Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Хождение по пинии жизни»

Моё будущее: стратегии успеха

Задачи тренинга:

1. Сформировать представление о том, как здоровье молодого человека соотносится с его будущим;

2. Помочь участникам осознать и прочувствовать, что их будущее во многом зависит от их собственных намерений, целей и действий;

3. Сформировать навык проектирования собственного будущего.

 

Необходимый материал:

1. Мяч небольшой;

2. Веревки толстые (диаметр 6-10 мм) длинной 1,5-2 метра. Количество - вполовину меньше, чем участников тренинга;

3. Лист ватмана с диаграммой или доска с мелом;

4. Карточки для ролевой игры.

 

План занятия Вводные слова   Время 1-2 мин Примечания
Разминка    
Упражнение «Здравствуй, сегодня ты...» Упражнение «Путаница»   Блок «Вспомним все» 5 мин 10 мин Мяч
Что было на предыдущем занятии?   Основная часть занятия 5 мин  
Введение в тему Дискуссия «Я через 20 лет» Упражнение «Хождение по линии жизни»   Перерыв 5 мин 10 мин 20 мин   Веревки на половину участников группы
Ролевая игра «Наш мальчик курит!»   Упражнение «Я хочу и я могу» Упражнение «Шаг в будущее» Рефлексия всего занятия 30 мин   10 мин 5 мин Заранее подготовить карточки   Чистые листы и ручки всем участникам
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше? 5-10 мин  

 

Итоговый вывод

Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

Здравствуйте!

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» - поется в одной бардовской песне. Полностью согласен (-сна) с этими словами. Это значит, что в мире есть хоть какая-то стабильность. Мы собирались и собираемся вместе на наших тренингах, несмотря на то, что меняется мир вокруг нас и меняемся мы сами. И сейчас мы с вами посмотрим, какие изменения с нами произошли за это время. Заметили вы, что другие участники тоже изменились? Для этого я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

 

Упражнение на разогрев «Здравствуй, сегодня ты…»

Пояснение: Вся группа сидит в кругу. Ведущий держит в руках заранее подготовленный мяч или то, что его заменяет.

Инструкция: Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но здороваться мы будем не просто так, а следующим образом. Вы видите у меня в руках мяч. (Вместо мяча может быть любой другой предмет, подходящий для удобного перекидывания из рук в руки - будь то свёрнутый шарф или яблоко).

Сейчас мы будем перебрасывать этот мячик друг другу. При этом необходимо будет поздороваться с тем, кому мы бросаем мячик, назвать его имя, а также сказать, что необычного или интересного в нём сегодня вы заметили. Может, что-то изменилось во внешности, или в одежде, или в поведении? Ваше обращение обязательно должно начинаться словами: «Здравствуй,... Сегодня ты...» Например, вы можете сказать: «Здравствуй, Света. Сегодня ты так необычно заколола волосы. Мне кажется, это очень идёт тебе». Все понятно? Тогда начинаем.

 

Анализ упражнения:

§ Ну, как? Трудно ли было подмечать что-то необычное в знакомых людях?

§ Что вы почувствовали, когда что-то новое нашли в вас?

 

Очень важно быть наблюдательным, особенно в отношениях между людьми. Ведь если вы заметили: в человеке что-то изменилось, и вам это нравится, то почему бы не сказать ему об этом?! Это самый лучший комплимент.

А теперь давайте встанем со своих стульев и сделаем еще одно разминочное упражнение.

 

Упражнение на разогрев «Путаница»

Пояснение: В начале упражнения группа плотным кольцом стоит в кругу. Все держатся за руки. Лучше всего, чтобы юноши и девушки встали через одного. Ведущий не участвует. По ходу упражнения он может помогать группе распутываться, если видит, что ситуация зашла в тупик. Иногда после распутывания бывает так, что какой-либо участник оказывается спиной к кругу. Тогда можно позволить ему развернуться. Важно следить, чтобы участники выполняли задание как можно более корректно, а также за тем, чтобы не было травм. После упражнения можно сделать небольшое обсуждение в кругу.

Инструкция дается после того, как группа встала в круг плотным кольцом.

Инструкция: Закройте глаза и вытяните сначала одну руку вперёд. Возьмите за руку другого участника, того, чью руку встретите. Хорошо! (или «Все нашли?», если ведущий тоже принимает участие). Теперь также вытяните другую руку вперед и найдите чью-нибудь руку. Сделали? Теперь можно открыть глаза. Итак, каждый из вас держит сейчас руки двух участников группы. Ваша задача - не расцепляя рук, распутаться таким образом, чтобы вы вновь встали в круг. Желатель­но сделать это как можно быстрее. Время пошло.

 

Анализ упражнения:

§ Трудно ли было выполнять задание?

§ Какую вы тактику выработали?

§ Что удалось, а что не удалось?

Комментарий: Подводить итог в этом упражнении не требуется, так как оно направлено на раскрепощение участников и подготовке к дальнейшей работе.

 

Блок «Вспомним все»

А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.

По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.

 

Введение в тему

Будущее всегда интересовало и притягивало человечество своей непознаваемостью. В самом деле, что ждёт нас впереди? Никто не может знать этого наверняка. Точно мы знаем только то, что с нами было и что с нами происходит сейчас. А уже на основе этого у нас появляются какие-то фантазии о том, что ждёт нас в будущем и как сложится наша дальнейшая жизнь. Эти фантазии уходят корнями в наше прошлое и опираются на наше настоящее. Вместе с прошлым и настоящим наши фантазии о будущем образуют целостный образ нашей жизни.

 

Дискуссия «Я через 20 лет»

Пояснение: Группа сидит в кругу. Произнося инструкцию, ведущий обращается ко всем участникам одновременно. Выполняется упражнение по очереди. Каждый участник высказывается вслух о том, как он представляет своё будущее. Очерёдность выбирается произвольная, но если упражнение вызывает трудности, то ведущий может сам назначить первым того или иного участника, обратившись к нему с каким-либо вопросом. Например: «Вот ты, Петя, кем будешь через 20 лет? Как думаешь?» Следует добиться того, чтобы участники как можно более полно вжились в образ себя через 20 лет, прочувствовали его и описали его как можно более детально.

Инструкция: Давайте сейчас заглянем на 20 лет вперед. Расскажите о себе так, как если бы сегодня было, например, 12 марта 2028 года (ведущий называет дату, когда проходит это занятие + 20 лет). Как вас зовут, сколько вам лет, чем вы занимаетесь, с кем вы живете, есть ли семья, дети, каких успехов вы достигли по жизни (образование, работа)? Как вы выглядите? (Опишите себя). Ваше здоровье, ваши увлечения, друзья? Где и как проводите отпуск? И так далее.

 

Итак, мы с вами только что представили себе, какими мы будем через двадцать лет. Вы видите, в основном, мы представляем свое будущее оптимистично! Однако никто, конечно, не может знать наверняка, будет это, так или иначе. Зато мы можем стро­ить планы на будущее, ставить себе цели. Нот того, какие цели мы поставим, какие планы построим, да и вообще от того, каким мы увидим своё будущее, во многом зависит то, каким оно будет.

 

А теперь давайте попытаемся создать целостную картину нашей жизни. Сейчас мы попробуем назвать основные события нашей жизни: и те, которые уже произошли с нами, и те, которые мы переживаем сейчас, и те, которые ожидаются в будущем. Это поможет нам увидеть нашу жизнь целиком. Итак, я предлагаю сделать следующее упражнение.

 

Упражнение «Хождение по пинии жизни»

Пояснение: Упражнение выполняется в парах.

Все пары работают одновременно, независимо друг от друга. И только анализ упражнения проводится со всей группой в кругу.

Пары должны быть подобраны таким образом, чтобы участники в парах максимально доверяли друг другу. Это очень глубокое упражнение. Следует добиться от участников серьёзного отношения к нему и максимального погружения в суть задания. При этом ведущему следует следить за техникой выполнения упражнения. Особенно следует подчеркнуть, что не обязательно по своему жизненному пути идти до конца. Можно остановиться на том месте, до которого вы себе представляете свой жизненный путь или до которого готовы дойти здесь и сейчас. Подчёркивать это важно потому, что мысли о конечности существования могут вызвать у участников группы негативные эмоции. Для выполнения упражнения потребуются верёвки примерно полтора метра длиной, по одной верёвке для каждой пары.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Выберите себе в пару человека, которому вы максимально доверяете. Сейчас кто-то один из вас будет идти по линии жизни, другой будет его сопровождающим. Договоритесь в паре, кто из вас будет первым идти по линии жизни. Пусть этот человек возьмёт в руку верёвку. Эта верёвка символизирует ваш жизненный путь. Разложите её на полу, пожалуйста, так, как вы видите свою жизнь. Возможно, ваш жизненный путь прямой, как струна, - тогда и верёвку кладите прямо. Если же вы чувствуете, что ваша жизнь извилиста, положите верёвку соответствующим образом. Пусть её изгибы соответствуют переломным моментам вашей жизни. Теперь встаньте, пожалуйста, возле одного края верёвки. Это начало вашего жизненного пути. Вы только родились и делаете первые шаги в жизни. Пройдите, пожалуйста, по верёвке весь ваш жизненный путь (прошлый и будущий). Очень медленно, вдумчиво, отмечая все значимые в вашей жизни события. В этом нелёгком деле вас будет поддерживать сопровождающий. Рассказывайте ему обо всех важных этапах вашей жизни. Вспомните свои ощущения от этих событий (с какого возраста вы себя помните, когда вы пошли в детский сад, в школу, ваши первые достижения, а может быть, и разочарования). Когда вы дойдёте до настоящего момента, не останавливайтесь, а продолжайте путь дальше, отмечая на жизненном пути те события, которые, как вы предполагаете, произойдут с вами в будущем. При этом вы можете называть даже конкретные даты этих событий, если вы планируете совершить их именно в этот временной отрезок времени. Постарайтесь описать ваше будущее как можно более детально. Не торопитесь. В этом упражнении важна не скорость выполнения задания, а качество. Не обязательно проходить свой жизненный путь до конца. Вы можете остановиться на том месте, до которого вы себе представляете свой жизненный путь или до которого готовы дойти здесь и сейчас. После того, как один участник в паре закончит хождение по линии жизни, партнёры (самостоятельно, без моей команды) меняются местами. Инструкция - такая же. На выполнение всего задания (для каждой пары) у вас есть примерно 20 минут. Если всё понятно - приступайте к выполнению.

Анализ упражнения:

§ Какие чувства вызвало у вас выполнение этого упражнения?

§ Пришло ли какое-либо новое понимание вашей жизни во время выполнения упражнения?

§ Было ли что-то, что задело вас при выполнении упражнения?

Хочу задать вам один вопрос:

§ Что может помешать осуществлению наших планов?

Послушайте ответы ребят. Поблагодарите за инициативу. Ребята будут называть разные варианты ответов, запишите их на доске, а потом обратите их внимание:

Среди ваших ответов я ничего не услышал(-а) про болезни. (Скорее всего, так и будет. Если же участники назовут плохое здоровье, то просто акцентируйте на этом их внимание).

После того, как все варианты ответов будут названы, обобщите:

Осуществлению планов могут помешать 3 фактора:

1. природа (имеются в виду различные катаклизмы: наводнения, землетрясения и т.д.)

2. другие люди

3. наше собственное поведение.

И если на первые два фактора мы не можем никак повлиять, то на последний - можем. Значит, на него и стоит обращать внимание. А наше поведение часто влияет на наше здоровье.

А ведь во многом именно от здоровья зависит реализация наших целей. Вряд ли вы, думая о своем будущем, представляете себя алкоголиком, валяющимся под кустом, или наркоманом, пытающимся раздобыть очередную дозу. Мы думаем, что это нас не коснется. И даже открывая очередную бутылку пива и закуривая очередную сигарету, мы уверены в своем здоровье. Однако, не задумываясь о нем сейчас, мы рискуем провести следующую часть своей жизни, пытаясь восстановить его. Здоровье для нас сейчас - это нечто само собой разумеющееся. Поэтому мы о нем и не думаем. Однако будущее начинается уже сейчас! И употребляя алкоголь и табак, мы в определенной степени задаем свою жизненную программу. Наше здоровье - это НАШЕ дело и НАША ответственность, а не кого-то другого.

 

Ученые проанализировали, от чего зависит здоровье человека, и пришли к следующим выводам.

(Диаграмму ведущий может нарисовать на доске или заранее - на листе ватмана).

§ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ 15-20%

§ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 20-25%

§ МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 10-15%

§ УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ 50-55%

 

Действительно, наше здоровье - в наших руках. Особенно это касается так называемых «болезней поведения», то есть того, что впрямую от нас зависит. Мы сами делаем выбор и с курением, и с наркотиками, и с алкоголем. И вред здоровью здесь очевиден. А ведь бывает и так: и не пьет человек, и не курит, и спортом занимается, и лишь единственный, раз позволил себе слабость, например, случился у него кратковременный курортный роман с сексом без презерватива. А в результате - ВИЧ. Об этом тоже нужно всегда помнить.

Именно от здоровья часто зависит реализация наших жизненных целей.

Итак, сейчас вы рассказали о том, какими представляете себя в будущем. А теперь я предлагаю вам разыграть небольшой спектакль, в котором некоторые из вас будут играть роли родителей - возможно, самих себя через 20 или 30 лет.

 

Ролевая игра «Наш мальчик курит!»

Пояснение: Это упражнение помогает участникам посмотреть на знакомую жизненную ситуацию глазами родителей, примерить на себя роль «будущего себя», закрепить навыки, полученные на предыдущих тренингах (предупреждения и/или конструктивного выхода из конфликта, аргументации, принятия конструктивной критики и т.д.).

В ролевой игре участвуют только те, кто хочет. Они показывают небольшой спектакль для остальных участников группы. После этого происходит подробный анализ игры.

Инструкция: Мне будут нужны 3 добровольца для нашей ролевой игры. Действующие лица: мама, папа, сын 14-ти лет.

 

Краткое содержание: родители узнают о том, что их сын курит.

§ Действие первое - «Военный совет». Мама рассказывает отцу о своем «открытии». Они обсуждают, как им лучше поступить.

§ Действие второе - «Разборка». Когда сын возвращается домой, происходит серьезный разговор.

§ Действие третье - «Разбор полетов». Родители на кухне анализируют свои слова и слова сына, свое и его поведение, делают прогнозы.

Я раздам нашим добровольцам карточки с описанием роли. Речи и поступки своим персонажам они придумают сами. Спектакль будем играть без репетиций.

Роли:

 

Мама - Людмила Ильинична, дипломат по натуре, а по профессии - менеджер по персоналу, не переносит крика.

Папа - Владимир Сергеевич, успешный бизнесмен, очень много работает. Во всем полагается на себя, свой ум, силу, авторитет. Считает, что главное в человеке - характер.

Сын - Виталик, считает себя абсолютно взрослым, любит модную музыку и вечеринки, закурил, что называется, за компанию.

 

Задание группе - внимательно наблюдать за спектаклем, стараться запомнить как можно больше.

 

Задание актерам - нужно разыграть ситуацию от имени ваших персонажей. Не обязательно поступать так, как поступили бы лично вы. Импровизируйте, придумывайте, если нужно, дополнительные детали жизни и биографий. Все понятно? Тогда начали.

 

Анализ упражнения:

Вопросы актерам:

§ Что вы чувствовали в данной ситуации?

§ Что было самым сложным?

§ Согласны ли вы со своим персонажем?

§ Какой опыт вы приобрели в процессе этой ролевой игры?

 

Вопросы группе:

§ Почему эти персонажи вели себя именно так?

§ Кто из них был прав, по-вашему, а кто - нет?

§ Продемонстрировали ли персонажи умение предотвращать или оптимально разрешать конфликт?

§ А умение правильно аргументировать?

§ А умение правильно реагировать на конструктивную критику?

§ Как будут развиваться события дальше?

§ Как бы вы вели себя на месте каждого из персонажей?

 

Согласитесь, в зависимости от того, в какой роли мы оказываемся, мы поступаем каждый раз по-разному. Да и вообще, наша позиция в процессе жизни обычно меняется по разным вопросам. Мы поступаем не так, как поступали в прошлом, и не так, как будем поступать в будущем. Почему? Что меняется? Опыт. Ситуация вокруг. Наш статус.

 

Наши возможности.

Для того чтобы лучше осознать, что мы хотим и что мы можем сделать для своей будущей жизни, я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...