Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системы образования в странах Древнего Востока

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Психологии образования

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История педагогики и образования»

на тему:

« Сравнение образовательных систем Древнего мира и Средневековья »

Выполнил(а):

Студент(ка) 1 курса очного отделения

Щербакова В.В.

Преподаватель:

канд. пед. наук, доцент кафедры

дошкольной педагогики и психологии

Горшкова Е. В.

Москва 2012

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Системы образования в странах Древнего Востока

Воспитание и образование в Античном мире

Воспитание и обучение у восточных славян

. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Система образования в Западной Европе

Образование на Средневековом Востоке

Образовательная система в Средневековом Славянском мире, Руси, Русском государстве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие общества и изменения в отношениях между людьми всегда находили свое отражение в практике образования, обучения и воспитания подрастающих поколений, в целях и задачах школы, в педагогических теориях и системах. Обучение и воспитание это процессы социальные, исторически обусловленные, в которых всегда отображаются цели и интересы господствующих классов общества, а также их политических партий. Чтобы правильно понять закономерности этих процессов, необходимо знать историю развития образования, воспитания, школы и педагогических теорий, систем образования от древнейших времен до наших дней.

Анализ истории образования и его современного состояния подтверждает его неразрывность с конкретным временем. В любую эпоху и в любом обществе сама система образования, её идейные основы, цели, задачи, методы, структура и организация выражают состояние общества, и тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций и перспектив общественного развития.

Важно осознавать, что не только глобальные проблемы образования, но и самые частные и конкретные вопросы педагогики, её методы, приемы, "технологии" производны от общей концепции образования, его основных принципов, ведущих идей и положений. Различие педагогических школ и течений - не что иное, как выражение различных концепций образования, имеющих глубокую социально-культурную обусловленность[1]

Тема моего реферата: "Сравнение образовательных систем Древнего мира и Средневековья", поэтому хотелось бы дать определение системы образования. Определений системы образования приводится множество, я процитирую одно из наиболее современных: "Система образования - это совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в государстве, связь между ними и общие принципы, на основе которых эти учреждения работают. Система образования осуществляет: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, средне специальное образование, высшее, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку"[5].

Из сказанного выше, делаем вывод, что знать истоки педагогики и образования очень важно и полезно. В своей работе на основе литературных источников я рассматриваю самые ранние этапы появления и развития систем образования.

Объектом работы являетсяобразование в Древних цивилизациях и Средневековых государствах.

Предмет - образовательные системы в странах Древнего мира и Средневековых государствах.

Цель - изучить и сравнить особенности образовательных систем, существовавших в Древнем мире и Средневековых государствах.

Задачи:

1) Изучить условия возникновения и особенности образовательной системы в странах Древнего мира: в странах Древнего Востока (Междуречье, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай), в Античном мире (Спарта, Афины, Древний Рим) и у восточных славян.

) Изучить условия возникновения и особенности образовательной системы в Средневековых государствах Западной Европы, Востока (Исламский мир, Индия, Китай) и славянского мира (Русь - Русское государство).

) Сравнить образовательные системы стран Древнего мира и Средневековых государств.

 


СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Системы образования в странах Древнего Востока

Междуречье (IV тыс.- кон. I тыс. до н.э). Междуречьем назывались такие рабовладельческие государства как Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, расположившиеся по берегам Персидского залива. Здесь успешно развивались следующие области знания: математика, астрономия, агротехника, письменность, система нотной записи. Школы были почти в каждом городе, они организовывались при храмах. В основном школы были небольшие: 20-30 учеников, один учитель. По-шумерски школа называлась "эддуба" - "дом табличек". В крупных "эдуббах" - их называли "домами знаний" помимо письма обучали счету и рисованию. Методы и формы обучения: повторение, заучивание материала. К I тысячелетию до н.э. складывается Шумерский идеал образования, который включает в себя: высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Школу посещали мальчики, а девочки обучались дома у своего отца. К концу I тысячелетия до н.э. школьное образование становится сферой влияния семей, которые из поколения в поколение передавали мастерство писцов. [1,2]

Древний Египет. Школы в Древнем Египте появляются в III тысячелетии до н.э. Школа и воспитание были призваны перевести ребенка в мир взрослых. В основном школу посещали мальчики из семей жрецов, чиновников, зажиточных граждан, землевладельцев, так как за обучение приходилось много платить. Девочки зачастую обучались дома. Обучение в школе подразделялось на этапы. Дети учились читать, писать и считать на начальном этапе обучения. На втором этапе происходила дифференциация обучения по направлениям, которые можно было выбрать: 1) музыка, литература, грамматика, 2) математика, 3) основы ведения хозяйственной деятельности. Методы обучения: обучение индивидуальное, осуществлялось при помощи переписывания и заучивания стандартных текстов и примеров. Одной из целей обучения была подготовка к профессии, ей традиционно занимались члены семьи.В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. В древнем Египте существовали царские школы. Преимущественно там учились дети высшей знати, фараонов. В этих школах уделялось большое внимание переводу на живой язык древнейших текстов. [1, 2]

Древняя Индия. История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI в. до н.э. До V века до н.э., в период индуизма, обучение основывалось на идее, суть которой заключалась в том, что каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества. В зависимости от касты воспитательный идеал имел некоторые различия. На уровне семейного воспитания систематического образования не предполагалось. Мальчики начинали обучение в 7-8 лет. Сначала их посвящение в ученики проходило в форме обряда, а затем начиналось обучение у учителя. К середине I тысячелетия до н.э. выстроилась своеобразная система образования. Она включала в себя 3 ступени: начальная ступень - дети получили образование в семье. Вторая ступень - посвящение в ученики, сроки прохождения данной ступени были разными, в зависимости от принадлежности к касте. Третья ступень была повышенного типа, которой посвящали себя немногие, обучение это проходило у гуру - особо почитаемого учителя. Примерно в V-VI в. до н. э. возникает буддизм (наряду с индуизмом), он способствует распространению образования: признается равенство разных каст в образовании и обществе; рост числа школ (при буддийских монастырях) - по всей Индии; сочетание духовного и светского образования. Учителя-буддисты вели индивидуальное обучение. В II - VI вв. - происходит возрождение индуизма, обучение стало практически направленным. Была 2-х ступенчатая система образования: начальные школы («толь»): счет, чтение, письмо на санскрите и местных языках, и средние школы («аграхар»): география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись. [2]

Древний Китай. В основе педагогических традиций Древнего Китая лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху. Традиция обучения базировалась на опыте семейно-общественного воспитания. Основой школьного обучения было уважение к старшим, наставник - как отец. Первые школы в Китае появились в III тысячелетии до н.э. Во II тысячелетии до н.э. школу посещали в основном дети состоятельных людей. Главная цель школы: научить пользоваться иероглифическим письмом (это умение передавалось по наследству и распространялось очень медленно, но после изобретения волосяной кисточки и бумаги процесс существенно упростился и ускорился).Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики оказало учение Конфуция, где особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности. Знание книг Конфуция являлось основой обучения. Идеал воспитания (по Конфуцию) - осознание человеком своего места в обществе и овладение 6 искусствами: церемониал, музыка, стрельба из лука, езда в колеснице, письмо, счет). [1, 2]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...