Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молитва. ПРИМЕЧАНИЯ




Молитва

Владыка Христос – Бог, страданиями Своими меня от моих страданий освободивший и ранами Своими меня от моих ран излечивший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы сокрушения! Соединись с телом моим в приобщении дающему жизнь Телу Твоему; и истинной Кровью Твоей услади душу мою вместо горечи, которой враг меня напоил! Возвысь к Тебе ум мой, к земле поникший, и изведи из бездны погибели[204], ибо нет во мне раскаянья, нет сокрушения, нет слёз утеш и тельных, приводящих детей к наследству своему! Погрузившись умом во мрак жизненных забот, не могу поднять взор на Тебя в трудах, не могу согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господь Иисус Христос – Источник благ! даруй мне раскаянье полное и ум трудолюбивый в стремлении к Тебе! Даруй мне благодать Твою и воссоздай во мне образ Твой! Оставил Тебя – не оставь меня! Выйди искать меня, приведи на пастбище Твоё и причти меня к овцам избранного Твоего стада, вскорми меня с ними от трав божественных Твоих Таинств, молитвами святой Матери Твоей и всех святых Твоих! Аминь.

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Всё же обычной практикой в Византии и на Руси являлось чтение христианами в домашних условиях (помимо общественных богослужений) служб суточного богослужебного круга: «часов» (днём), «повечерия» (перед сном) и «полунощницы» (в полночь или в любой час ночи до наступления утра). Данной традиции до сих пор следуют греки и старообрядцы (длевлеправославные). Само понятие «молитвослов» на Руси возникло и начало распространяться в 17 веке, и, как следствие, со временем, «молитвослов» вытеснил и полностью заменил традицию чтения дома служб суточного богослужебного круга.

Количество молитв можно сокращать, а при желании дополнять иными молитвами.

Для совершения молитв, необходимо встать перед иконами, немного подождать, пока все чувства придут в тишину и мысли оставят всё земное, а затем уже начать молиться.

[2] По традиции, «молитвы вступительные» читаются в начале «молитв утренних» и «молитв перед сном», а также большинства церковных богослужений.

[3] Произнося данную молитву, молящийся изображает на себе знак креста («налагает на себя крестное зн а менье»).

[4] То есть в честь, во славу.

[5] С древнееврейского: истинно.

[6] Евангелие от Луки, глава 18, стих 13. Мыт а рь – сборщик налогов.

[7] Если молится женщина, то вместо «грешника» необходимо произносить «грешницу», вместо «грешного» – «грешную» и т. п.

[8] С древнееврейского: спаситель.

[9] С древнееврейского «машиах» – «пом а занник», отсюда и термин «Мессия» (в греческой традиции – «Христос»). В Библии пом а зание ел е ем* или м и ром** символизирует освящение; помазание применялось при возведении на высшее ответственное служение первосвященника***, пророка или царя, а также в иных случаях. Первый библейский пример такого помазания – возведение Аарона (брата Моисея) в сан первосвященника (книга «Исход», гл. 28, ст. 41. ).

* то есть освящённым оливковым маслом.

** то есть освящённым оливковым маслом с примесями благовоний. (Книга «Исход», гл. 30, ст. 22-25: И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны …, корицы …, тростника …, кассии … и масла оливкового …; и сделай из этого миро для священного помазания…)

*** то есть главы и начальника священников Иудейской церкви (старшего священника).

[10] Или: по молитвам.

[11] Вместо этой молитвы от праздника Пасхи до Вознесения читается трижды тропарь Пасхи «Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ, и умершим жизнь даровав», от Вознесения же до дня святой Пятидесятницы (Троицы) следует начинать молитвы с «Трисвятое», опуская все предшествующие.

[12] Произнося данную молитву, молящийся изображает на себе знак креста и совершает поясной поклон.

[13] Метафора, имеющая значение «сделать не бывшими». Более подробно описано в сноске к выражению «преступления мои сотри» 50-го Псалма.

[14] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл. 3, ст. 4, Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 4, ст. 7 и Псалом 31, ст. 1, 2.

«Грех есть отпадете от добра, а беззаконие — согрешение против Божественного закона. Таково начало и греха и беззакония. В этом они и сходны между собою. Ибо согрешающий уклоняется от цели, которая в природе его и сообразна с нею, а цель человеческой природы — жить по разуму, избегая неразумия. Но и беззаконный также, живя не воздержанно, согрешает против закона, который дан ему в естестве. Иначе сказать: грех сходен с беззаконием, потому что каждый, поступающий беззаконно – грешит», Афанасий Великий.

[15] Помилуй: дословно с греческого – «излей милость».

[16] Евангелие от Матфея гл. 6, ст. 9-13, от Луки, гл. 11, ст. 2-4.

[17] Евангелие от Матфея гл. 6, ст. 14-15; гл. 18, ст. 23-35.

[18] Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 41, от Марка гл. 14, ст. 38, от Луки гл. 22 ст. 40, 46.

[19] Псалом 94, ст. 6, 7.

[20] По традиции, «молитвы утренние», как и «молитвы перед сном», начинают с «молитв вступительных» и оканчивают «молитвами заключительными».

[21] Книга пророка Исайи, гл. 6, ст. 2, 3, Откровение (апокалипсис) Иоанна Богослова, гл. 4.

Господь Саваоф – Господь воинств небесных (с древнееврейского).

[22] То есть её молитвами, ходатайством, заступничеством.

[23] У греков подписана, как – «Благодарственная молитва».

[24] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл. 5, ст. 7.

[25] Дословно – «не в ожидании лежащего»; что является параллелизмом к «нерадивого и грешного» и отсылает к словам Христа о необходимости бодрствования во время ожидания возвращения господина (более подробно в Евангелии от Луки, гл. 12, ст. 35–40).

[26] То есть учению. Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 31, 32.

[27] Автор псалма – царь и пророк Давид. События, ставшие причиной написания псалма, описаны во 2-й книге «Царств», гл. 11 и 12.

Автор перевода псалма с древнееврейского – филолог-библеист М. Г. Селезнёв. Более подробно http: //www. taday. ru/text/1498626. html, http: //www. taday. ru/text/1497521. html

[28] В оригинале употреблён глагол, который имеет значение «вытереть», например, губы, слёзы, «вымыть и вытереть», например, тарелку. Также он употреблялся и по отношению к письменным текстам: древние чернила, нанесённые на папирус, кожу или глиняные черепки, были нестойкими и легко могли смываться водой. С образом «смываемого» текста связана характерная для Ветхого Завета метафора «стереть чьё-то имя», то есть уничтожить так, что и памяти не останется, как если бы человека и не было вовсе. В псалме 68 (ст. 29) имена злодеев стираются (смываются; в Синодальном переводе - изглаживаются) из Книги Жизни. Здесь метафора «стереть (смыть) преступления» употребляется и в значении «простить», и также в значении «сделать их, как бы, не бывшими».

[29] Давид уподобляет себя загрязнённой ткани, которую предстоит отстирывать многократным полосканием и выжиманием.

[30] То есть: «всегда помню «грех» свой».

[31] То есть: «Ты один знаешь мой грех».

[32] Через пророка Нафана.

[33] Давид повествует, что видит всю свою жизнь, с самого её начала, наполненной грехами и ошибками.

[34] Также через пророка Нафана.

[35] Душица обыкновенная. Стебли иссопа, собранные в пучок, использовались в качестве кропила.

[36] Пр о литой крови Урии хетте я нина и крови отмщения (книга «Бытие», гл. 9, ст. 6. ).

[37] Символ веры – краткое и точное изложение основных истин православного вероисповедания. Составлен и утверждён на 1-м (Никейском, в 325г. ) и 2-м (Константинопольском, в 381г. ) Вселенских соборах.

[38] Дословно с греческого – «всевластный»; то есть над всем властвующий.

[39] То есть вне времени – в вечности, так как «время» сотворено Богом для мира вещественного, Он же – Дух, существующий вечно.

[40] Как пишет в «Церковной истории» Феодорит Кирский (книга 2, глава 8): Веруем, что Сын царствует с Отцом всегда, безначально и бесконечно, что царство Его не определено никаким временем и никогда не прекратится, ибо, что существует всегда, то не начиналось и не может окончиться. То есть выражение «Царству которого не будет конца», для правильного понимания можно изложить таким образом: «Царству которого нет и не будет конца».

[41] Здесь и далее в молитвах под «осуждением» или под «оправданием» подразумевается решение Судьи – Христа, на страшном Его суде, которому подлежат все «в последний день». То есть, в данном случае, чтобы действия человека («открою уста свои недостойные, и восхвалю имя Твоё святое») не стали причиной неблагоприятного решения на суде – осуждения, и, как следствие, наказания.

[42] То есть без раскаянья и покаяния.

[43] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл. 5, ст. 19.

[44] Псалом 112, ст. 5, 6.

[45] Откровение (апокалипсис) Иоанна Богослова, гл. 2, ст. 23.

[46] То есть не имеющий изменения в силе, в отличие от материальных источников света, и, соответственно, который невозможно затмить.

[47] 1-е соборное послание апостола Петра, гл. 5, ст. 8.

[48] Евангелие от Матфея, гл. 16, ст. 27.

[49] В греческом списке молитвы выражение «тогда застанет нас не спящими и беспечными, но бодрствующими и трудящимися» имеет вид: «тогда застанет нас не спящими и беспечными, но при исполнении заповедей Его».

[50] Евангелие от Матфея, гл. 25, ст. 1-13.

[51] Евангелие от Иоанна, гл. 1, ст. 9.

[52] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл. 4, ст. 9, 10.

[53] Евангелие от Иоанна, гл. 15, ст. 10, 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл. 2, ст. 3-6; гл. 5, ст. 2, 3, 2-е соборное послание апостола Иоанна, ст. 6.

[54] 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл. 6, ст. 19; гл. 3, ст. 17, 2-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл. 6, ст. 16 и книга «Левит», гл. 26, ст. 12.

[55] Евангелие от Марка, гл. 9, ст. 43-48:

[56] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл. 2, ст. 16, 17.

[57] «Тень» употреблено здесь не в прямом значении – тень, отсутствие света, но в значении «сберегающая (хранящая) сила». «Храни меня, как зеницу ока, — говорит псалмопевец, — в тени крыльев Твоих укрой меня» (Псалом 16, ст. 8). Дальнейшие слова молитвы, как раз на это указывают.

[58] Евангелие от Иоанна, гл. 11, ст. 25, 26; гл. 8, ст. 51; гл. 5, ст. 24; гл. 6, ст. 40.

[59] Евангелие от Иоанна, гл. 1, ст. 1; ст. 14.

[60] Уныние – эмоциональное состояние, характеризующееся как упадок духа, отчаяние, потеря бодрости и надежды, что, как следствие, влечёт за собой нерадение к доброму делу, беспечность. Уныние – это безнадежная печаль, гнетущая скука.

[61] Или служительница Божия, или апостол, или мученик, или святитель и т. п.

[62] Евангелие от Луки, гл. 1, ст. 28.

[63] Евангелие от Луки, гл. 1, ст. 42.

[64] Псалом 27, ст. 9.

[65] В греческом (византийском) оригинале: «верным царям над варварами»; в дореволюционных молитвословах Российской империи: «благоверному императору нашему Николаю Александровичу над враждующими». Более подробно: http: //resonata. livejournal. com/259673. html

[66] По традиции, «молитвами заключительными» оканчивают «молитвы утренние» и «молитвы перед сном».

[67] Херув и м – один из высших чинов ангельских (следующий после серафимов).

[68] Сераф и м – наивысший ангельский чин.

[69] Книга пророка Исайи, гл. 64, ст. 8, 9.

[70] Евангелие от Иоанна, гл. 10, ст. 11, 14, 15.

[71] Книга деяний апостолов, гл. 2, ст. 1-4.

[72] Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 33-37, Соборное послание апостола Иакова, гл. 5, ст. 12.

[73] Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 31, 32, Послание к Ефесянам апостола Павла, гл. 4, ст. 30.

[74] Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 22.

[75] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл. 5, ст. 17, 2-е послание к Тимофею апостола Павла, гл. 2, ст. 19.

[76] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл. 3, ст. 17, Соборное послание апостола Иакова, гл. 2, ст. 5-7.

[77] 2-е послание к Тимофею апостола Павла, гл. 2, ст. 23-26.

[78] Соборное послание апостола Иакова, гл. 4, ст. 11, 12, Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 1-5, Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 14, ст. 4, 10, 13.

[79] Послание к Галатам апостола Павла, гл. 6, ст. 14.

[80] Соборное послание апостола Иакова, гл. 4, ст. 6, 1-е соборное послание апостола Петра, гл. 5, ст. 5.

[81] Соборное послание апостола Иакова, гл. 1, ст. 19, 20.

[82] Евангелие от Матфея, гл. 18, ст. 7.

[83] Послание к Филиппийцам апостола Павла, гл. 4, ст. 8.

[84] Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 27, 28.

[85] Послание к Ефесянам апостола Павла, гл. 4, ст. 29.

[86] Соборное послание апостола Иакова, гл. 3, ст. 2-12.

[87] 1-е послание к Тимофею апостола Павла, гл. 4, ст. 16, 2-е соборное послание апостола Иоанна, ст. 9.

[88] 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл. 2, ст. 9.

[89] Откровение (апокалипсис) Иоанна Богослова, гл. 3, ст. 5.

[90] Соборное послание апостола Иакова, гл. 1, ст. 2-4, 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл. 10, ст. 13.

[91] Книга «Притчи Соломона», гл. 1, ст. 7; гл. 14, ст. 27.

[92] Евангелие от Марка, гл. 12, ст. 30.

[93] С греческого дословно – «свидетелей». Более подробно: http: //www. portal-slovo. ru/theology/43246. php.

[94] Книга пророка Иезекииля, гл. 18, ст. 23: Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?

[95] Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 6, ст. 23.

[96] 2-е соборное послание апостола Петра, гл. 2, ст. 22.

[97] Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 7, ст. 19, 20.

[98] Так как была посвящена Богу с обетом пребывать всегда девой (отдана родителями (Иоакимом и Анной) на служение в храм в 3-х летнем возрасте); и пребывала девственной до, во время и после рождения Сына – Иисуса Христа.

[99] Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 44-46, Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 14; гл. 12, ст. 19-21, 1-е соборное послание апостола Петра, гл. 3, ст. 9, Послание к Колоссянам апостола Павла, гл. 3, ст. 12-14.

[100] Соборное послание апостола Иакова, гл. 5, ст. 16.

[101] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл. 5, ст. 20.

[102] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл. 1, ст. 8, 9.

[103] 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл. 6, ст. 9, 10.

[104] Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 36, 37.

[105] 1-е соборное послание апостола Петра, гл. 3, ст. 10.

[106] Послание к Ефесянам апостола Павла, гл. 4, ст. 28.

[107] Послание к Ефесянам апостола Павла, гл. 4, ст. 25.

[108] Не имевшее место в жизни (из перечисленного), упоминать не надо, а неупомянутое, но имевшее место, добавить необходимо.

[109] Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 22, 23.

[110] Псалом 12, ст. 4, 5.

[111] Можно кратко: Огради меня, Господи, силою священного и дающего жизнь креста Твоего и защити меня от любого зла!

По традиции, при произношении этой молитвы целуется нательный крест и налагается знак креста на постель и все стороны света.

[112] Книга «Числа», гл. 10, ст. 35.

[113] Псалом 67, ст. 2, 3.

[114] Это метафора, как и: 1-я книга «Паралипоменон», гл. 16, ст. 31-33, книга пророка Исайи, гл. 14, ст. 7, 8; гл. 23, ст. 1; гл. 24, ст. 23; гл. 49, ст. 13.

[115] По традиции, эта молитва произносится непосредственно перед сном.

[116] Для подготовки к приобщению Телу и Крови Христа по желанию (или по указанию священника), помимо приведённых молитв, дополнительно можно читать «Канон покаянный Господу Иисусу Христу», «Канон просительный пресвятой Богородице», «Канон ангелу-хранителю». Также указанные молитвы можно разбивать на части: например, первую часть (по молитву «Господи, помилуй» включительно) читать накануне Литургии (после «молитв перед сном»), вторую же часть читать в день Литургии (после «молитв утренних»).

Человек, желая вкусить Тела Владыки и пить божественную Кровь Его, приступи, устрашаясь, чтобы не опалиться, ибо это огонь! И прежде чем приобщиться, примирись с теми, кто тебя опечалил; и только потом осмеливайся вкушать таинственную Пищу! (традиционный стих)

[117] Произнося данную молитву, молящийся изображает на себе знак креста и совершает поясной поклон.

[118] Проводится аналогия брачному пиру, описанному в Евангелии от Матфея, гл. 22, ст. 1-14.

[119] Евангелие от Иоанна, гл. 6, ст. 51.

[120] Богородица предстаёт здесь как плодородная земля, взрастившая миру спасительный Колос – Христа, Который родился без мужского участия (невозделанный).

[121] 1-е соборное послание апостола Петра, гл. 2, ст. 6-8 и книга пророка Исайи, гл. 28, ст. 16.

[122] Евангелие от Иоанна, гл. 10, ст. 10.

[123] Книга деяний апостолов, гл. 3, ст. 19.

[124] «Таинственной и божественной Трапезы» (устоявшееся выражение – «Тайная Вечеря»; «вечеря» же имеет дословное значение – «ужин») — событие последних дней земной жизни Иисуса Христа, о котором повествуют Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 17-30, от Марка, гл. 14, ст. 12-26, от Луки, гл. 22, ст. 7-39, от Иоанна, главы с 13 по 17.

[125] Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 45, 46.

[126] Евангелие от Иоанна, гл. 14, ст. 23.

[127] Прообраз Христа из книги пророка Исайи, гл. 6, ст. 6, 7.

[128] Книга пророка Даниила, гл. 3, ст. 1-95.

[129] Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 16, 17, от Марка, гл. 10, ст. 17, 18, от Луки, гл. 18, ст. 18, 19.

[130] Благоговение – глубочайшее почтение (Ожегов С. И. ); страх пред Богом, преодолённый и преображённый любовью (Ильин И. А. ); чувства удивления и изумления, страха, ужаса и преклонения, связанные с переживанием присутствия божественного.

[131] Более подробно: http: //www. sedmitza. ru/text/1739759. html

[132] Евангелие от Матфея, гл. 4, ст. 14-16.

[133] Евангелие от Иоанна, гл. 11, ст. 49-52.

[134] Псалом 33, ст. 9.

[135] Послание к Евреям апостола Павла, гл. 7, ст. 26, 27.

[136] Послание к Ефесянам апостола Павла, гл. 5, ст. 1, 2.

Более подробно: http: //lib. eparhia-saratov. ru/books/20f/feofan_bistrov/expiation/13. html#s3

[137] То есть во время Литургии в таинстве Евхаристии (Благодарения). Евхаристия или Приобщение (до сих пор в русской традиции употребляется без должного перевода, как «Причащение» («Причастие»)) есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (приобщается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, для прощения грехов и жизни вечной.

[138] По традиции, после произнесения данной молитвы, совершаются земные (или поясные) поклоны: кто сколько желает.

[139] Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 21.

[140] Книга «Левит», гл. 19, ст. 37, книга «Второзаконие», гл. 6, ст. 17.

[141] Книга пророка Иезекииля, гл. 33, ст. 11.

[142] 1-е послание к Тимофею апостола Павла, гл. 2, ст. 4.

[143] Евангелие от Луки, гл. 7, ст. 36-50.

[144] Евангелие от Луки, гл. 23, ст. 39-43.

[145] Евангелие от Луки, гл. 5, ст. 27-29 (Л е вия); гл. 19, ст. 1-10 (Закх е я); гл. 18, ст. 10-14.

[146] Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 11-32. Всё же он не блудил, более подробно:

http: //diak-kuraev. livejournal. com/514370. html

[147] Евангелие от Иоанна, гл. 1, ст. 29, книга пророка Исайи, гл. 53, ст. 4, 5.

[148] Евангелие от Матфея, гл. 11, ст. 28.  

[149] Евангелие от Матфея, гл. 9, ст. 13.

[150] 2-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл. 7, ст. 1.

[151] 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл. 11, ст. 29, 30: Кто ест и пьёт недостойно, не отличая* Тела Господа, тот ест и пьёт осуждение себе. Поэтому многие из вас немощны и больны и немало умирает.

* то есть не отличает от простой, обычной пищи.

[152] Евангелие от Луки, гл. 2, ст. 7.

[153] Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 6, 7, от Марка, гл. 14, ст. 3.

[154] Кормчий (устаревшее) – рулевой, управляющий ходом судна; в переносном значении, как метафора: мудрый руководитель.

[155] Евангелие от Матфея, гл. 25, ст. 31-46.  

[156] Под «пленением царства ада» подразумевается сошествие Христа в ад сразу после смерти для проповедования мёртвым и их освобождения. 1-е соборное послание апостола Петра, гл. 3, ст. 18, 19: … быв умерщвлён телом, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал; гл. 4, ст. 6: Ибо для того и мёртвым было возвещено Евангелие, чтобы они, подвергшись суду, как люди – телом, жили бы по Богу – в духе.

Как пишет Феофан затворник: Христос пленил врагов наших – дьявола, смерть, грех, ад, и отнял у них всех, кого они, захвативши, держали в своём тиранстве*.

* по учению Церкви все люди (и праведные, и грешные) до воскрешения Христа после смерти попадали в ад (шеол).

[157] «Воскресение» («воскрешение»), дословно с греческого имеет значение – «восстание»; от «вставать», «подниматься».

[158] Книга деяний апостолов, гл. 1, ст. 1-11, Евангелие от Марка, гл. 16, ст. 19.

[159] 1-е послание к Фессалоникийцам (Солунянам) апостола Павла, гл. 4, ст. 17.

[160] 1-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл. 11, ст. 27.

[161] Евангелие от Иоанна, гл. 6, ст. 56.

[162] Псалом 24, ст. 18.

[163] Евангелие от Иоанна, гл. 17, ст. 21-23.

[164] Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 12.

[165] Книга «Исход», гл. 3, ст. 1, 2.

[166] То есть признавшего Царское достоинство, Царём.

[167] То есть Савла, ставшего апостолом Павлом. Книга деяний апостолов, гл. 9, ст. 1-22.

[168] Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 22-28, от Марка, гл. 7, ст. 25-30.

[169] Евангелие от Матфея, гл. 9, ст. 20-22.

[170] Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 10, ст. 9, 10.

[171] 1-е послание к Тимофею апостола Павла, гл. 1, ст. 15.

[172] Произносятся (вслух или мысленно) в храме (по желанию или возможности) непосредственно перед приобщением.

[173] Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 1-3.

[174] Евангелие от Луки, гл. 22, ст. 47, 48, от Матфея, гл. 26, ст. 47-49, от Марка, гл. 14, ст. 43-45.

[175] Книга деяний апостолов, гл. 13, ст. 52.

[176] Проводится аналогия брачному пиру, описанному в Евангелии от Матфея, гл. 22, ст. 1-14.

[177] Псалом 72, ст. 28.

[178] Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 14, ст. 7, 8, 2-е послание к Коринфянам апостола Павла, гл. 5, ст. 15.

[179] Псалом 16, ст. 8.

[180] Терния – общее название колючих растений. При распятии Иисусу Христу на голову был возложен венец, сплетённый из такого растения (Евангелие от Иоанна, гл. 19, ст. 1-3. ). Выражение «терния грехов», как метафора, выражает боль и страдание, которое снова и снова человек причиняет Иисусу Христу своими согрешениями, из-за которых Он и принёс себя в жертву («Агнец Божий, взявший на Себя грех мира»).

[181] В греческом тексте молитвы, буквально: «скрепи подколенные чашки с костями»; то есть укрепи колени, чтобы не подгибались, чтобы «крепко стоять на ногах».

[182] Подразумевается принятое участие в Таинстве Евхаристии.

[183] Послание к Евреям апостола Павла, гл. 8, ст. 1.

[184] Евангелие от Луки, гл. 2, ст. 25-32.

[185] Читаются тому святому, которым был составлен чин отслуженной Литургии, на который вы приобщились Телу и Крови Христа.

[186] Это метафора, т. к. имя греческого происхождения «Василий» имеет значение - «царский».

[187] Возможно, подразумевается его труд «Беседы на Шестоднев».

[188] Возможно, подразумевается его труд «Нравственные правила».

[189] Возможно, под «опечатыванием» подразумеваются его труды против ереси Ария (арианства); под «богатством» также труды, такие как: «О Святом Духе», «О Предании Церковном», «Беседы на псалмы», канонические правила, подвижнические уставы и т. д.

[190] Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 7.

[191] Книга «Исход», гл. 14, 15.

[192] 1-е соборное послание апостола Петра, гл. 2, ст. 6-8 и книга пророка Исайи, гл. 28, ст. 16.

[193] «…суд этот будет единственным, окончательным и страшным, а ещё более праведным, чем страшным, или, лучше сказать, потому и страшным, что он праведен», Григорий Богослов.

[194] Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 13, 14.

[195] Соборное послание апостола Иакова, гл. 5, ст. 4.

[196] 1-е соборное послание апостола Иоанна, гл. 2, ст. 9-11; гл. 3, ст. 10, 14, 15; гл. 4, ст. 20, 21.

[197] Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 19-21, 24; гл. 16, ст. 26.

[198] Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 33.

[199] Метафорическое сравнение повиновения диких животных (здесь: воли человека) дрессировщику (здесь: всему перечисленному).

[200] «Геенна» происходит от еврейского выражения «гэ хинн о м» - «долина (сына) Хиннома (Еннома)». Именно так называлась долина к югу Иерусалима, где во времена царя Ахаза и Манассии совершались языческие обряды, в том числе «проведение детей через огонь» в жертву Молоху. Во времена царя Осии долина превратилась в городскую свалку, куда, среди прочего, бросали трупы преступников; чтобы долина не стала рассадником заразы – мусор сжигали и для этого огонь в «геенне» горел непрерывно. Значение «преисподней» с «огнём неугасающим» «геенна» приобрела уже позже, в Новом Завете.

[201] Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 34.

[202] Книга пророка Даниила, гл. 3, ст. 1-95.

[203] Под «праведным» подразумевается пророк Илия, более подробно в 3-й книге «Царств», гл. 18.

[204] Выражение «бездна погибели» употреблено как противопоставление участи праведников – вечной жизни (здесь: «к наследству своему»), после завершения страшного суда.

 

Комментарии, замечания, предложения, пожелания:

pravmolnarus@yandex. ru,

 

http: //vk. com/eugen_a

http: //www. ok. ru/eugen. arapov

https: //www. facebook. com/eugen. arapov

https: //elitsy. ru/profile/23352/

 

 

Православный молитвослов, молитвослов православный на русском языке читать онлайн, миссионерский молитвослов, молитвослов для мирян, Бог, Бог Отец, Троица, Иисус, Иисус Христос, Дух Святой, Богородица, православные молитвы на русском языке, православие, Евангелие, благая весть, ветхий завет, новый завет, молитва, православный молитвослов, полный православный молитвослов, молитвенный щит, православные книги, книга, молитвослов православный перевод, перевод молитв, молитвослов скачать бесплатно, благодарственные молитвы, краткий молитвослов, молитвослов православного воина, молитвослов православный с параллельным переводом, утренние молитвы, молитвослов купить, молитвослов читать, онлайн, online, утреннее и вечернее правило, молитвы для мирян, читать перед причастием, причастие, причащение, молитвослов с переводом, толковый молитвослов, молитвослов православной женщины, толкования святых отцов, псалтырь, псалтирь, псалмы, священное писание, предание, православие и мир, православный молитвослов на всякую потребу, молитвослов православный fb2, Пасха, Рождество, Отче наш, молитва Господня, символ веры, благодать, блаженство, святые отцы, христианские притчи, патерик, Игнатий Брянчанинов, православный молитвослов для андроид, акафист, молитва о замужестве, молитва о работе, молитва о любви, православие ру, лекции, масленица, блины, страшный суд, пятидесятница, вознесение, крещение, обрезание, введение во храм, покров, петров пост, великий пост, успенский пост, рождественский пост, радонеж, святки, православие или смерть, божья воля, колядки, патриархия, епархия, благочиние, журнал фома, православные знакомства, азбука веры, седмица ру, слушать молитвы, молитва Богородице, достойно есть, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, молитвы скачать, молитвы перед исповедью, исповедь, покаяние, смирение, лень, леность, лествица, несвятые святые, за имя Мое, молитва перед едой, молитва для русских, молитва божьей матери, христианство на руси, православная литература, отношение к смерти, смерть, любовь, любовь Божия, милосердие, куличи, освящение, сайт православный молитвослов, молитвослов русской православной церкви, православный календарь, грех, греховность, гордость, гордыня, мудрость, христианские фильмы, христианские знакомства, православная молодежь, миссионерство, молодежка, древо жизни, христианское творчество, христианские стихи, иконы, храмы, приходы, христианские проповеди, христианские рассказы, христианские сказки, христианские традиции, устав, типикон, богослужение, монашество, службы, литургия, всенощное бдение, афон, паломничество, святые места, мироточение, христианский портал, православные чудеса, христианские новости, откровение, апокалипсис, апостолы, скорбь, уныние, отчаяние, блуд, смертный грех, смертные грехи, церковь, монахи, монашеское послушание, монашеское правило, православие головного мозга, заповеди, соблюдение заповедей, пост, истина, религия, истинная религия, христианская музыка, воспитание детей, РПЦ, спасение, прощение, распятие, телеканал союз, телеканал спас, блог Дмитрия Смирнова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...