сейчас хранится в одной из частных коллекций.

 

[3] Бах был не единственным, использовавшим это мелодическое построе­ние. Его можно встретить также в сочинениях Других композиторов, в частности, Г.Ф. Генделя и Г. Пёрселла.

 

[4] Johann Sebactian Bach. Vierzehn Kanons... BWV 1097. Erstausgabe. Hrsg. von Chr. Wolff. Leipzig, 1976. См также: NBA, V/2. Kritischer Bericht von W.Emery und Chr.Wolff. Leipzig, 1981.

 

[5] Multiplicatio - это повторение какого-либо элемента символики различ­ными средствами и на различных уровнях восприятия. Так например, в фуге cis-moll из I тома «Хорошо темперированного клавира» Баха символ числа 4 (как воплощение символа креста) мультиплицируется в виде 4 диезов, поряд­ковым номером фуги (4), тактовым размером 4/4 (в виде С, числом нот (4) одноголосной пропосты и поддерживается мелодической формулой темы фуги, представляющей собой известную «тему креста».

Segregatio - это операция отделения, обособления того или иного знака любыми средствами выразительности (например, «белые» ноты целых или половинных длительностей на фоне непрерывного потока «черных» восьмых или шестнадцатых, а также подчеркивание какого-либо мотива или формулы трелями, приемами акцентуации или другими средствами). Так например, Андреас Веркмайстер, дабы привлечь внимание к числовым символам 28 главы в его трактате, - символам, связанным с его теорией темперации, - снабжает названием (DasXXVIII. Capitel. / Von der Temperatur insge / mein.) только её, обозначая все остальные лишь порядковыми номерами.

Lapsus linguare - намеренно совершенная грамматическая ошибка с целью привлечения внимания к тому или иному фрагменту текста или его носителю. Так, например, в 5-м контрапункте «Искусства фуги» И. С. Бах намеренно делает ошибку в написании слова Contrapunctus, предлагая вместо правильного вариант Contrapunctur. Это написание в печатных изданиях обычно исправляется редакторами, из-за чего исчезает эффект, ради которого ошибка сделана Бахом, так что исследователи обычно и не замечают симво­лов, присутствующих в фуге.

[6] [Schmidt J.] Biblischer Mathematicus Oder ErlSuterung der Heil. Schrift aus den Mathematischen Wissenschaften... Zullichau, 1736. S. 15.

 

[7] Показательно, что все дуэты в Мессе h-moll связаны с образом Христа. Причем, это касается не только Мессы h-moll, но и других его сочинений (см.: Greer M. Embracing Faith: The Duet as Metaphor in Selected Sacred Cantatas by J.S.Bach // BACH: The Journal of the Riemenschneider Bach Institute. 2003 No 1. P. 1-69).

 

[8] «Параграф 2» - это второй параграф Credo, посвященный Христу, второй персоне Троицы. Данный дуэт, собственно, и написан на текст этого пара­графа (Et in unum Dominum Jesum Christum..,).

 

[9] Косвенным подтверждением тому, что слова мотто специально подби­рались так, чтобы они образовали акростих, может служить и следующий факт. Здесь использовано слово Crucigeros. Его нет в современных латинских словарях. И не случайно: это - редко используемая форма понятия «несущий крест», которая уже в XVIII веке считалась анахронизмом. Но для акростиха она оказалась вполне подходящей.

 

[10] См: [Schmidt].]...Biblischer Mathematicus... S. 15-16.

 

[11] Laurentius von SchnUffis (1633 - 1702), немецкий поэт и композитор (родом из Австрии). В надписи под гравюрой - то же мотто, изложенное в поэтической форме: Trag willig was dir aufTerlegt / Weils grossen Lohn im Himmel trdgt (Неси покорно возложенное на тебя, и ждет [тебя] великая награда Небес). См: SchnuffisL. von Lusus MiserabilisOrbisLudentis... Kempten, 1701. S.24.

 

[12] Символы креста и короны не впервые фигурируют в музыке Баха. Уместно в этой связи упомянуть также его кантату Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen BWV12 (Ария альта начинается со слов: Kreuz undKrone sind verbunden, Kampfund Kleinod sind vereint).

 

[13] См., напр.: Tatlow R. Bach and the riddle of the number alphabet. NY, 1991. P. 126-129.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...