Психодиагностические методы: характеристика и классификация
Психодиагностический метод – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которых базируется валидность данного класса методик. Методика – конкретная частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач. Классификация методов (Ананьев) исследования в психологии: - организационные - эмпирические - методы обработки данных - методы интерпретации. Психодиагностические методы относятся к эмпирическим методам, наряду с биографическим, моделирования, экспериментальными методами. Методы ПД в классификации методов психологии относят в отдельную группу. Классификация ПД методов призвана облегчить психологу выбор методики, которая максимально соответствует его задаче, поэтому классификация должна отражать связь методов с диагностируемыми психическими свойствами. Полного соответствия между задачами и методиками не существует. Наиболее ценные методики обладают универсальностью (ММРI, тест Векслера). 1-е основание для классификации – ответ на задание методик: - методики основаны на заданиях, которые правильного ответа не имеют (большинство личностных опросников) - методики, предполагающие правильный ответ (тесты интеллекта). 2-е основание: - вербальные (опосредованы речевой активностью испытуемого) - невербальные (включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций; выполнение подобных заданий опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные)
3-е основание: основной методический принцип: - объективные тесты - стандартизированные самоотчеты - проективные техники - диалогические техники. Стандартизированные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники, индивидуально ориентированные (идеографические техники типа репертуарных решеток). Характеризуются использованием вербальных способностей испытуемого а так же обращением к его мышлению, воображению, памяти. Объективные тесты – это методики, в которых возможен правильный ответ, правильно выполненное задание) – на интеллект. Тесы-опросники – предполагают набор пунктов относительно которых испытуемый выности суждение (двух- или трех-альтернативный выбор ответа). Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6-7). Пункты теста-опросника могут быть прямыми или косвенными. Опросники строятся как одномерные (1 психологическая переменная) или многомерные. Открытые опросники – не предусматривают стандартизированного ответа испытуемого. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям (контент-анализ – как метод качественной и количественной обработки текстовой информации). Шкальные методики – предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала конкретных лиц по выраженности в них качества, заданного шкалой. Обычно исп-ся 3-х, 5-ти, 7-иточечные шкалы. Индивидуально ориентированные – могут совпадать по форме со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. В отличие от тестов – опросников оцениваемые параметры (оси измерения, конструкты) не задаются из-вне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытания.
Проективные техники – основаны на том, что неструктурированный материал, выступающий в качестве стимула при соответствующей организации эксперимента порождает процессы фантазии, воображения, в кот.раскрываются характеристики субъекта. Диалогические техники – учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым. Диалогические техники могут быть вербальными (беседа, интервью) и невербальными (игра с ребенком). Характеристика основных методов ПД. Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий. Виды тестов: вербальные-невербальные; индивидуальные-групповые; интеллектуальные-личностные; тесты скорости, тесты результативности. Тестовая батарея – совокупность групп тестовых заданий (субтесты), объединенных в одну психодиагностическую методику и направлены на измерение различных сторон сложного психологического конструкта. (Тесты Векслера, тест структуры интеллекта Амтхауэра). Групповые тесты – тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. Характерна жесткая регламентация процедуры. Тесты результативности – тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. (методики исследования личности). Тесты скорости – тип методик, в которых основные показатели продуктивности работы испытуемых является время выполнения тестовых задач (тесты интеллекта, корректурная проба). Опросники – тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Основные виды: анкеты и личностные опросники. Анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющих непосредственного отношения к его личностным особенностям (биографические опросники). Личностный опросник – направлен на измерение различных особенностей и черт личности. Недостатки: возможность фальсификации ответов, низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемого. Примеры: опросник черт личности 16 PF, типологические, опросники мотивов (Мехрабиана), опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.
Проективные методики – их существенный признак – использование неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Требования к построению и проверке тестов: Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Она позволяет сравнивать показатели, полученные одним испытуемым с таковыми генеральной совокупности в соответствующих группах. Тем самым достигается адекватная интерпретация показателя отдельного испытуемого. Существует 2 этапа стандартизации: выборка единых требований к процедуре проведения эксперимента; определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. Определение единого критерия, по кот. Следует проводить сравнение результатов диагностического испытания. Критерии: 1. статистическая норма (Выбор критерия производится статистическим путем. Для этого создается выборка стандартизации. При ее формировании учитывается объем и репрезентативность) 2. перцентиль – основа для сравнения и интерпретации результатов диагностического испытания.. Это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которой ниже данного первичного показателя. 3. Гуревич. Соц-психологический норматив – процентное выполнение задания. Надежность. Надежный тест – тест, с помощью которого получаются одни и те же показатели для каждого обследуемого при повторном тестировании. Виды надежности: ретестовая (устойчивая) – предполагает повторное предъявление того же самого теста тем же испытуемым примерно в тех же условиях, а затем установление корреляции между двумя рядами данных. (коррел.Пирсона) Между 1 и 2 тестированием интервал около 2-х мес.; надежность параллельных форм – предусматривает создание экивалентных форм опросника и предъявление их одним и тем же испытуемым для того, чтобы затем оценить корреляцию между полученными результатами; надежность частей теста – определяется путем деления опросника на 2 части (обычно на четные и нечетные задания), а потом рассчитывается корреляция между этими частями. Валидность. Это степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Виды:содержательная (оценка теста производится за счет эксперта); эмпирическая – измеряется с помощью статистического коррелировния; подсчитывается корреляция двух рядов значений: баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия валидности. Текущая валидностьПрогностическая (в будущем) Ретроспективная (критерий берется в прошлом) конструктная (конкурентная) – используется, когда для измерения свойства можно найти в литературе уже опробированный тест с известной валидностью).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|