Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегии работы со стрессом




Когда ваше тело говорит вам, что вы находитесь под действием стресса: 1. Осознайте ощущения в своем теле. Подстройтесь к себе. Эти ощущенияреальны, даже если вы думаете, что их не должно быть. 2. Сосредоточьтесь на вызвавшем стресс эпизоде. 3. Какое значение вы придаете этому переживанию? Когда вы получитеответ, спросите себя: "Что еще могло бы это значить?". А затем: "Какой смысля хотел бы придать этому эпизоду?". 4. Что бы вы могли сделать с этим? Находится ли это в области вашеговлияния? Если нет, оставьте все так, как есть, и пусть оно продолжается. Если да, то какими ресурсами вы обладаете, чтобы изменить положение? Что бы вы хотели, чтобы произошло в этой ситуации? Какова ваша цель? 5. Какой урок вы можете извлечь из этого случая, чтобы в следующий разизбежать неприятностей?

РЕАЛЬНОСТЬ ТАКОВА, КАКОЙ ВЫ ЕЕ СОЗДАЕТЕ

НЛП вместе с другими системами психологии и философии предполагает, чтомы, не видя мир таким, каким он является на самом деле, строим модель этогомира. То, что мы воспринимаем, проходит сквозь фильтры наших органов чувств,а потом мы интерпретируем свой опыт в свете собственных убеждений,интересов, воспитания, забот и настроений. Мы составляем карту иотправляемся с ней в плавание по жизни. Если это хорошая карта, мы будемпутешествовать долго, получая при этом удовольствие. Карта, ограниченнаянебольшой территорией, гарантирует короткое путешествие. Все мы двигаемся поодной и той же территории, но с разными картами в руках. На протяжении всейистории человечества люди сражались и умирали в борьбе за то, чья картаявляется правильной. НЛП не предлагает вам "правильную" карту, а претендуетна то, чтобы показать вам процесс ее составления. Это может расширить тукарту, которая у вас есть, и тогда вы сможете предпринять болееувлекательное путешествие. НЛП предполагает, что мы создаем свои карты тремя различными способами: Во-первых, мы стираем часть своего опыта. Из всех доступных намкартинок, звуков, ощущений, вкусов и запахов мы осознаем только те, которыевыделяет наше внимание. Упущение имеет существенное значение: мы очень скорооказались бы перегруженными информацией, если бы не относились избирательнок тому, на что следует обратить внимание. Мы фильтруем свой опыт, опираясьна свои убеждения, интересы и состояние здоровья. Если вы когда-либозабывали о боли, стараясь быстрее завершить какую-то работу, или искалиключи, лежащие у вас под носом, то вы знаете, что такое упущение. Во-вторых, мы занимаемся искажением, придавая большее значение однимчастям своего опыта и принижая значение других частей. Искажение -- этопроцесс создания смысла и определения ценностей того, что с нами происходит.Без этого у нас был бы скучный серый мир фактов и цифр. Искажение -- этооснова для творчества и искусства. Оно также является основой дляподозрительности, паранойи и непонимания. Используя этот процесс, мы придаемопределенный смысл нашим симптомам- Например, один человек может обвинятьдругого в том, что тот заразил его простудой, несмотря на тот факт, что онтысячи раз в своей жизни вступал в контакт с простуженными людьми, неподхватив при этом никакой болезни. В-третьих, мы, занимаемся обобщением своего опыта, выводя правила изнебольшого числа случаев. Мы учимся, делая обобщения. Например, мы учимсясчитать, ухватывая законы арифметики на небольшом количестве задач.Убеждения -- тоже обобщения. Умение обобщать имеет огромное значение: мысталкиваемся с неизвестным, опираясь на то, что мы знаем. Проблема возникаетлишь тогда, когда мы выбираем неподходящий пример для обобщения или остаемсязакрытыми для нового опыта. Например, если один человек обманул нас, то былобы глупо делать обобщение и предполагать, что все люди мошенники. Все мы занимаемся упущениями, искажениями и обобщениями. Но, как и вслучае с репрезентативными системами, люди имеют склонность кпредпочтительному использованию одного из этих процессов в ущерб другим, такчто одни больше упускают, вторые в большей степени искажают, а третьи чащеобобщают. Все три процесса являются полезными, но то, как мы используем их,может привести к неприятностям. Люди, упускающие из виду большое количество информации, могут оказатьсянечувствительными к своему организму. Не обращая внимания на боль идискомфорт, они могут зайти слишком далеко, игнорируя те предупредительныесигналы, которые подает им их организм. Они могут также игнорироватьинформацию о том, как чувствуют себя другие. Те же, кто чаще занимаетсяискажением, могут оказаться слишком озабоченными собственными чувствами,вплоть до ипохондрии. Они часто бывают очень чувствительными к другим,вкладывая свой смысл в то, что они говорят или делают. Склонные к обобщениюмогут оказаться весьма негибкими, следуя определенным правилам поведения иожидая того же от других. Они могут пытаться применить вчерашнее решение ксегодняшней проблеме и с трудом справиться с изменениями.

ОБОБЩЕНИЕ МОЖЕТ НАНЕСТИ ВРЕД ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Определенные способы мышления повышают риск заболевания. Доктор МартинСелигман вместе с коллегами из Университета Пенсильвании провел исследованиятого, как мы объясняем происходящее с нами. Он назвал это "атрибутивнымстилем" ("attributional style"). Первый путь -- стиль пессимиста. Здесь имеется в виду не поведение,направленное на поиск неудачи, а способ ее объяснения, когда она происходит.У него есть три составляющие: * Люди, использующие этот стиль, относятся к любой неудаче, как ксобственной ошибке. Они обвиняют сами себя, упуская из вида внешние факторыи обобщая, когда берут всю ответственность на себя. Чтобы придать какой-тосмысл случившемуся, они также упрощают событие, а это уже искажение. * Они склонны думать, что эта ситуация будет повторяться, Ничто неизменится, мир останется таким же, как сейчас. Они делают обобщение на одномсобытии, думая, что жизнь всегда будет течь тем же порядком. * В-третьих, они снова занимаются обобщением, думая, что то же самоебудет проявляться во всем. Этот тройной пессимистический принцип мышления известен в медицинскойлитературе под названием ISG (internal, stable, global -- внутренний,стабильный, глобальный). Он приводит к тому, что Селигман называет"приобретенной беспомощностью" -- отказ от действий, потому что кажется, чтоничто не может изменить ситуацию. Это фатальное поведение, ведущее кдепрессии, к ощущению полной беспомощности и повышению риска заболевания.

СТРАТЕГИЯ ДЕПРЕССИИ

Обвините самого себя. Внешний мир в полном порядке. Решите для себя, что всегда так и будет, ничего не изменится. И что бывы ни сделали, не случится ничего нового. Предположите, что это повлияет навсе, что вы делаете. Когда же все идет хорошо, переверните эту процедуру: Скажите себе, что это всего лишь удачная отсрочка и ничего тут неподелаешь, или припишите все заслуги другим людям. Убедите себя, что это ненадолго. Подумайте о том, что это почти никак не отразится на вашей дальнейшейжизни. Другим атрибутивным стилем является оптимизм. Это внешний,нестабильный, конкретный стиль (EUS: external, unstable, specific). Внешнимпричинам придается соответствующее им значение, никаких самообвинений.События рассматриваются в контексте, а не обобщаются. Ни оптимизм, ни пессимизм нельзя считать правильным стилем. Просто эторазные точки зрения на мир. Если у вас есть выбор, идите по более здоровомупути -- оптимизму.

СТРАТЕГИЯ ОПТИМИЗМА

Воспользуйтесь упущением, искажением и в особенности обобщением, чтобысделать себя более здоровым. Подумайте о неприятном переживании, как: * о комбинации внешних обстоятельств, союзных по отношению к вашейреакции. Это не провал, а обратная связь для вас о вашем поведении, а не овас как личности; * об отдельном случае. Подумайте о том, что нового вы могли бы сделать,чтобы избежать неприятностей и чтобы извлечь урок из этого опыта; * о конкретном эпизоде, который вряд ли окажет какое-то влияние надругое ваше поведение. Когда что-то идет хорошо, переверните этот способмышления: * поставьте что-нибудь себе в заслугу; * вспомните все другие случаи, когда все шло хорошо. Это событиедобавляется к прежним, составляя закономерность; * подумайте о том, как это событие повлияет на вашу жизнь, и чему выможете научиться, чтобы сделать такую удачу доступной и в будущем. ОПТИМИЗМ И ЗДОРОВЬЕ -- ИССЛЕДОВАНИЕ В ГАРВАРДЕ В нескольких исследованиях изучалась связь между оптимистическим стилеммышления и здоровьем. Одно из них было проведено 35 лет назад в связи сисследованием развития взрослых и касалось группы здоровых и успешныхвыпускников 1942 -- 1944 годов. Сначала с помощью анкет был определен обычныйдля них уровень оптимизма и пессимизма. Через каждые пять лет эти людиподвергались тщательному медицинскому обследованию. Со временем их здоровьеухудшалось. Но, хотя в самом начале у всех было очень хорошее здоровье, стечением времени разбег между самым здоровым и наименее здоровым становилсявсе больше и больше. Из 99 человек 13 умерли, не достигнув 60 лет.Результаты оказались ясными и недвусмысленными. В целом, те исследуемые,которые с оптимизмом относились к неприятным событиям в свои 25 лет, позжеоказались более здоровыми (после 40 лет), чем те, кто проявлял пессимизм.Эти преимущества были особенно заметными в промежутке от 40 до 45 лет.Группа пессимистов показала заметное ухудшение здоровья, которое нельзя былообъяснить никакими другими изменениями. Эти результаты статистически достоверны: лишь 1 шанс из 1000 говорил отом, что они могут быть случайными. Связь между курением и развитием ракалегких статистически менее устойчивая.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И РАППОРТ

Взаимоотношения являются главным источником стресса в жизни большинствалюдей. Устойчивые хорошие взаимоотношения, вероятно, лучший способподдерживать здоровье и благополучие. Можно начать с установления хорошихвзаимоотношений с самим собой. Любое непонимание или конфликт, с которыми мысталкиваемся в отношениях с другими людьми, может также произойти внутринас. Насколько хорошо наши части уживаются друг с другом, настолько хорошиеотношения мы способны поддерживать. Раппорт -- уровень доверия, чувствительности и силы ответной реакции --является основой хороших взаимоотношений. Он строится путем подстройки накаждом логическом уровне. Раппорт с самим собой устанавливается, когда выподстраиваетесь к себе. Осознайте свои ощущения, обратите внимание на своетело и на свою внутреннюю обстановку. Давайте своему телу отдых, упражненияи питание, в которых оно нуждается. Осознайте то, что вы делаете и что моглибы сделать, не пытаясь сначала изменить это поведение.и способности.Осознайте свой убеждения и ценности, доверяя тому, во что вы решили верить исчитать важным для себя. Осознайте свою идентичность, что за личностью выявляетесь, но не в виде застывшего идола, a в виде изменяющегося иразвивающегося существа. Это поможет открыть путь в том направлении, котороевыше идентичности. Чтобы построить раппорт с другими людьми, подстраивайтесь к ним накаждом логическом уровне. Встаньте на защиту их идентичности, принимайте ихза тех, кто они есть на самом деде, а не теми, кем они должны быть по вашемумнению. Ведь так легко сделать из человека страшилище или идола, а затемобращаться с ним как с маской, а не человеком. Подстройтесь к их убеждениями ценностям. Вы не обязаны соглашаться с ними, достаточно их осознать. Затемподстройтесь к их способностям, отнеситесь с уважением к их способу мышленияи образу действий. Узнайте, какими умениями они владеют. Вы можетеприсоединиться к их поведению, используя подстройку к положению, движениямтела и к голосу с целью установления раппорта. Это -- область, глубокоизученная в НЛП и подробно описанная в других книгах по НЛП.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...