Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России

 

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

1. В области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников

•   обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;

•   разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;

•   определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;

•   разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;

•   государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;

•   развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;

•   использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

•   оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы расселения на территории РФ.

2. В области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации

•   восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;

•   стимулирование миграции населения РФ, а также граждан государств – Участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы России;

•   проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.  Для достижения оптимального результата целесообразна скорейшая разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики, которая призвана определить основные направления реализация государственной политики. Концепция должна выступать в качестве общего подхода, генеральной идеи, объединяющей все меры миграционной политики в непротиворечивую систему. Фундаментальной идей концепции должно стать понимание того, что миграция - это не зло, с которым нужно бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат государства, а благо для России.

Необходимо преодолеть закрепощенность населения неразвитостью институтов жилищного рынка. Решение этой задачи может быть обеспечено следующими методами: содействие широкому распространению и развитию института ипотеки; содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья; содействие созданию цивилизованного рынка аренды жилья; государственная поддержка девелоперских компаний (с учетом потребностей региона в населении и рабочей силы). Должна быть обеспечена максимальная доступность жилья на рыночных условиях для подавляющего большинства населения. Среднеоплачиваемый работник, нашедший работу в конкретном регионе, должен иметь возможность на свою заработную плату найти приемлемое жилье и при этом не голодать, не ходить в обносках и не жертвовать образованием детей. Необходимо также разработать механизм действенного обеспечения защиты частной собственности, прежде всего, жилищной, поскольку в настоящее время владельцы жилья часто отказывают квартиросъемщикам в регистрации из-за боязни потерять жилье.

Создание эффективного рынка жилья приведет к тому, что приоритетным при выборе места будет уже наличие свободных вакансий в данном регионе и предлагаемый уровень зарплаты. Последнее позволит сформировать в России эффективный межрегиональный рынок труда. Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Как показывает анализ, в настоящее время во внутрироссийских миграционных потоках преобладает внутрирегиональной миграции (почти 60%). Следствием последнего является уменьшение влияния внутрироссийской миграции на выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов путем перераспределения рабочей силы между регионами. В итоге в современной России вместо "единого рынка труда" существуют относительно замкнутые, независимые и автономно развивающиеся региональные рынки труда. Кроме того, в России не существует развитой информационной базы об имеющихся вакансиях, значительная часть людей (особенно в регионах) вынуждено искать работу через друзей, знакомых, используя другие неформальные каналы поиска работы.

Повышению миграционной подвижности индивидов будет способствовать создание сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых консультационных центров и бирж труда; формирования единого российского банка вакансий (национального банка вакансий) и национального банка граждан, готовых сменить место жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых компаний; создание федеральной системы учета сведений о потребностях в рабочей силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под самозанятость и мелкое предпринимательство. Важным представляется объединить усилия государственных служб и негосударственных информационных посредников, в первую очередь на электронном рынке трудоустройств. Основной задачей межрегиональных трудовых центров должно стать предоставление гражданам-потенциальным мигрантам информации о возможностях внутрироссийских переселений; о перспективных либо не рекомендуемых для расселения территориях и населенных пунктах; оказание поддержки переселенцам из неперспективных населенных пунктов, позволяющей мигрантам осознанно и целенаправленно принимать решение о переселении. В межрегиональных трудовых центрах, а также территориальных управлениях службы занятости должна быть база данных об имеющихся вакансиях по всей стране, перечень ведущих предприятий и организаций данного региона с характеристикой их отраслевой структуры и профессионально-квалификационными требованиями к работникам; перспективных направлениях развития частного предпринимательства и малого бизнеса. По возможности, банк данных должен включать сведения о наличии и возможности получения жилья, список. Поскольку в настоящее время предприятия не всегда предоставляют сведения об открывшихся вакансиях в службу занятости, то, возможно, необходимо законодательно закрепить обязанность компании при открытии вакансии предоставлять информацию о ней в службу занятости.

В рамках реализации третьей фундаментальной цели необходимо создать условия для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Произошедшее в 1990-е годы кардинальное изменение по сравнению с предыдущими десятилетиями направлений внутрироссийских миграционных потоков привело к значительному сокращению численности населения в стратегически важных с точки зрения интересов национальной безопасности регионах России. Снижение численности население северных и восточных регионов России, в свою очередь, разрушает трудовой потенциал, адаптированный к природным условиям этих регионов и в перспективе может стать угрозой реализации крупных инвестиционных проектов.

Меры государственной политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, предоставления налоговых льгот и субсидий; на развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры, жилищное строительство в указанных регионах.[33]


 

Заключение

 

Миграция - это часть современной мировой глобализации. Существующая в огромных масштабах миграция вовлекает в свой оборот огромные массы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу на мировом рынке труда. Миграция – процесс, главным следствием которого является усложнение экономической и общественной жизни. И в то же время она открывает новые возможности.

Миграция населения (в первую очередь трудовая) – позитивное явление, позволяющее сбалансировать прирост населения, прежде всего числа трудоспособных лиц.

Современная миграционная ситуация в России является ни чем иным как отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

Проблема миграции как явления не только социально-экономического, но и политического должна решаться при пристальном внимании со стороны государства. Для этого оно составляет и постепенно реализует свою миграционную политику.

Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых – первоочередная задача и цель любого государства.


 

Библиографический список

 

1. Алешковский И.А.Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика М., ТЕИС, 2007, С.96

2. Бугаева Н.Г. Внутренняя трудовая миграция в Центральной России в современных экономических условиях / / Орловский государственный университет, факультет экономики и управления

3. Васильченко Э.А. Женский социум на Дальнем Востоке (1860-1940). Иваново, 2000.

4. Кабузан В.Н. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII-начало XX вв.). Хабаровск, 1973

5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года указ президента РФ Путина 9окт 2007 года

6. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 №256-1

7. Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я.Боярский, Д.И.Залентей, А.Г.Вишневский и др.; Под ред. проф. А.Я.Боярского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1985. С.161

8. Население России 2007: Пятнадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А. Г. Вишневский; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2009. — с.240-246

9. Национальный доклад ПРООН о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002/2003 г. С.56

10. Романов И.А. Особенности государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке/ журнал «СОЦИС» 2004г. № 11. С. 52-56

11. "Российской газета" (Федеральный выпуск) N4063 от 11 мая 2006 г.

12. Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2000. 39 с.

13. Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2002. 39 с

14. Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29-30 мая 2002г.) / Под общ. Ред. Ефимова Ю.Г., и Вабелина В.М. Ставрополь: СГАУ, 2002. – 200 с.

15. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232.

16. Указ Президента «О федеральной миграционной программе» от 09.08.1994 №1668 (ред. от 13.06.1996).

17. Флоринская Ю.Ф., Рощина Т.Г. Миграционные намерения выпускников школ из малых городов России // Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. С. 402.

18. Актуальные вопросы реформирования миграционной политики России в контексте устойчивого развития Алешковский И.А./ http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/htm/07_1.pdf.htm

19. Градировский С./Русский Архипелаг/ http://archipelag.ru/glossary/zapad/

20. Краснослободцев В.П. Сельские «миры» России и миграция // Демскоп Weekly. № 185—186. 2005. 10—23 янв. (http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit04.php).

21. Плисецкий Е.Л.канд. геогр. наук, доцент кафедры экономики и регионального развития Финансовой академии при правительстве РФ/ Трактовка понятия «миграция»/ http://geo.1september.ru/2003/37/4.htm

22. Стратегия для России: повестка дня для Президента - 2000. www.svop.ru./book2000.htm

Управление миграционными процессами в России/All для школоты/ http://all4shkoloty.ru/?p=10595

 


[1] Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2002. 39 с

[2] Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2000. 39 с.

[3] Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я.Боярский, Д.И.Залентей, А.Г.Вишневский и др.; Под ред. проф. А.Я.Боярского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1985. 161с.

[4]Е.Л.Плисецкий канд. геогр. наук, доцент кафедры экономики и регионального развития Финансовой академии при правительстве РФ/ Трактовка понятия «миграция»/ http://geo.1september.ru/2003/37/4.htm

[5] Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р

[6] Население России 2007: Пятнадцатый ежегодный демографический до-

клад / отв. ред. А. Г. Вишневский; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.:

Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2009. — с.240

[7] Градировский С./Русский Архипелаг/ http://archipelag.ru/glossary/zapad/

[8] разность между числом прибывших (иммигрантов) на какую-либо территорию (страну) и числом выбывших (эмигрантов) из нее за определенный период (год). Косвенно может быть получено как разница между общим приростом населения и естественным приростом населения за определенный период (год)

[9] Население России 2007: Пятнадцатый ежегодный демографический до-

клад / отв. ред. А. Г. Вишневский; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.:

Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2009. — с.240-246

[10] Флоринская Ю.Ф., Рощина Т.Г. Миграционные намерения выпускников школ из малых городов России // Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. С. 402.

[11] Краснослободцев В.П. Cельские «миры» России и миграция // Демоскоп Weekly. № 185—186. 2005. 10—23 янв. (http://demoscope.ru/weekly/2005/0185/analit04.php).

[12] Внутренняя трудовая миграция в Центральной России в современных экономических условиях / Бугаева Н.Г. / Орловский государственный университет, факультет экономики и управления

[13] Кабузан В.Н. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII-начало XX вв.). Хабаровск, 1973

[14] Васильченко Э.А. Женский социум на Дальнем Востоке (1860-1940). Иваново, 2000. 

[15] Стратегия для России: повестка дня для Президента - 2000. www.svop.ru./book2000.htm 

[16]Национальный доклад ПРООН о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002/2003 г. 56

[17] Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 №256-1

[18] Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29-30 мая 2002г.) / Под общ. Ред. Ефимова Ю.Г., и Вабелина В.М. Ставрополь: СГАУ, 2002. – 200 с.

[19] Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» от 23.02.2002 №232.

[20] Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29-30 мая 2002г.) / Под общ. Ред. Ефимова Ю.Г., и Вабелина В.М. Ставрополь: СГАУ, 2002. – 200 с.

[21] Указ Президента «О федеральной миграционной программе» от 09.08.1994 №1668 (ред. от 13.06.1996).

[22] Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29-30 мая 2002г.) / Под общ. Ред. Ефимова Ю.Г., и Вабелина В.М. Ставрополь: СГАУ, 2002. – 200 с.

[23] Актуальные вопросы реформирования миграционной политики России в контексте устойчивого развития Алешковский И.А./ http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/htm/07_1.pdf.htm

[24] Романов И.А. Особенности государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке/ журнал «СОЦИС» 2004г. № 11. С. 52-56

[25] Управление миграционными процессами в России/All для школоты/ http://all4shkoloty.ru/?p=10595

[26] Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2003 года № 256-1

[27] "Российской газета" (Федеральный выпуск) N4063 от 11 мая 2006 г.

[28] Романов И.А. Особенности государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке/ журнал «СОЦИС» 2004г. № 11. С. 52-56

[29] И.А.Алешковский Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика М., ТЕИС, 2007, С.96

[30] Актуальные вопросы реформирования миграционной политики России в контексте устойчивого развития Алешковский И. А. http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/htm/07_1.pdf.htm

[31] Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2003 года № 256-1

[32] Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года указ президента РФ Путина 9окт 2007 года

[33] Управление миграционными процессами в России/All для школоты/ http://all4shkoloty.ru/?p=10595

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...