Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности социального статуса женщин в РФ

Курсовая работа

по дисциплине: "Технология социальной работы"

на тему: "Технологии социальной работы с женщинами"

 

Калуга 2008


Содержание

 

Введение

1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ

1.1 Особенности социального статуса женщин в РФ

1.2 Специфика социальных проблем женщин

2. Применение технологий социальной работы с женщинами в РФ

2.1 Виды технологий социальной работы с женщинами

2.2 Групповая психосоциальная работа с женщинами

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Социальные технологии - это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Технологии социальной работы являются алгоритмом деятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия.

Социальные технологии присутствуют практически во всех сторонах социальной динамики: индивидуального взаимодействия, группового и межгруппового взаимодействия.

Технологии социальной работы с женщинами очень актуальны на современном этапе развития общества. Женщины - это особая социально-демографическая группа. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы отношений в обществе. Женщины отличаются специфическими чертами характера, особым духовным обликом. Они выполняют роль и труженицы и матери. В настоящее время растет число женщин, занятых в сфере управления, в политической сфере. Женщина стала выступать больше как субъект, чем как объект в жизни общества.

Объектом выбранной темы является технология социальной работы, а предметом – технологии социальной работы с женщинами.

Цель работы – изучить технологии социальной работы с женщинами.

Задачи:

1.Раскрыть особенности социального статуса женщин в РФ.

2.Изучить специфику социальных проблем женщин.

3.Рассмотреть виды технологий социальной работы с женщинами.

4.Изучить групповую психосоциальную работу с женщинами.

В работе использованы теоретические методы: метод анализа, сравнения, обобщения.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

 

 


Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ

Особенности социального статуса женщин в РФ

 

Социальный статус женщины в обществе как интегральный показатель

Женщины — особая социально-демографическая группа. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., они составляют более 53,4% всего населения РФ. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы отношений в обществе.

Женщины отличаются специфическими чертами характера, особым духовным обликом, более высоким по сравнению с мужчинами образованием. Они выполняют роль и труженицы, и матери.

Исследование социального статуса женщины имеет свои причины. Это прежде всего новые социально-экономические отношения, возникающие в ходе так называемого реформирования общества, когда кризис, охвативший Россию, в первую очередь сказался на женщине и семье.

Немалую роль в исследовании проблемы имеет международный документ, принятый ООН в 1979 г., — это «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».

Ныне действующая Конституция РФ 1993 г. (ст. 19) также предусматривает равные права и возможности мужчин и женщин. Однако существующий в отношении женщин двойной стандарт имеет резко выраженные негативные последствия. Социальный статус как интегральный показатель связывает между собой несколько элементов и функций.

Статус отражает положение социальной группы (женщин), ее представителей в обществе, положение в системе социальных связей и отношений. Это вместе с тем и отношения индивида с определенной социальной группой.

Социальный статус определяется социальным бытием, системой воспитания, характером деятельности, идеалами, ценностями и целями индивида, требованиями общества к индивиду, характером проводимой государством политики и существующей государственной идеологией.

Социальный статус определяется также естественными признаками, такими, как пол, возраст, зависит от воспитания, уровня духовной культуры, определенных материальных и духовных ценностей, существующих в обществе. Женщина в процессе своей жизнедеятельности отражает прямо или косвенно, опосредованно все стороны жизни, элементы, факторы общественного бытия. Содержание и характер отражения зависят от социальных качеств, присущих определенным социальным группам. Общественное бытие оказывает различное воздействие на сознание различных групп женщин и влияет на уровень их образования, характер мировоззрения, профессиональную подготовку и др., находясь от них в прямой зависимости.

Социальный статус женщины как представительницы пола следует отличать от личного статуса, т.е. положения, которое занимает человек в определенной группе, в семье, как он оценивается с точки зрения общих человеческих качеств. Следовательно, с одной стороны, женщина занимает определенное место в общественной иерархии, с другой — является матерью, женой, руководителем, профессионалом в конкретной сфере. Поэтому это понятие тесно связано с понятием «социальная роль», представляющим динамическую сторону, функцию социального статуса.

Личность, наделенная определенными индивидуальными качествами, выступает не как механическое звено социальной системы, хотя эта система и действует на личность. Рациональное принятие решений и рациональные действия — результат преломления в человеческом сознании, в поступках, действиях существующей социальной системы. Следует помнить, что эта деятельность связана с другими личностями или с группой индивидов, имеющих общие цели и стремящихся к их реализации.

Таким образом, человек не только объект воздействия окружающего мира, но и субъект — созидательная сила, влияющая на состояние окружающей среды, общества и мышления в соответствии с целями, обеспечивающими полную социальную жизнь.

Общество, в котором находится женщина, представляет собой обособленную от природы часть материального мира, включающую формы и способы объединения, взаимодействия людей, находящихся в многосторонней зависимости друг от друга. Иными словами, общество — это взаимодействие людей при определенных экономических, социальных и духовных условиях. Оно складывается ради определенных целей. Общество — это система социальных институтов и организаций. Социальные институты и организации гарантируют устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни. Они регулируют конфликты, развитие культуры, гарантируют эволюцию и саморазвитие.

 В буржуазной науке сформировались три социологические парадигмы общества: функциональная, где группа людей представляет собой самообеспечивающую систему действий, которая обладает способностью к более длительному существованию во времени, чем индивид; конфликтная, представляющая совокупность конкурирующих и конфликтных систем; бихевиористскую, в основе которой находится человек, индивид с большой буквы.

В первом случае мы имеем дело с безличными социальными группами; во втором — с социальными институтами и группами; в третьем — с человеком.

Общество — динамичная система, означающая постоянное развитие подсистем (экономической, социальной, политической и др.), каждая из которых представляет сложное образование. Человек входит в общество через коллектив (научный, производственный, школьный и др.).

Общество может меняться быстро или медленно в зависимости от общественного прогресса, существующей идеологии и проводимой политики.

Все это сказывается на социальном статусе женщины.

Место женщины в современном обществе РФ

Вторая половина XX века исследователями характеризуется как «женская революция». На Западе и в США были закреплены права женщин на труд и оплату своего труда, образование. Растет число женщин, занятых в сфере управления. В ряде стран женщина стала политической силой, с которой приходится считаться. Постоянно растет ее активность. Женщина стала выступать больше как субъект, чем как объект в жизни общества.

В России, к сожалению, тендерные исследования широко не распространены и влияние теории на положение женщин практически очень слабое.

Есть два подхода к изучению проблемы социального статуса женщин. Первый — упрощенный, когда дается анализ на уровне обыденного сознания, и второй — научно-социологический, исследующий крупные социальные общности, отличающиеся определенными характеристиками: спецификой психологии, многоролевыми функциями, относительной целостностью, устойчивостью в структуре общества.

Эти исследования позволяют сделать вывод, что женщины еще не активизировались, широкое социальное пространство ими пока еще не освоено.

Второй подход требует анализа деятельности женщин во всех сферах (экономической, политической, социальной, духовной) жизни.

Установлено на официальном уровне, что в ходе формирования рынка труда нарастают дискриминационные тенденции по отношению к женщинам, падает их конкурентоспособность, возрастает риск потерять работу, квалификацию, снижается возможность получения нового места работы. Среди женщин растет безработица и увеличивается разрыв в заработной плате между женщинами и мужчинами. Адаптация женщин к условиям рынка происходит со значительными издержками. Идет процесс снижения профессионального статуса.

 Участие женщины в политике воспринимается большей частью мужского населения негативно. Однако в эпоху крупных исторических перемен, политических, экономических и социальных кризисов женщины нередко выступали и выступают в роли инициаторов общественного движения. Они не дублируют мужчин в своих действиях, но, несомненно, оказывают влияние на их поведение, взгляды, оценки, побуждая к активным действиям.

Женщина должна быть не объектом политики, а ее субъектом, способным создавать свои формы самореализации (формальные и неформальные), создавать и утверждать нежесткие структуры. Женщина утверждает себя как личность в разных формах социального функционирования, в том числе через развивающееся женское движение, обладающее относительной самостоятельностью.

К сожалению, это движение не имеет достаточной научной базы, исследования поверхностны и не располагают обоснованными рекомендациями для его совершенствования.

Довольно часто женщин обвиняют в консерватизме, излишне разумной уверенности в своих действиях против экстремизма. Однако консервативность не может восприниматься как отрицательный фактор. Женщина отличается терпимостью, снисходительностью, меньшей безапеляционностью и жесткостью оценок. Женщины выступают за эволюционное развитие общества, а не за революционное, которое исторически себя показало не с лучшей стороны.

Достижение равенства возможностей, партнерства в политике — проблема государственная. Существующие точки зрения на социальную роль женщины в обществе, отсутствие поддержки наиболее подготовленных к государственной деятельности женщин, практическое отсутствие в программах партий и общественных организаций вопроса о роли женщины в обществе в значительной степени мешают реализации ее потенциальных возможностей, что ведет к низкой активности участия женщин в этой сфере.

Таким образом, в современной России сохраняются тендерные диспропорции и в сфере принятия политических решений, и в сфере их реализации. Адаптация женщин к новым условиям связана с большими социальными издержками; налицо их неравные стартовые возможности. Существование в массовом сознании патриархатных взглядов резко отрицательно сказывается на стимулировании активной деятельности значительной части населения, каковой являются женщины.

Существующие национальные механизмы пока не способны обеспечить равные шансы для женщин и мужчин во всех сферах жизни.

Тендерная асимметрия, естественно, обусловлена отчасти негативным восприятием большинством мужчин активного участия женщин во всех сферах жизни. Именно мужчины пользуются в обществе значительными привилегиями. Однако существует и иная точка зрения.

Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор политических наук Н.А. Шведова считает, что было бы неверным обвинять всех мужчин в том, что в обществе существует дискриминация в отношении женщин. «Неравенство и угнетение напрасно вменять в вину каждому мужчине, среди которых есть разные личности».

Такая оценка, по мнению автора, объясняется тем, что мужчины — и жертвы, и заложники той власти и форм ее применения, историческое становление большинства которых шло в соответствии с требованиями эволюции «силовой» цивилизации.

В то же время Н.А. Шведова ссылается на то, что все общественно-политические институты и структуры создавались на протяжении веков мужчинами. Они формировали стереотип мышления, который и сказался на социальном статусе женщин.

Следовательно, для установления тендерного равенства, а также реализации женщинами равных с мужчинами прав и возможностей необходимо представительство женщин во всех органах, принимающих политические решения. Это обеспечило бы выдвижение законодательных инициатив, близких их интересам. Проблема состоит в том, чтобы современное общество создало равные условия для развития мужчин и женщин. Равноправие не есть одинаковость прав, но есть их социальное равенство.

Взаимное внимание и поддержка способствовали бы, как справедливо замечает американская писательница Ш.П. Гилман, честному соревнованию полов, что развивает лучшие качества мужчин.

Таким образом, женщина в силу биологической и социальной программ наследственности несет большую нагрузку по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, то общество должно расширить ее возможности в социальном и профессиональном аспектах, формировать более благоприятные условия для ее развития. В этом случае можно говорить об обеспечении равенства прав.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...