Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 Царский период римской истории.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПО РЫБОЛОВСТВУ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Реферат

ПО ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Тема: «Становление и развитие Римской республики»

 

 

Мурманск


План.

 

Возникновение Рима

Царский период римской истории.

Становление Римской республики.

Римская республика.

Римский государственный строй.

Смена республики империей.

 

 


Глава 1 Возникновение Рима.

 

 

Рим возник в области Лациум (Лаций), на левом берегу реки Тибра. Постоянные поселения в Лациуме появились, по-видимому, только в конце 2-го тысячелетия до н.э., они принадлежали предкам италийского племени латинов.

В VIII – VI вв. до н.э. у латинов усилился процесс разложения первобытнообщинных отношений, появилась частная собственность, зарождались классы. Возникли укрепленные поселки-города. В конце VII в. до н.э. образовался союз тридцати латинских городов во главе с городом Альбой-Лонгой.

По археологическим данным, Рим возник приблизительно в X до н.э., ранее всего был заселен Палатинский холм, находившийся у брода через реку Тибр. Затем появились поселения и на других холмах (Капитолии, Авентине, Эсквилине, Квиринале, Цэлии, Виминале и др.). В VIII в. до н.э. Палатинская община распространила свое влияние и на общины соседних холмов.

Сведения римской исторической традиции (сложившейся в III в. до н.э.) о начальной истории Рима носят преимущественно легендарный характер, основание Рима относится к 754 –

753 гг. до н.э. и связывает его с легендой об Энее и его потомках Ромуле и Реме.

По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сы­ном Асканием Эней бежал и после долгих странствований при­был к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему течению Тибра). Там правил тогда Латин, царь местного племени. Он дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лави­нию. После смерти Энея Асканий основал новый город Альбу-Лонгу и стал там царствовать. 

По другому варианту легенды, Асканий (или Юл - так звали его в других вариантах легенд) был сыном Энея и Лавинии.

Через несколько поколений после Юла царем стал Нуми­тор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий. Дочь Ну­митора Рею Сильвию он отдал в жрицы, которые давали клятву безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух близнецов, за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поруче­но, оставили корзину с близнецами на мелком месте.

На плач близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их до­мой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхожде­ния братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора. 

Сами они решили основать новый город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma (Рим) производили от имени Romulus.

«Долгое время ученые считали историю древнейшего Рима вымыслом античных писателей. Но новые археологические раскопки, находки надписей и достижения археологической науки показали, что в сообщениях древних авторов, несмотря на ряд фантастических деталей, содержится много достоверных сведений.»[1]

глава 2 Царский период римской истории.

В древнейший период Рим представлял собой родовую общину. Население Рима состояло из 300 патриархальных родов, каждые 10 родов объединялись в курию; 10 курий образовывали трибу – племя. Три племени – рамны, тиции и луцеры – составляли «римский народ», верховным органом которого являлось по куриям народное собрание мужчин, способных носить оружие. Вторым органом был сенат – совет старейшин родов. Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военноначальником, верховным жрецом и судьей.

Римская история сохранила имена семи царей: Ромула, Нумы Помпилия, Тулла Гостилия, Анка Марция, Тарквирия Древнего, Сервия Тулия и Тарквирия Гордого. Этот период римской истории называют периодом семи ца­рей. Лишь некоторые предания о них содержат историческое зерно, в частности предание о Правлении Тарквириев, отразившее завоевание Рима этрусками, создавшими федерацию городов, которая подчиняла в VII – VI вв. до н.э. земли до реки По, области Лицеи, Лациум и значительную часть Кампании.

Включение Рима в сферу этрусского политического влияния сыграло большую роль в его экономическом и культурном развитии. В этот «царский период» (VII – VI вв. до н.э.) в римском обществе начали формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождалась частная собственность отдельных ее членов.

К этому периоду относиться складывание двух групп населения – патрициев и плебеев – и распространение отношений патроната и клиентелы. Патриции вели свое происхождение от радов, составлявших первоначально римскую общину, и являлись ее полноправными членами. Плебеи не входили в общину полноправных граждан и составляли свободный, но лишенный политических прав слой населения, обвешенный различными повинностями. При завоевании соседних общин римляне отторгали часть их земли в общественный фонд, но плебеи к пользованию этой землей не допускались. Основой экономики древнейшего Рима было сельское хозяйство: преобладали зерновые культуры, большое место, особенно в хозяйствах патрициев, занимало скотоводство, стада паслись на общественной земле. Плебеи, страдавшие от малоземелья, занимались более интенсивной отраслью сельского хозяйства – хлебопашеством.

«Патриции были привилегированным, господствующим классом-сословием раннего Рима. Они пользовались всей полнотой гражданских прав…»[2] «…клиенты – несостоятельные и политически бесправные люди. Клиентами могли быть или отпущенные на волю рабы, или переселившиеся в Рим иноплеменники…»[3] Плебеи – «Один из основных классов-сословий древнего Рима … Значительную часть плебеев составляла пришлая масса людей, порвавших все связи со своей прежней родиной и вставших вне родовой организации Рима.»[4] Рабы – «В рабов обращали военнопленных, рабами становились кабальные должники.»[5]

Хозяйство носило натуральный, замкнутый характер; ремесло начавшее отделяться от сельского хозяйства, и торговля были развиты слабо и находились преимущественно в руках плебеев, у которых быстрее развивалась частная собственность. Хотя свободный труд преобладал как в сельском хозяйстве, так и в ремесленном производстве, количество рабов увеличивалось – формировалось рабовладельческое общество.

Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к борьбе между плебеями и патрициями, первый этап этой борьбы завершился реформами общественного строя, предписываемыми царю Сервию Тулию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое деление населения по имущественному и территориальному признакам. Все свободные были разделены на 5 разрядов в зависимости от имущественного ценза, тем самым плебеи были включены в общину, но политические права получили лишь самые богатые из них. Каждый разряд населения выставлял определенное количество восковых единиц – центурий (буквально – сотня). По центуриям стало теперь проводиться голосование в народное собрание; каждая центурия имела один голос; первому, наиболее богатому разряду (80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев и 18 центурий всадников) принадлежало 98 голосов из 193. Вместо старых родовых триб было введено деление на территориальные трибы. Реформы Сервия Тулия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основу государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...