Слова, называющие признаки
Как выглядят гномики? Какие они? Найди каждому гномику свой домик.
Круглый, квадратный, треугольный, красный, жёлтый, синий, грустный, сердитый, весёлый — это слова, называющие признаки предмета.
Какое? Какая? Какой? Какие?
|
Составь загадки о лисе
и о солнце, используя слова,
называющие признаки.
Послушай слова. Назови лишнее слово. Высокий, широкий, (дом), большой. Прыгать, (добрый), бежать, спать.
|
ЗВУКИ
Как в лесу:
— змея шипит?
— ежик фыркает?
— волк воет?
— комар звенит?
— жук жужжит?
— дятел долбит?
Ты произносил звуки.
«Умная» машина сигналит пешеходам первым звуком их названия. Волку — звуком [в], мышке — звуком [м] и т. д. Как сигналит машина этим пешеходам?
|
Какой последний звук в слове съел Дракоша? По двору ходил пету..., индю..., бара..., ко....
|
■м
Произнеси звук [У]: протяжно,
отрывисто.
|
Рассмотри картинку. Назови слова со звуком [У].
Кто где живет?
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Добавь У к словам, называющим действия. Как изменилось значение слов?
Накорми животных. Кому что?
Рассмотри картинки. Подбери слова к схемам.
|
Это гном. У него в руках колпачок. У него корзинка.
Его зовут «У».
Прочитай предложения по схемам.
Маленькое слово «У» — предлог, стоит отдельно от других слов.
Отгадай ребусы.
Произнеси звук [а] с усилением и ослаблением голоса.
|
Как собака лает? Гусь гогочет? Лягушка квакает? Выдели голосом звук [а].
|
Рассмотри картинку. Назови слова со звуком [а].
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Кого лечил Доктор Айболит? Выдели голосом последний звук.
Папа:
пел
рубил
сидел
читал
будил
мыл
готовил
|
Объясни значения слов «акварель», «аквариум», «аллея», «Африка». Закончи предложения этими словами.
|
Папа купил много рыбок для нашего Зебры, жирафы, страусы живут в...
|
Картина нарисована.... Дети гуляют по садовой..
|
звук [а]
Назови слова со звуком [а].
— Что везешь, Автомашина?
— Всё, что есть на букву А. Вот
арбузы, апельсины, абрикосы и айва.
|
Какие овощи заяц положит в корзину?
|
Назови картинки. Обозначь место звука [а] в схемах слов.
|
Что деляют дети на картинках? Составь предложение по каждой картинке,
соединяя действия детей маленьким словом «а». Прочитай предложения
по схемам.
БУКВЫ А, а
Реши кроссворд.
Имя.
Птица.
Хищная рыба.
Отгадай ребус.
Сколько здесь букв А?
Какие звуки произносят дети?
|
Произнеси звуки по схеме:
|
Дети по лугу гуляли И картинки собирали. 1—2—3 — и ты собери! Мальчику — со звуком [а]. Девочке — со звуком [у].
Помоги ребятам. Назови сначала картинки со звуком [а], а затем картинки со звуком [у].
|
Что везут машины? Определи по схеме.
|
Произнеси звук [о], изображая радость, удивление, страх, грусть, как эти гномики.
|
Рассмотри картинку. Найди слова со звуком [о].
ЗВУК [О]
Ослик очень огорчен: Со звуком «О» он не знаком. Кто же ослику поможет — Овощи в ведро положит? Помнить надо вам одно — Овощи со звуком «О».
|
Рассмотри
картинку. Назови
овощи со звуком [о].
|
Послушай, запомни, повтори по три звука.
аоу уоа оуа оау
Обозначь в схемах слов место звука [о].
Подними и опусти по ступенькам звук [о], повышая и понижая голос.
|
В автобусе едут дети. Как их зовут?
БУКВЫ О, о
Прочитай ряды букв громко, тихо, шепотом.
А о у о у о
У о а у о у
А у о о а о
Отгадай ребусы.
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
«Упрямое» слово «пальто».
Этот гном мечтает о конфетах, о подарках, о....
Его зовут О.
Почему его так зовут?
|
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Кот Тимошка видел сон.
Но о чем? Не помнит он!
Может, о мышатах?
Может, о котятах?
Может, о ребятах?
Или лягушатах?
Сон Тимошка свой забыл
И немножко загрустил.
Кто приснился Тимошке?
О ком был Тимошкин сон?
О ком заботятся дети? Составь предложение по схеме.
Маленькое слово О — предлог, стоит отдельно от других слов.
Произнеси звук [и] с усилением и ослаблением голоса.
|
Рассмотри картинку «День рождения у Иры». Назови слова со звуком [и].
|
Назови имена друзей Винни-Пуха за звуком [и].
|
Назови картинки. Обозначь место звука [и] в схемах слов.
|
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Назови животных. Чьи это уши? Проведи от них «дорожки» к животным.
|
Назови картинки. Составь из них пары.
|
Объясни значения слова «кисть». Составь предложения с этим словом.
|
На каком этаже дома «живёт» каждый из этих предметов?
Лошадь ржет:
— И-и-и!
Осёл кричит:
— Иа! Иа!
|
Прочитай шепотом, тихо, громко.
а о у и о у и а у о а и и о у а
|
БУКВЫ И, и
Кто это? Составь предложения по схемам.
По каждой паре картинок составь предложение с маленьким словом «И».
Эдик сказал с сожалением: — Э-э-э...
|
Произнеси звук [э] с усилением и ослаблением голоса.
|
Помоги Эдику найти слова со звуком [э].
|
В каком домике живут слова «эму», «поэт»?
|
Какие два слова соединились?
|
Подними букву Э по этажам, изменяя высоту и силу голоса.
|
Произнеси звук [Ы] с усилением и ослаблением голоса.
|
Рассмотри картинку «Мышиная семья». Назови слова со звуком [Ы].
|
Разложи продукты в корзины. Смотри на схемы слов.
|
Один — много.
Какой звук ты слышишь в конце слов, называющих много предметов?
Доскажи словечко. На берегу растет сосна, А рядом с нею.... Горит прекрасная звезда, А рядом с нею.... Стал красным-красным помидор, А рядом....
Вот гном один, вот гном второй, А вместе это....
|
Подбери к каждому слову картинку. Соедини их линиями.
спелые
длинный
душистое
дырявая
Сосчитай
тыквы.
— Ты худой, а я толстяк.
— Ешь поменьше натощак.
Г. Виеру
|
Пройди по «горам». Следи за высотой звука.
|
Прочитай на одном выдохе.
|
Впиши букву Ы в схемы слов.
|
Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву Ы.
Е. Благинина
Назови грибы. Какие грибы соберет
буква Ы?
|
Перекличка,
пы — пи выть —...
ты —... ныть —...
мы —... быть —...
|
Запомни и повтори, ви - ви - вы пы - пи - пы ти - ты - ти
|
Лошадка и медведь ждут гостей.
Кто пойдет к лошадке, а кто — к медведю (проведи линии)? Назови диких животных, домашних животных.
|
Вставь в схемы слов буквы И или Ы.
|
Помоги Винни-Пуху добраться до бочки с мёдом.
|
Прочитай (спой) песенки гласных звуков вместе с Винни-Пухом.
|
Винни-Пух пошел в гости к друзьям. Отгадай, кто на каком этаже живет.
|
Винни-Пух попал под буквенный
дождь. В какую схему слова
упадет каждая капля?
|
Какие буквы
Винни-Пух увидел
в траве?
|
Папа произносит имена детей по частям — слогам.
|
Дятел -телеграфист.
Передай по телеграфу слова — названия картинок, отстукивая количество слогов. Посчитай, сколько слогов в каждом слове.
|
Назови животных. Найди слово из одного слога, из двух, из трех слогов.
|
Посмотри, как обозначаются слоги в схеме слова.
|
Послушай стих.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла. чеслук и репуста.
Н. Кончаловская
Что хотел вырастить садовод? Определи количество слогов в названиях овощей.
Проведи «дорожки» от картинок к схемам слов.
|
Это Вова, Наташа, Ира.
Рассмотри схемы слов —
имён детей.
Сколько гласных звуков
в каждом слове
и сколько слогов?
|
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Федора идёт по лесу и зовёт свою посуду. Позови посуду и ты.
Какой гласный звук в каждом слове звучит сильнее и дольше?
В каждом слове есть ударный слог,
в котором гласный звук произносится с силой и длительно.
Ударный слог,
Ударный слог —
Он назван так недаром...
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,
И ЧЁТко речь моя звуЧИТ.
А. Шибаев
Посмотри, как обозначается ударение в схемах слов.
|
Скачет сито по полям, А корыто по лугам.
К. Чуковский
|
Поставь знак ударения на плиты, по которым гном стукнет сильнее.
|
Сравни
произношение
слов.
|
Ударение помогает различить слова.
|
Гномик идёт по слоговой дорожке, выложенной плитами. Постукивая
каблучками, он приговаривает:
Рассмотри картинку «Корова на лугу». Назови слова со звуком [м].
|
Определи место звука [м] в каждом слове.
|
Подружи звук [м] с гласными звуками.
|
Корова мычит: — М-м-м! А телёнок: — Мь-мь-мь!
|
Назови продукты питания.Из чего они приготовлены? Гному Муку нужны
|
продукты со звуком [м], а Мйку — со звуком [м'].
|
Помоги гномам подобрать продукты к этим схемам.
|
Подружи звуки [м], [м'] с гласными звуками.
|
Прочитай схемы со звуками [м], [м'].
|
Взявшись за руки, Мы встали. И на М похожи Стали.
В. Степанов
|
Подружи букву М с гласными
буквами. Подбери
к составленным слогам
картинки.
|
Прочитай слова и составь предложения по картинкам.
Вьюга воет:
— В-в-в!
— Вь-вь-вь!
|
Соедини звуки [в], [в']
с гласными. Прочитай слоги.
|
Рассмотри картинку «Ну погоди!». Назови слова со звуками [в], [в'].
Определи место звуков [в], [в'] в словах. Что неправильно нарисовал художник?
Используя картинку,
подбери рифму к словам
«корона», «слон», «полк», «боровик», «дрова».
|
Отгадай загадки. Соедини слово-отгадку со схемой слова.
|
1. Не сеют, не сажают — Сами вырастают.
2. Хохотун Егорка
Взялся за уборку.
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся — чистый пол.
3. Кто приходит, кто уходит — Все её за ручку водят.
4. Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает.
|
воду возит —... хлеб возит —...
|
лес возит —...
панели возит —...
|
Прочитай слоги. Кого встретил Винни-Пух, гуляя по дорожке?
Составь предложения с этими словами.
Зачеркни по две одинаковые буквы. Прочитай слово из оставшихся букв.
|
На каком этаже живёт волк? Сова? Пьют квас?
|
Этот гном любит прятаться в бочку, в корзинку, в коробку. Его зовут В.
Где сидит гном? Почему его так зовут?
|
Заяц в городе.
Куда пойдет заяц?
|
Маленькое слово В — предлог, стоит отдельно от других слов.
|
Составь предложения по схемам. Прочитай рассказ. Придумай название рассказу.
|
Царевна Несмеяна ноет:
— Н-н-н!
— Нь-нь-нь!
Рассмотри картинку «Царевна Несмеяна». Назови слова
|
со звуками [н], [н'] в начале, в середине, в конце слова.
|
Произнеси отчётливо. Найди слова со звуками.[н], [н'].
|
Нам не нужны такие шутки. Кто ночью срезал незабудки? На грядке отпечатки ног. Наверно, это — носорог.
Г. Сапгир
|
Используя картинки, догадайся, что скажет Царевна Несмеяна. Соедини линиями каждую схему с соответствующей картинкой.
|
Я несу.... Я надену.... Я нарисую....
|
Подружи гласные звуки со звуком [н].
|
Прочитай по схемам слоги со звуками [н], [н']. Повтори чистоговорки отчётливо.
|
ни, ни, ни — грусть, тоску гони.
на, на, на — светит нам луна.
но, но, но — там идёт кино.
ну, ну, ну — ждут тебя одну.
ны, ны, ны — смех и радость нам нужны.
|
Образуй слоги с буквой Н. Назови слова с этими слогами.
|
Поставь неваляшек по росту. Прочитай имя девочки.
|
Гном любит сидеть на пеньке, на скамейке, на диване. Его зовут На.
|
Маленькое слово На — предлог, стоит отдельно от других
слов.
|
Летит пчёлка на лужок, Чтоб насобирать медок. Села на ромашку, А потом на кашку, А затем на василёк. Вот уже готов медок!
|
Сакие цветы росли на лугу? Куда села пчёлка?
|
Что где растёт?
Соедини линиями подходящие картинки верхней и нижней строчек. Составь предложения с маленьким словом (предлогом) «на».
|
Прочитай предложения, вставляя слова, называющие действия.
|
Тесто пыхтит:
— П-п-п!
— Пь-пь-пь!
|
Рассмотри картинку «На кухне». Назови слова со звуками [п], [гГ]. Определи место звуков [п], [п'] в словах.
|
Догадайся по схемам слогов, что приготовил Петя.
|
Произнеси отчётливо:
Петя пробует компот, с повидлом пироги печёт.
|
С какого звука — [П] или [П] — начинаются названия профессий?
|
«Упрямое» слово «пианино».
Куда спряталась кошка?
Где стоит ваза?
К чему подходит щенок?
|
Мальчик пускает мыльные
пузыри. Какие слоги у него
получились?
|
Какое слово спрятал попугай?
|
Этот гном любит ходить по бревну, по мосту, по.... Его зовут По. Почему его так зовут?
Составь предложения по схеме.
|
Маленькое слово По — предлог, стоит отдельно от других слов.
|
Помоги Пете
добраться до дома,
используя предлог по.
|
Прочитай предложения. Вставь слова, называющие действия.
|
Вот колеса застучали: — Т-т-т! В путь-дорогу нас позвали:
— Ть-ть-ть!
|
Проведи линии:
погрузи в синий
самолет одежду и
обувь со звуком [т],
а в зеленый — со
звуком [т'].
|
Рассмотри картинку «На улице». Назови слова со звуками [т], [т'] вначале,
в середине, в конце слова.
|
В доме Тома находятся
предметы со звуком [т],
а в доме Тима —
со звуком [т'].
Назови эти предметы.
|
Запомни пословицы. Назови слова со звуками [т] и [т']. Труд кормит, а лень портит. Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.
Подбери схемы к словам «Том» и «Тим».
|
Мама и пять ее детенышей.
Назови картины, выделяя голосом звуки [т], [т'].
|
подлетел —... подошёл —... подплыл —...
|
Дополни до целого слова. ТЭН...
Прочитай.
|
Подружи букву Т с гласными буквами.
|
Кто Ната?
Это Ната. У Наты ноты. Ната_______ на пи-а-ни-но.
|
ш
ББК81.2Рус-922
Ц85
Цуканова СП., БетцЛ.Л.
Ц85 Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Альбом 1 для индивидуальной работы / СП. Цуканова,
Л.Л. Бетц. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 64 с.
15ВЫ 5-296-00694-1
Пособие содержит разносторонний тренировочный материал по формированию у детей
фонематической стороны речи, знакомит с основными грамматическими закономерностя-
ми русского языка, расширяет и обогащает словарь, способствует профилактике возмож-
ных расстройств письменной речи, помогает ребенку успешно овладеть грамотой.
Пособие сопровождается методическими рекомендациями, в которых представлены за-
дачи обучения, перспективное планирование коррекционной работы, конспекты фронталь-
ных логопедических занятий.
Предлагаемые на занятиях игровые и тренировочные упражнения могут быть использо-
ваны при работе с широкой детской аудиторией: с детьми 4-6 лет, имеющими нормальное
речевое развитие, и с детьми-логопатами.
Пособие предлагается логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреж-
дений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.
ББК81.2Рус-922
Рецензенты: Т. П. Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психопа-
тологии и логопедии Института специального образования УрГПУ.
О. Р. Ворошнина, кандидат психологических наук, заведующая кафед-
рой специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ
Издатель —А.П. Казаков
Редактор — Н.Е. Ильякова
Художник — Е.В. Мазур
Обложка— Д.Р. Кудряков
Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
Тел./ факс: (495) 264-27-73. Е-таМ: дпот_1одореа'@пе«таП.ги
Подписано в печать 26.08.2006. Печать офсетная. Объем 4 п.л.
Формат 84x108/16. Тираж 10 000 экз. Заказ № 1773.
Отпечатано по заказу ООО Агентство «Социальный проект» с готовых диапозитивов
в ОАО «Московская типография № 2». 129085, Москва, Проспект Мира, 105. Тел.: (495) 682-24-91.
©БетцЛ.Л., Цуканова СП., 2006
15ВЫ 5-296-00694-1 © Оформление. Издательство ГНОМ и Д, 2006
Воспользуйтесь поиском по сайту: