Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ показателей по труду и з/п

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.Оплата труда - это выраженная в денежной форме доля труда сотрудника, вложенного им при создании продукции предприятия. Заработная плата всех сотрудников предприятия в сумме дает показатель ФЗП (фонда заработной платы), который занимает немалую долю в расходах предприятия, поэтому анализ этой статьи расходов предприятия так важен. Основными задачами анализа являются следующие:1) изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям,2) определение и изучение показателей текучести кадров,3) выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования. 2.1. Анализ обеспеченности рабочей силой.В данном разделе анализируется численность рабочих в целом и по каждой категории, рассчитывается абсолютное отклонение численности и относительная экономия (перерасход) рабочей силы. Помимо этого рассчитывается структура работающих с выделением доли рабочих, анализируется ее динамика. 2.2. Анализ движения рабочей силы.Движение рабочей силы на предприятии, связанное с приемом и увольнением работников, является важным объектом анализа, поскольку уровень стабильности кадров - один из факторов, оказывающих влияние на производительность труда и эффективность производства. 2.3. Анализ фонда рабочего времени. Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. 2.4. Анализ влияния использования рабочего времени на объем производства. Анализ влияния использования рабочего времени на объем производства продукции осуществляется по следующей формуле:ТП= Ч Д Вч, где ТП - объем произведенной продукции, тыс. руб.;Ч - численность рабочих, чел.;Д - число рабочих дней, отработанных одним рабочим за период;Вч - часовая выработка одного рабочего, т/ч. 2.4. Анализ производительности труда. К обобщающим показателям относятся среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим, а также среднегодовая выработка продукции на одного работающего в стоимостном выражении. При анализе производительности труда сопоставляются темпы роста производительности труда одного рабочего и работающего. При этом первые должны опережать вторые, так как должна иметь место положительная тенденция увеличения удельного веса рабочих.Среднегодовая выработка продукции одного работающего рассчитывается по формуле:Вг= Ур Д Вч, где Вг - среднегодовая выработка продукции одного работающего, д.е.;Ур - удельный вес рабочих в общей численности работающих, коэфф..

 

20. Направления анализа с/с продукции, работ, услуг

 

Анализ себестоимости продукции имеет большое значение, потому что позволяет определить тенденции затрат на производство, выполнения плана по уровню себестоимости, влияние издержек производства и на этой основе дать оценку работы предприятия и установить резервы снижения себестоимости продукции. Планирование и учет себестоимости продукции на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. К элементам затрат относятся:1)материальные затраты (на сырье, материалы, топливо, энергию);2)затраты на оплату труда;3)отчисления на социальные нужды;4)амортизация основных средств;5)прочие затраты — износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам, налоги, отчисления во внебюджет.фонды. Группирование затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, позволяет выяснить куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы, что необходимо для расчета себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов сокращения затрат. Затраты разделяют на: прямые и косвенные; явные и неявные; постоянные и переменные. Переменные затраты изменяются из-за динамики объема производства и продажи продукции. Как правило, это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (зарплата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии). Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Часть таких затрат (амортизация, плата за аренду, зарплата) связана с производственной мощностью, другая часть (затраты на маркетинговые исследования, рекламу, повышение квалификации работников) —с управлением и организацией производства и сбыта продукции. Выгода предприятия состоит в уменьшении суммы постоянных затрат на единицу продукции, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции. Однако если при снижении объема производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, себестоимость продукции растет, прибыль падает. Линию затрат при постоянных и переменных расходах можно представить в виде уравнения: Y=a +bx. где У— сумма затрат на производство продукции; а — абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период; b — ставка переменных расходов-на единицу продукции; х — объем производства продукции.

 

21. Маркетинговый анализ

 

Это комплексный подход в анализе рыночных возможностей при проведении исследований рынков. Это кропотливая работа, включающая сбор информации из различных источников, оценку рыночного спроса, изучения маркетинговой среды, анализа потребительских/деловых рынков, оценку конкурентов, идентификации рыночных сегментов, оценку объемов рынка по сегментам. На основании маркетингового анализа можно рекомендовать выбор целевых рынков и построить маркетинговую стратегию эффективной коммерческой компании. Предметом маркетингового анализа является маркетинговая деятельность фирмы, как оперативная, так и стратегическая, те процессы и явления, которые рассматриваются на какой-то момент времени, а также в своем постоянном развитии. Объектом маркетингового анализа являются: отдельное предприятие или совокупность предприятий, отрасль в целом, а также отдельные индивидуумы и их совокупность, отдельные домохозяйства/семьи и их совокупность. В маркетинговом анализе существует обязательное требование: выводы маркетингового анализа должны быть четкими и недвусмысленными, они должны обязательно сопровождаться практическими рекомендациями. Анализ проводится по трем объектам:1) покупатель, потребитель(изучаются запросы на те или иные товары, уровень доходности покупателя);2) сам товар, его качества;3) конкуренты(проводится сравнительный межхозяйственный анализ). Методы маркетингового анализа:1.)Эвристический(опросы специалистов);2)Трендовый анализ (В основу такого анализа берутся показатели изменения объема продаж, себестоимости реализационной продукции и финансовых результатов того или иного вида продукции, работ, услуг. По результатам анализа составляется прогноз на будущее); 3)Метод факторного анализа (Выделяются факторы самого товара, обстановка, связанная с потреблением товара, демографические слои населения.); 4)Пробный маркетинг (Небольшие партии товаров пускают в продажу, затем подсчитывают результат);5)Вариантный анализ (сравнение нормативной, планируемой величины и фактической).

Наряду со стандартными методами маркетингового анализа применяются специфические методы: 1)анализ "входа-выхода"-показывает как изменение выпуска продукции в одной отрасли влияет на все остальные исходные данные планирования. Изучается взаимосвязь "цена-объем продаж" конкретной марки товара. 2)пробный маркетинг(выполняется для новых изделий),при котором производится небольшая партия товаров,на реализации которой изучается возможный спрос. 3)анализ скидок. Его основной целью является выяснение того,насколько целесообразным является предоставления тех или иных скидок покупателю и как это отразится на сбытовой политике пред-ия. В процессе анализа рассчитывают дополнительный объем продаж,необходимый для того,чтобы доход орг-ии не упал в результате предоставления скидок.В дальнейшем необходимо определить обеспечит ли данный объем прироста продукции при условии предоставления запланированной скидки тот же уровень маржинального дохода,который был у орг-ии до предоставления скидок. 4)SWOT-анализ. Его цель-определение всех сильных и слабых сторон орг-ии, которые рассматриваются как внутренние факторы,а также изучение внешних факторов,каковыми являются рыночные возможности и угрозы. На основе такого исследования орг-ия должна максимально использовать свои сильные стороны, попытаться преодолеть слабости, воспользоваться благоприятными возможностями и защититься от потенциальных угроз. Этот анализ может проводиться для орг-ии в целом по рынкам,на которых присутствует продукция, по видам выпускаемой продукции, а также для оценки орг-ии сбыта и уровня квалификации специалистов по продажам. 5)Портфельный анализ зародился в финансовой сфере как инструмент оценки эффективности вложений в ценные бумаги. Позволяет ответить на след.вопросы: какова ситуация с конкуренцией? сбалансирована ли продуктовая программа предприятия на рынках? на каких стадиях жизненного цикла находятся отдельные продуктовые группы? какие продуктовые группы нужно стимулироваь? на сколько велика доходность отдельных продуктовых групп?

 

22. Анализ состояния и использования ОС

 

ОС - объект, предназначенный для использования в производстве продукции, для управленческих нужд организации; предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 месяцев); организация не предполагает последующую продажу данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем. Методика анализа основных фондов нацелена на выбор наилучшего варианта их использования. Качество анализа зависит от достоверности информации, т.е. от качества постановки бухгалтерского учета, отлаженности системы и регистрации операций с объектами основных средств, точности отнесения объектов к классификационным группам, достоверности инвентаризационных описей, ведения регистров аналитического учета. Информационные источники анализа: бизнес-план пред-ия, план технического развития, форма 1 и5,данные о переоценке ОС, проектно-сметная документация, техническая документация. Задачи анализа использования ОС на пред-ии:1) изучение состава и динамики ОС, технического состояния и темпов обновления активной их части, технического перевооружения и реконструкции предприятия, внедрение новой техники, модернизации и замены морально устаревшего оборудования;2) определение показателей использования основных производственных фондов - фондоотдачи и фондоемкости, а также факторов, влияющих на них;3) установление степени эффективности применения средств труда, характеристика интенсивности и экстенсивности работы важнейших групп оборудования. Оценка движения и состояния основных средств проводится на основе коэффициентов: показатели движения- коэф обновления, коэф выбытия ОС, коэф прироста; показатели состояния –коэф износа, коэф годности. Состав основных производственных фондов во многом определяется отраслевой принадлежностью предприятия. Несомненны различия, присущие многим отраслям промышленности, строительству, транспорту, сельскому хозяйству, связи и другим областям хозяйствования.

 

23. Методы комплексного экономического анализа и оценки

 

Метод эк анализа – способ систематизации комплексного изучения фин-экономического состояния хозяйствующего субъекта с цель. Определения его фин устойчивости и эффективности деят-ти в условиях неопределенности и риска. Основные методы эк.анализ: 1)горизонтальный анализ основан на сопоставлении отчетных фин показателей с показателями деят-ти за предыдущий период путем определения относительных и абсолютных изменений данных показателей в динамике. Позволяет выявить отклонения,требующие дальнейшего изучения, и определить общие направления оптимизации баланса. 2)вертикальный анализ- структурный анализ итогового финансового показателя с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Такой анализ позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в общем итоге.

Обязательный элемент-динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. 3)трендовый- сравнение каждой позиции отч-ти с позициями ряда предшествующих периодов и определение тренда,т.е. основные тенденции динамики показателей. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем,а следовательно ведется перспективный прогнозный анализ. 4)анализ относительных показателей (рассчитывает соотношение отдельных показателей отч-ти с целью их взаимосвязи и взаимозависимости); 5)сравнительный (пространственный) анализ-анализ отдельных фин показателей дочерних фирм, подразделений и цехов; сравнение фин показателей пред-ия с показателями предприятий-конкурентов. 6)факторный анализ- анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель. М.б прямым,т.е.раздробление результативного показателя на составные части; и обратный (синтез)-когда его отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Проведение комплексного экономического анализа хоз деят-ти предполагает использование специальных приемов анализа для исчисления комплексных оценок результатов хоз деят-ти.

Комплексная оценка служит инструментом учета, анализа и планирования; индикатором научно-технического состояния хозяйственного объекта в изучаемой совокупности; критерием сравнительного оценивания коммерческой деятельности предприятий и их подразделений; показателем эффективности принятых ранее управленческих решений и полноты их реализации; основой выбора возможных вариантов развития производства и показателей ожидаемых результатов в будущем: стимулятором производства.

 

24. Анализ фин вложений и инвестиционной привлекательности орг-ии

 

Инвестиции - это долгосрочное вложение средств в активы предприятия с целью увеличения прибыли и наращивания собственного капитала. Финансовые инвестиции - это долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги, корпоративные совместные предприятия, обеспечивающие гарантированные источники доходов или поставок сырья, сбыта продукции и т.д. Задача анализа - оценка динамики, степени выполнения плана и изыскания резервов увеличения объемов инвестиций и повышения их эффективности. Задача анализа - оценка динамики, степени выполнения плана и изыскания резервов увеличения объемов инвестиций и повышения их эффективности. Анализ объемов инвестиционной деятельности следует начинать с изучения общих показателей, таких, как объем валовых инвестиций и объем чистых инвестиций. Валовые инвестиции - это объем всех инвестиций в отчетном периоде. Чистые инвестиции -у меньшение валовых инвестиций на сумму амортизационных отчислений в отчетном периоде. Если сумма чистых инвестиций является положительной величиной и имеет значительный удельный вес в общей сумме валовых инвестиций, то это свидетельствует о повышении экономического потенциала предприятия, направляющего значительную часть прибыли в инвестиционный процесс. Напротив, если сумма чистых инвестиций является отрицательной величиной, то это означает снижение производственного потенциала предприятия, "проедающего" не только свою прибыль, но и часть амортизационного фонда. Если сумма чистых инвестиций равна нулю, это значит, что инвестирование осуществляется только за счет амортизационных отчислений и что на предприятии отсутствует экономический рост и не создается база для роста прибыли.Инвестиционная привлекательность предприятия - это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности. С позиций инвесторов, инвестиционная привлекательность предприятия - это система количественных и качественных факторов, характеризующих платежеспособный спрос предприятия на инвестиции. Инвестиционная привлекательность зависит как от внешних факторов, характеризующих уровень развития отрасли и региона расположения рассматриваемого предприятия, так и от внутренних факторов - деятельности внутри предприятия. Предприятия со средней степенью инвестиционной привлекательности отличаются активной маркетинговой политикой, направленной на эффективное использование имеющегося потенциала. Предприятия с низкой инвестиционной привлекательностью можно считать непривлекательными, поскольку вложенный капитал не прирастает, а лишь выступает в качестве временного источника поддержания жизнеспособности, не определяя экономического роста предприятия. Для таких предприятий повышение инвестиционной привлекательности возможно лишь за счет качественных изменений в системе управления и производства, в частности в переориентации производственного процесса на удовлетворение потребностей рынка, что позволит повысить имидж предприятий на рынке и сформировать новые, либо развить имеющиеся конкурентные преимущества.

 

25. Экспресс-анализ деятельности предприятия

 

Чтение, или экспресс-анализ, отчетности (баланса) — первая стадия комплексного анализа финансового состояния коммерческой организации. В процессе чтения баланс подвергают разбору, чтобы составить себе первоначальное представление о деятельности коммерческой организации. Уже на этой стадии применяют некоторые элементарные приемы анализа, чтобы выявить взаимосвязи между показателями, изменения в составе средств и их источниках (сравнение, исчисление средних и относительных величин, сопоставление темпов изменения некоторых показателей и т.п.). Целью экспресс-анализа является наглядная и несложная (по времени исполнения и трудоемкости реализации алгоритмов) оценка финансового благополучия и динамики развития коммерческой организации. В процессе анализа можно рассчитать десятки показателей. Аналитику необходимо знать, на какой показатель следует обратить внимание в первую очередь, как его интерпретировать. Как и любой вид аналитической работы, применение методики экспресс-анализа бухгалтерской отчетности носит достаточно субъективный характер, тем не менее, можно сформулировать некоторые общие принципы и последовательность ее реализации.

Экспресс-анализ может быть выполнен в три этапа: 1)подготовительный этап; 2)предварительный обзор бухгалтерской отчетности;3) экономическое чтение и анализ баланса и сопутствующей отчетности.

Цель первого этапа — убедиться в том, что баланс готов к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка баланса по формальным признакам и по существу: комплектность бухгалтерского отчета, правильность и ясность заполнения; наличие всех необходимых реквизитов, включая подписи ответственных лиц; наличие необходимых дополнительных форм и приложений; проверка валюты баланса, всех промежуточных итогов и основных контрольных соотношений и т.д.

На втором этапе знакомятся с аудиторским заключением, учетной политикой организации, с содержательной частью годового отчета, оценивают условия, в которых функционировала коммерческая организация в отчетном периоде, тенденции основных показателей деятельности, качественные изменения в имущественном и финансовом положении коммерческой организации.

Третий этап — основной в экспресс-анализе. Здесь выполняются расчет и контроль динамики ряда аналитических коэффициентов. Совокупность показателей, которые дают комплексную характеристику финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации и могут быть использованы в пространственно-временных сопоставлениях, достаточно обширна.

Основные результаты экспресс-анализа бухгалтерского баланса и сопутствующей отчетности можно оформлять по-разному: в виде совокупности показателей, краткого текстового отчета, серии аналитических таблиц. Для руководителя одним из наиболее приемлемых вариантов является система контролируемых показателей. В этом случае строятся две таблицы, содержащие: показатели финансово-хозяйственного потенциала коммерческой организации;

показатели результатов деятельности коммерческой организации.

В первую группу можно включить такие показатели, как сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении коммерческой организации; величина основных средств; коэффициент годности основных средств; наличие привлеченных в оборот средств (задолженность кредиторам, задолженность банку). Во вторую группу целесообразно включить показатели: объем произведенной за истекший период продукции; прибыль; оборачиваемость оборотных средств; фондоотдача; уровень материальных затрат; уровень рентабельности. Для отдельных отраслей могут быть рассчитаны и специфические показатели, имеющие важное отраслевое значение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...