Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные психологические теории.




Тема 1.1.Предмет, задачи и методы психологии.

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предмет изучения психологии – психика.

Задачи психологии:

· Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

· Научиться управлять ими;

· Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

· Быть теоретической основой практики психологической службы.

Основные отрасли в психологии.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Общая психология – изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития психики и личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология – индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

Связь с другими науками.

Философия – в течении столетий явления, которые в данный момент изучает психология, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в ХVI веке психологией.

Педагогика – вместе с психологией изучают проблемы воспитания и обучения.

Медицина, физиология – поставляют психологии научные знания о психике, точнее о ее материальном субстрате: органах чувств и высших нервных центрах.

Нейрофизиология и биология – привели к развитию научного аппарата психологии, которая благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Так, например, было оказано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения.

Структура психических явлений.

 

 

Основные психологические теории.

направления предмет исследования методы представители
Бихевиоризм   Поведение Наблюдение, эксперимент Дж. Уотсон (Америка)
Психоанализ (Фрейдизм)     Изучение бессознательного, влечение Методы, позволяющие обратиться к бессознательному: специальные беседы, анализ сновидений З. Фрейд (Австрия)
Гештальтпсихология   целостные структуры (гештальты- обрвзы, формы), мышление Эксперимент, беседа, тест Т. Вертгеймер В. Келер К. Левин (Германия)
Когнитивная психология   Познавательные психические процессы, знания Эксперимент, тест, моделирование У.Найссер, Л.Фестингер (Америка)
Гуманистическая психология Личность человека Исследования и наблюдения человеческой личности Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу (Германия)  
Отечественная психология Психика, рефлексы Наблюдение, эксперимент И.М. Сеченов Г.И. Челпанов В.М. Бехтерев И.П. Павлов
Ассоциативные теории Ассоциации, чувства   XVIII в., английский врач и священник Д. Гартли, последоатели: Дж. Милль, Г. Спенсер.  

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Древнегреческий философ-идеалист Платон понимал душу человека как нечто божественное, отличающееся от тела. Платон полагал, что душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона заложила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Первым психологическим научным трудом (но еще в рамках донаучной психологии), стал трактат «О душе» древнегреческого философа Аристотеля. Согласно Аристотелю, душа и тело неразделимы. Душа бестелесна, она есть форма существования живого тела, причина и цель всех его жизненных функций.

Основные категории психологии:

Адаптация социальная [лат. adaptāre — приспосабливать; sociālis — общественный] — процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе.

Адаптация (лат. adaptāre — приспосабливать) — заимствованное из биологии представление о процессе развития (в частности, психического) как все более совершенном уравновешивании организма со средой.

Возраст — категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития.

Воспитание — процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов;

Детство — термин, обозначающий начальные этапы онтогенеза; период развития ребенка от рождения до подросткового возраста, т. е. до 11—12 лет.

Деятельность детская — основная форма активности ребенка и основной источник развития психики в процессе онтогенеза.

Кризисы возрастные [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Обучение — процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта.

Общение — процесс установления, поддержания и развития контактов между двумя или несколькими субъектами.

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.

Онтогенез [греч. on (ontos) — сущее + genesis — происхождение] — процесс развития индивидуального организма.

Развитие психики [греч. psychikos — душевный] — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Социализация [лат. sociālis — общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...