Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе

Содержание

Содержание деятельности и функции органов социальной работы

Особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе

Список литературы


Содержание деятельности и функции органов социальной работы

 

С 1992 г. в России начинает формироваться новая система социальной защиты населения как следствие перехода страны на путь демократических преобразований. Несмотря на столь короткий исторический период своего существования, система социальной защиты развивается, формируется ее структура, определяются ключевые направления деятельности. Система органов социальной работы в России функционирует в соответствии с социально-экономическими и духовно-идеологическими процессами в обществе, отражает их специфику и оказывает активное обратное влияние.

Известно, что суть и предназначение системы социальной защиты населения состоит в оказании поддержки и помощи различным группам населения и отдельным гражданам.

При этом органы социальной работы опираются и используют:

нормативно-правовые,

финансово-экономические,

социально-психологические,

социально-педагогические,

социально-медицинские,

организационно-управленческие,

технические,

другие государственные, общественные, частные и личностные ресурсы.

Институт социальной работы входит в общую систему социальной защиты населения и сам является сложной многоуровневой подсистемой, обладающей всеми признаками системы, к которым относятся цель, определяющая содержание и направления деятельности, структура как совокупность внешних и внутренних элементов, находящихся между собой в определенных отношениях, а также управление и соответствующие иерархические функции. Целью деятельности органов социальной защиты населения выступает реализация социальной политики государства, общественных и частных объединений, а также установление устойчивых и упорядоченных связей между уровнями организационно-управленческой системы, призванной обеспечивать граждан необходимыми жизненными благами, удовлетворять разнообразные потребности и интересы различных групп и слоев населения, развивать их ресурсный потенциал. Социальная работа в узком смысле слова проводится в той отрасли управления и теми органами и учреждениями, где реализуются права человека на достойные условия труда, быта, досуга, отдыха, занятости, социальной безопасности и т.п..

Содержательно социальную работу можно определить как особый вид профессиональной деятельности, связанной с оказанием комплексной и всесторонней помощи и поддержки нуждающимся группам населения и отдельным лицам. Направления социальной работы можно классифицировать по разным основаниям (например, по объекту, субъекту, сферам жизнедеятельности и т.п.). Об этом подробно говорилось при изучении дисциплин "Теория социальной работы" и "Технология социальной работы". Что касается организационной структуры института социальной защиты населения, то ее можно представить как устойчивую, упорядоченную связь и взаимодействие органов социальной работы и ее субъектов, которые создают условия для реализации оптимальной организации системы социальной защиты в соответствии с интересами и потребностями социально уязвимых групп населения и отдельных личностей.

Объективная необходимость создания организационной структуры органов социальной работы заключается в том, что без такой структуры невозможно целенаправленно и эффективно решать социальные проблемы человека. Основным назначением структурных органов социальной работы является осуществление полноценного существования человека через систему функционирования органов управления, которая предусматривает профессиональную компетентность ее работников. Для определения сущности и предназначения органов социальной работы необходимо выделить объекты и субъекты управления этого социального явления. Так, объектами управления в системе социальной защиты населения являются ее учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения, складывающиеся между людьми в процессе функционирования органов социальной работы. Субъектами управления в системе социальной защиты населения являются органы, непосредственно занимающиеся решением проблем социальной поддержки: министерства, комитеты, департаменты, трудовые коллективы, общественные организации и т.п. Человек является одновременно и объектом, и субъектом управления социальной работой. Что касается социального работника, то он является центральным звеном в системе социальной защиты населения.

В России сейчас складывается специфическая система социальной защиты населения, на формирование которой активное влияние оказывают все ветви власти, включая законодательную, исполнительную и судебную на всех уровнях: федерация (республика), субъект федерации (регион), муниципалитеты (города, поселки, поселения). Одной из проблем при этом выступает разделение и согласование деятельности этих ветвей власти. Законодательная власть на уровне РФ в лице Государственной думы и Совета Федерации принимает и утверждает федеральные законы, регулирующие вопросы социальной политики в целом и социальной работы и социальной защиты в частности. В составе Государственной думы имеются комитеты и комиссии по различным направлениям социальной политики. В РФ насчитывается 85 субъектов (регионов), которые занимаются решением социальных проблем на региональном уровне. Своеобразно формируют социальную политику и муниципальные образования, также имеющие в своей структуре законодательные органы. Исполнительные органы власти играют ведущую роль в системе социальной защиты населения. Именно они реализуют федеральные законы в области социальной политики и социальной работы. Так, на федеральном уровне трудно переоценить значение министерства труда и социальной защиты населения (бывшее министерство здравоохранения и социального развития, до этого - министерство труда и социального развития и ранее - министерство социальной защиты). Это главное (профильное) министерство, имеющее широкую разветвленную структуру органов социальной работы во всех регионах РФ.

Итак, мы видим, что социальная работа и социальная защита, определяемые социальной политикой государства разворачиваются на законодательном и исполнительном уровнях, которые, в свою очередь, осуществляются на федеральном и региональном (местном) уровнях жизнедеятельности. Эти высшие законодательные и исполнительные органы власти определяют и обеспечивают обязательные социальные гарантии населения во всех сферах жизнедеятельности.

Как уже отмечалось, особую роль в организации социальной защиты населения играют органы исполнительной власти и совершенствование их деятельности на всех уровнях социальной работы: республика (Федерация); регион (муниципалитет); трудовой коллектив; негосударственные (общественные, частные, благотворительные и другие организации).

Федеральный уровень представлен Министерством труда и социальной защиты РФ и соответствующими министерствами в республиках, входящих в состав РФ. Региональный уровень включает в себя органы социальной защиты краев, областей, автономных образований Москвы и Санкт-Петербурга, а также комитеты, управления, департаменты, отделы социальной защиты населения при администрации регионов и городов, а также местные городские, районные округа, префектуры, муниципалитеты по социальной защите населения и их организационные структуры. В трудовых коллективах имеются структуры по социальной защите интересов работников и оказанию им социальной помощи. Это прежде всего администрации, профсоюзы, женские, молодежные объединения и различные формы самоуправления. Негосударственные организации (общественные, благотворительные и др.) также оказывают необходимую помощь как своим членам, так и группам населения, интересы которых они выражают. Все эти организации имеют Уставы или Положения, на основании которых они действуют. Наиболее значимые из них - ветеранские, детские, молодежные, женские, инвалидов и др.

Структура органов социальной работы в России все еще формируется и сталкивается с рядом трудностей, связанных с несовершенством всего механизма государственного управления, нормативно-правовой базы (многие социальные законы приняты в 90-е годы ХХ в.), недостаточно четким взаимодействием друг с другом. Каждый структурный элемент органов системы социальной работы обладает определенными специфическими функциями. Напомним, что функции - это основные направления деятельности субъекта управления (элемент управления). В целом для органов социальной работы характерна опережающая, профилактическая роль обеспечения социальной безопасности различных слоев населения. Для профессионального социального работника функции представляют собой набор умений, навыков, действий определенной квалификации и компетенции.

Государство как главный социальный и политический институт общества выполняет функции обеспечения всех прав человека и прежде всего в социальной сфере. Смысл социальной политики заключается в обеспечении высокого уровня и качества жизни населения.

Функции Министерства труда и социальной защиты утверждаются Правительством РФ. В частности, оно разрабатывает основные положения по основам федеральной социальной политики для нуждающихся в государственной помощи; делает анализ и прогноз уровня жизни различных групп населения; готовит рекомендации для разработки федеральных и региональных социальных программ; разрабатывает социальные нормативы, необходимые для функционирования системы социальных учреждений. Кроме того, в ведении Министерства находятся такие важнейшие функции органов социальной работы, как организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями (до 2001 г.), социальное обслуживание населения, медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, подготовка законодательных актов по социальной защите населения, осуществление международного сотрудничества, организация помощи семье и детям и др.

Региональные органы социальной защиты действуют в соответствии с указаниями вышестоящих федеральных органов и обладают определенной самостоятельностью. Так, они имеют право использовать производственно-экономический потенциал регионов для решения социальных задач, организуют планово-управленческую деятельность, сочетая административные и самоуправленческие формы управления; осуществляют финансово-экономическую деятельность, включая финансирование региональных социальных программ; создают различные социальные фонды социальной помощи; используют решение экономических проблем для создания благоприятных условий проживания людей на вверенной им территории и т.п. На уровне регионов созданы соответствующие организационные структуры для решения основных задач социальной защиты населения. Основным социальным субъектом регионального уровня являются Министерства труда и социальной защиты и подведомственные им социальные учреждения. В трудовых коллективах осуществляются такие функции, как производственная, экономическая, политическая, управленческая, социальная, воспитательная и др. Социальная функция трудового коллектива заключается в создании и совершенствовании материальных и духовных условий жизни людей, прогрессивном развитии социальной структуры коллектива, улучшении внутри коллективных отношений, создании благоприятной морально-психологической обстановки, повышении уровня и качества социального обеспечения, медицинской помощи, улучшении жилищно-бытовых условий, укреплении семейной жизни, соблюдении принципа социальной справедливости. Трудовые коллективы развивают различные формы социальной защиты трудящихся, такие как коллективные договоры, социальное партнерство и др. При этом предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки - различные выплаты, льготы, компенсации, натуральная помощь, улучшение жилищных условий, корпоративные пенсии и др. В структуре трудовых коллективов имеются такие общественные организации, как профсоюзы, женские и молодежные объединения. Огромную роль играют администрации трудовых коллективов. Именно они осуществляют руководство и управление предприятиями, организациями, учреждениями, в том числе и социальной инфраструктуры. В настоящее время стали возрождаться отделы социального развития или социальной работы, которые берут на себя обязанности по социальной защите работников.

Негосударственные благотворительные организации социальной помощи населению выполняют разнообразные функции по оказанию социально-медицинской помощи престарелым, немощным, одиноким; социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья; правовой помощи социально нуждающимся слоям населения. Они также занимаются сбором подержанных предметов обихода и вещей у населения и последующим распределением их нуждающимся.

Особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе

 

Поскольку внутриведомственное взаимодействие органов социальной работы и учреждений социальной защиты на общем уровне уже рассматривалось в предыдущем вопросе, то сосредоточим внимание на межведомственном взаимодействии в области социальной работы и социальной защиты населения. Социальная работа и социальная защита являются сложными социальными явлениями и фокусируют в себе деятельность самых различных учреждений и организаций как государственной, так и общественной и частной принадлежности. Наверно, нет ни одного министерства или ведомства, которые бы не имели прямого или косвенного отношения к оказанию помощи группам людей или отдельным личностям. Однако совершенно справедливо говорить о тех структурах, которые в большей степени ориентированы на обслуживание человека. И это прежде всего Министерство образования и науки РФ, Министерство здравоохранения РФ, ведомства по делам молодежи. Именно с этими субъектами социальной помощи и поддержки наиболее широко и тесно взаимодействует Министерство труда и социальной защиты населения как на уровне Федерации, так и на уровне регионов и муниципальных образований.

Если взять образовательные учреждения, то здесь точками соприкосновения и активного взаимодействия с учреждениями социальной работы и социальной защиты населения выступают совместные действия по социальной поддержке детей, обучающихся, а также воспитателей, педагогов, родителей. Не случайно профессии "Социальная работа" и "Социальная педагогика" появились в России одновременно, и бывает очень трудно содержательно разделить эти направления.

Огромное совместное социальное пространство имеется и с органами здравоохранения. Вспомним, что до недавнего времени (2012 г.) в России было единое Министерство здравоохранения и социального развития. И хотя нынешнее разделение упомянутого министерства на два - собственно Министерство здравоохранения и труда РФ и Министерство социальной защиты населения РФ - представляется правильным и важным шагом, все же содержание и цели деятельности этих ведомств во многом совпадают, особенно там, где речь идет о реабилитации и терапии, которые, как известно, имеют и социальный характер. Социально-медицинская работа - одно из самых важных направлений социозащитной деятельности. Практически во всех центрах социального обслуживания населения имеются соответствующие отделения. Стационарные социальные учреждения (геронтологические центры, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические диспансеры, социально-реабилитационные центры и другие учреждения) имеют в качестве основополагающей социально-медицинскую направленность.

Теснейшее взаимодействие осуществляется и с молодежными учреждениями и организациями, так как молодежь как социально-демографическая группа и объект социальной работы находится под пристальным вниманием государства и общества. Молодежь - будущее любой страны, а в России молодежь является одной из самых социально уязвимых групп населения. В структуре учреждений и организаций социальной защиты населения видное место занимают центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для детей и подростков, дома-интернаты для умственно отсталых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди учреждений социальной и психологической помощи несовершеннолетним и молодежи наиболее распространенными являются центры социально-психологической поддержки молодежи, центры социальной помощи молодежи и подросткам, центры социальной адаптации детей и подростков, центры социальных услуг для молодежи, центры по работе с детьми и молодежью, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др. Даже по названиям трудно определить ведомственную принадлежность упомянутых учреждений, а по содержанию деятельности - просто невозможно, настолько оно схоже. Все это свидетельствует о том, что межведомственное взаимодействие активно развивается и совершенствуется, хотя имеется немало проблем и трудностей в этом процессе. Так, не удается пока оптимально сконцентрировать усилия на тех группах населения или отдельных клиентах, которые получают поддержку от нескольких субъектов одновременно. В результате деформируется важнейший принцип социальной работы - адресность. Зачастую отсутствуют координационные органы межведомственного взаимодействия, которые бы оптимизировали усилия всех субъектов оказания помощи определенным категориям населения. Недостаточное финансирование учреждений социальной сферы, в том числе и анализируемых нами министерств приводит к неполному выполнению планов, снижению мотивационного потенциала персонала, понижению социального статуса работников. Остается острой и кадровая проблема. Зачастую в сфере социального обслуживания работают специалисты, не имеющие базового социального образования, в частности, в области социальной работы, а средний возраст работающих довольно высокий. Одной из серьезных проблем остается проблема повышения квалификации и переподготовки кадров социальной сферы. В настоящее время образовательные учреждения высшего профессионального образования готовы осуществлять все виды повышения квалификации и переподготовки кадров по любой форме обучения, но этот процесс сдерживается нехваткой денежных средств у населения и достаточно высокой стоимостью обучения в ряде вузов. Существуют трудности взаимодействия с общественными, частными и благотворительными организациями, которые зачастую работают по своим достаточно узконаправленным планам и без согласования своих действий с официальными государственными структурами, в результате эффективность их деятельности заметно снижается. Требуют внимания и проблемы дальнейшего развития благотворительной, спонсорской, фандрейзинговой деятельности, которые в ряде стран Запада играют значительную роль в финансировании социальных учреждений и решении социальных проблем нуждающегося населения. Недостаточное взаимодействие существует и с крупными или средними корпорациями, где зачастую существуют серьезные меры социальной поддержки работников. Конечно, в любом случае это имеет положительный результат, но если бы такой опыт анализировался и обобщался органами социальной защиты населения, то он бы мог распространиться в виде определенных рекомендаций во всех регионах РФ. Это имеет особое значение в условиях, когда государство испытывает серьезные финансовые трудности и не может взять на себя всю социальную ответственность. В результате происходит ожидание, а в некоторых случаях предъявляются требования к работодателям, чтобы они принимали активное участие в решении социальных проблем населения.

Нельзя не сказать и о несовершенстве нормативно-правовой базы в области социальной работы и защиты населения. Подавляющее большинство федеральных и региональных законов были приняты в 90-е годы ХХ в., когда Россия делала лишь первые шаги на пути демократических преобразований. Отсюда многие законы и другие правовые документы в настоящее время требуют изменений и поправок. То же самое можно сказать и о региональном правовом регулировании социальной защиты населения. Требует своего совершенствования и проблема стандартизации, квалиметрии, нормирования социальных услуг, их упорядочения и систематизации. Применение устаревших или научно необоснованных норм, показателей, критериев приводит к снижению качества всей социо-защитной деятельности, а значит, и уровня и качества жизни населения.

Материально-техническая база многих социальных учреждений не соответствует современным требованиям. Отсюда всевозможные чрезвычайные ситуации и происшествия (пожары, наводнение, отсутствие электроснабжения и т.п.). Все эти и другие факторы и создают ту своеобразную специфическую картину функционирования российских учреждений социальной работы и социальной защиты и характеризуют особенности их деятельности вообще и, в частности, внутриведомственного и межведомственного взаимодействия.

социальная работа орган россия


Список литературы

 

1.  Ляшенко, А.И. Организация и управление социальной работой в России: учеб. пособие / А.И. Ляшенко. - М.: Наука, 1995. - 74 с.

2. Организация социальной работы с различными группами населения и в различных сферах жизнедеятельности: метод. указания к семинарским занятиям / сост.В.А. Филатов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - 39 с.

3. Основы социальной работы: учебник / отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 368 с.

4. Савинов, А.Н. Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособие / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. - М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. - 193 с.

5. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред.Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 427 с.

6. Теория и методика социальной работы: учеб. пособие / под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Союз, 1994. - Ч.1. - 339 с.

7. Технологии социальной работы / под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Союз, 1998. - 273 с.

8. Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 192 с.

9. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...