Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постройте свое собственное основное состояние




Раз уж вы узнали кое-что о своем основном состоянии, вы можетепостроить его лучше. Что вам нравится в существующем основном состоянии? Убедитесь в том, что вы сохраните эти вещи, планируя изменения. Что вам не нравится в существующем основном состоянии и что вы хотелибы изменить? Какие качества вы хотите добавить? Есть ли у вас какая-нибудь ролевая модель для этих качеств? Какое физиологическое состояние вам хотелось бы иметь? Вам может потребоваться информация о различных техникахтелесно-ориентированной терапии, например, техники Александера (Alexander)или Фельденкрайза (Feldenkreis), чтобы изменить привычные позы и приемыиспользования своего тела. Построение такого основного состояния, которое вам понравится, можетпотребовать некоторого времени. Это не то, что вы сможете выполнить занесколько минут. Поэтому отведите для этого несколько недель. Основноесостояние -- это ваша физиологическая обитель. Вы проводите в ней очень многовремени, поэтому сделайте ее как можно более комфортной и здоровой. Возьмите что-то такое, что будет напоминать вам о тех изменениях,которые вы совершаете. Выберите то, что вы видите или слышите каждый день. Икаждый раз, когда вы будете видеть или слышать это, проверяйте своесостояние. Джозеф повесил свою карикатуру на стену в гостиной. Один нашобщий друг перевернул картину на стене вверх ногами. Будучи занятымчеловеком, Джозеф, каждый раз обращая на это внимание, хотел ее поправить.Это напоминало ему его же собственное желание проверить свое состояние. И ондавал себе обещание поправить картину, как только он создаст новое основноесостояние, находясь в котором, он будет счастлив.

ЯКОРЯ

Люди, место, особенный вид или звук могут автоматически изменить нашесостояние. Все это называется "якорь". В НЛП якорем называют любой вид, звукили прикосновение, которое включает некоторое состояние. Якоря возникают врезультате повторения или ассоциации. Например, когда друг Яна пошел в школуна встречу с учителем своей дочери, он был поражен, когда вид школы, еезвуки и запахи вернули на несколько мгновений его в то далекое время, когдаон учился сам. Сила якорей основывается на нашей способности учиться, строя связи иассоциации. Они облегчают наше поведение, не заставляя нас каждый разобдумывать свои реакции. Звонок означает окончание школьного урока, поэтомувсе начинают собираться, даже если учитель еще не закончил говорить. Красныйсвет светофора означает требование остановиться. Якоря вездесущи: государственный гимн, пожарная сирена, улыбка ребенка.Некоторые якоря нейтральны: мы просто реагируем, например, на красный светсветофора. У некоторых хватает силы погрузить нас в негативное состояние: умногих людей оно возникает при виде пауков. Другие ассоциируются с хорошимисостояниями, например, голос любимого человека. Ни одна из этих вещей ненесет в себе никаких чувств: паук -- это просто паук, а голос -- просто голос.Значение им придаем мы сами. Мы сами создаем свои якоря или учимся им в обществе. Большей частью онивозникают случайно. Иногда одно сильное переживание может создать якорьнемедленно, как это происходит при возникновении фобии. Ребенок можетиспугаться змеи, будучи не в состоянии разумно оценить степень опасности. Ис этого момента вид змеи будет вызывать состояние страха. Якоря могутвозвращать вас в прошлое, как это произошло с другом Яна в начальной школе. Возникнув однажды, якоря действуют автоматически. В этом их достоинствои их опасность: достоинство -- если мы используем их для позитивныхсостояний, и опасность -- если они неосознанно погружают нас в негативноесостояние. И у нашего привычного основного состояния существует многоразличных якорей. Мы сами наделяем якоря силой вызывать различные состояния.Остерегайтесь тех, которые погружают вас в негативные состояния, и лелейтете из них. которые вызывают позитивные. Какого сорта якорем является визит кврачу? Якоря могут быть визуальными -- например, пауки, букет цветов, зеленыйсвет светофора или полнолуние. Они могут быть аудиальными -- как звукбормашины зубного врача (аж мурашки no коже!), особенная песня или пожарнаясирена. Они могут быть кинестетическими -- рукопожатие или теплая ванна. Онимогут быть обонятельными -- такими, как запах кофе или запах больничныхкоридоров. Вкусовыми якорями могут быть вкус любимого сорта шоколада илисвежего пива. Они могут быть во внешнем окружении, но могут также находитьсяи внутри. Например, представление запаха кофе или звука мела, скребущего постеклянной доске, или зрительное воспоминание о пауке вызовут закрепленноеякорем состояние, хотя зачастую и не такое сильное, как это делают реальныевещи. Мозг реагирует на якорь, приходит ли он снаружи или изнутри. Наши телои разум реагируют на то, что воспринимают как реальное. Якоря действуют на всех логических уровнях. Наше имя является якоремдля нашей личности, а религиозные иконы связаны якорем с убеждениями.Компании платят тысячи фунтов стерлингов за слоганы и рекламу, чтобы создатьякоря, которые ассоциировали бы их продукцию с желаемым состоянием --сексуальной привлекательностью, свободой, утонченностью. Они выплачиваютизвестным артистам огромные гонорары, чтобы те одобрили их продукцию. Этоденьги за те приятные ощущения, которые всегда связаны с этими артистами икоторые так хотелось бы привязать к продуктам путем ассоциации. Спонсорствоработает точно таким же образом. Слова тоже могут быть якорями. Когда мы пишем о пауках и шоколаде, этислова -- просто черные значки на бумаге. Но вы создаете картины, звуки иощущения у себя в голове, чтобы понять их.

ЯКОРЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

Якоря изменяют наше состояние, а состояния оказывают влияние наздоровье. В настоящее время начинаются медицинские исследования, ставящиесвоей целью понять, как именно это происходит. Существуют подтверждения томуфакту, что якоря могут непосредственно воздействовать на иммунную систему.Первое открытие в этой области положило начало новому направлению в медицине-- психонейроиммунологии (ПНИ), -- изучающему то, как наши убеждения,поведение и окружение влияют на иммунную систему. В терминах НЛП эта областьпредставляет собой взаимоотношения логических уровней и иммунной системы.Иммунная система -- это та часть, вторая защищает нас, выводя из строяантигены, бактерии, вирусы и раковые клетки. Измерение силы иммунной системыявляется наиболее непосредственным способом, которым медицина можетопределить уровень нашего здоровья. В середине 1970-х психолог Роберт Адер в Университете Рочестераисследовал влияние психосоциальных факторов -- поведения, убеждений ивзаимоотношений --на здоровье людей. Адер проводил простые эксперименты типа"стимул -- реакция" с крысами, пытаясь установить обусловленную реакциютошноты на подслащенную воду. Крысы выпивали воду, а затем им вводилисильное лекарство, вызывающее тошноту. Одной попытки было достаточно, чтобыполучить эффект. Вкус сахара означал тошноту. Уже одной только подслащенной воды без дополнительной инъекции былодостаточно, чтобы вызвать реакцию. Эта вода превратилась во вкусовой якорьдля тошноты. Эксперимент имел абсолютный успех. Однако возникли некоторыепобочные эффекты: многие крысы погибли. Адер не мог этого понять: они былиздоровы и за ними неплохо ухаживали на протяжении всего эксперимента. Ответ заключался в том веществе, которое вызывало тошноту --циклофосфамид. Это сильнодействующее лекарство не только приводит к рвоте,но и подавляет иммунную систему. И сахарная вода стала якорем не только длятошноты, но и для ослабления иммунной системы. Крысы научились ослаблятьсвою иммунную систему каждый раз, когда выпивали сахарную воду. Это делалоих менее устойчивыми к действию инфекций, и они погибали в значительнобольших количествах, чем ожидалось. Адер вместе со своим коллегой Николасом Когеном (Nicolas Cohen) успешнопроверили эту гипотезу в ряде экспериментов. Результаты были устойчивыми.Обученные крысы легче поддавались инфекционным заболеваниям, чем контрольныеОни также стали более устойчивыми к таким аутоиммунным заболеваниям, какартрит. В этом есть смысл -- ослабленная иммунная система уже не может таксильно атаковать собственное тело. Адер ввел новый термин"психонейроиммунология" для исследований в области взаимодействия иммуннойсистемы, нервной системы и психических состояний. Мы еще не знаем точно, как эти результаты применимы к человеческомуповедению, но смысл их удивителен. Они объясняют, каким образом негативныесостояния превращаются в болезнь. Нам известно, что депрессия, одиночество,тревога и вражда могут нанести вред вашему здоровью. И якоря для этихсостояний могут также закрепить ослабление реакций иммунной системы. Длякрыс Адера якорь вносил различие между жизнью и смертью. Негативные якоря могут ослабить иммунную систему и сделать вас менеестойкими к заболеваниям. Хорошие известия состоят в том, что этот механизм может работать и вдругую сторону: позитивные якоря могут укреплять иммунную систему. Как быизменилась ваша жизнь, если бы вы могли слушать музыкальное произведение,смотреть на фотографию и не только чувствовать себя хорошо, но и знать, чтовы укрепляете иммунную систему и тем самым делаете себя по-настоящемуздоровым.

ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ

Состояния имеют прямое отношение к здоровью, а якоря изменяютсостояния. Далее следуют три важных вопроса: • Что включает мои негативные состояния? • Когда я нахожусь в негативном состоянии, как я могу его изменить? • Как я могу создать для себя более здоровое состояние? Чтобы расширить свои возможности в выборе эмоционального состояния,установите свои негативные якоря. Какие картинки, звуки, вкусы, запахи иприкосновения погружают вас в нересурсное состояние? (Раздражение,враждебность, депрессия, беспомощность, беспокойство или страх являютсяпримерами нересурсных состояний. Грусть не обязательно относится к ихчислу.) Будет ли этим якорем определенный тон голоса? Или особенноевыражение лица? Шум дождя поутру? Переполненная корзина с бумагами? Когда вы замечаете якорь, вы делаете важный шаг в направлении егоослабления. Начните с подстройки к самому себе. Обратите внимание на то, каквы себя чувствуете. Спросите себя: "Действительно ли мне необходимочувствовать себя так? Хочу ли я чувствовать себя так?". Когда вы находитесь в нересурсном состоянии, у вас есть двевозможности. Во-первых, вы можете просто остаться в нем и исследовать его.Подстройтесь к самому себе. Обратите внимание, какие части вашего телавовлечены в это состояние, а какие нет. Такое наблюдение за состоянием можетвызвать его изменение и развитие. Вы можете почувствовать утомление илирасслабление в течение нескольких минут. Вы можете ощутить в себе приливновых сил. Ваше состояние будет изменяться, как только вы обратите на негосвое внимание. Во-вторых, вы можете изменить свое состояние более непосредственнымобразом. Как только вы выйдете из нересурсного состояния, вы можете взятьсяза любую проблему, которая погружает вас в это состояние. Не пытайтесьрешать проблему в нересурсном состоянии. Сначала измените состояние, впротивном случае оно покроет туманом ваше мышление. Существует два способа изменения состояния, не использующие пищу илекарства: • измените свою физиологию; • измените свое мышление. Первая вещь, которую полезно сделать, когда вы оказались в нересурсномсостоянии, заключается в том, чтобы немедленно начать делать что-то другое.Один из лучших способов -- это изменить свое дыхание. У каждого состоянияесть свой характерный способ дыхания. Например, когда вы возбуждены илипаникуете, вы перенасыщаете легкие кислородом (дыхание быстрое, с короткимвыдохом). Это вызывает биохимические изменения, которые усиливаютвозбуждение. Последнее, в свою очередь, увеличивает частоту дыхания, а тоеще больше усугубляет возбуждение. Чтобы успокоиться, замедлите дыхание,сделайте два одинаково длинных вдоха и выдоха. Юмор -- лучший способ изменитьсостояние, он приводит в полный беспорядок ваше дыхание (и мышление) весьмаприятным образом. Физическое движение -- еще один прием изменения состояния.Хорошо действует прогулка и физические упражнения. Состояния организуют вашу физиологию совершенно определенным способом.Изменение физиологии приводит к изменению состояния. Быть может, поэтому,притворившись счастливым, мы можем получить реальный результат. Изменениемышления не будет работать до тех пор, пока оно не приведет к изменениямфизиологическим -- преднамеренным или нет, не имеет значения.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...