Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школьный музей в системе историко-патриотического воспитания детей и молодёжи




 

Министерство образования России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. Рекомендуется создание музеев образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней, поскольку педагогический и памятникоохранительный аспекты организации и функционирования музеев занимают важнейшую сторону деятельности образовательных учреждений при осуществлении необходимого взаимодействия с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами и другими организациями. [10]

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение, активность деятельности.

В Законе РФ "Об образовании" определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В законе отмечается, что содержания образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование адекватный мировому уровню общей культуры, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. [10]

Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности школы занимает школьный музей. Под школьным музеем мы понимаем не просто музейные экспедиции или выставки в стенах школы, а многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах и экспедициях, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч. Музей, его экспонаты активно используются в работе образовательных учреждений: на уроках, на факультативных и кружковых занятиях, в организации дополнительного образования и др.

Вопрос о роли и месте школьных музеев в системе историко-патриотического воспитания детей и молодёжи всегда актуален. Основными хранителями исторической памяти о прошлом являются конкретные люди. Это память передается из поколения в поколение как историческое знание не только из уст в уста, но и в фотодокументах, письмах, различных печатных изданиях далеких исторических времен. [10]

Одна из важных задач школьного музея - вовлечение учащихся, ветеранов, старожилов города или села, представителей общественных организаций в постоянный процесс сбора и систематизации фондов музея.

Система работы по историко-патриотическому воспитанию населения, в частности, молодого поколения, в условиях малых городов и сельских поселениях осуществляется по следующим направлениям: создание школьных музеев, историческое краеведение, правовое воспитание, туризм, литературное краеведение. Все эти направления входят в программу "Мы - патриоты". Выполнение программы "Мы патриоты" позволяет значительно расширить и углубить знания и представления молодого поколения о родном крае, людях своей исторической родины, истории русских деревень, истории народных традиций, обрядов, обычаев; жизни великих людей, живших или посещавших наши края, позволит учащимся приобщиться к культуре и быту своего народа. [10]

Задачи программы "Мы - патриоты России".

. создание системы гражданско-патриотического воспитания;

. обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

. вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

. формирование образа выпускника - социально значимой личности.

Музейная деятельность в условиях малых городов и сельских поселений основывается на историческом краеведении, в которое вовлекаются педагоги школ, специалисты учреждений дополнительного образования. [10]

Задачи исторического краеведения:

. Изучение истории родного края с момента образование до сегодняшнего дня.

. Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков.

К формам и методам работы школьных музеев по историко-патриотическому воспитанию детей и молодежи относятся:

Уроки мужества, Вахты Памяти, Уроки истории, обществознания, кинопросмотры, сбор и изучение архивных исторических документов; создание фотолетописи военных событий с участием жителей своего края, подготовка бесед, экскурсий, экспозиций школьного музея.

В результате исследовательской деятельности педагогов-историков, географов, воспитателей в школьных музеях музейные экспозиции пополнятся исследовательскими материалами, подлинными документами, фотографиями, архивными данными; пополняется краеведческим материалом для урочной и внеурочной работы; на страницах газеты "Голос глубинки" печатаются очерки, интервью, воспоминания участников и свидетелей исторических событий; ежегодно проходят школьные и районные конференции исследователей родного края; [10]

Программа "Мы патриоты" позволяет детям собрать богатый материал по истории родного края, села, школы, открыть новые экспозиции в школьных музеях, уголках, продолжить сбор информации о героях Великой Отечественной войны, их подвигах, о местных краеведах, а также создать оптимальные условия для развития творческих интересов детей и подростков и включения их в военно-патриотическую, историко-краеведческую и иную активную деятельность. [10]

Краеведческий музей муниципального бюджетного образовательного учреждения (школьный музей) часто служит местом родительских собраний, учительских совещаний и общественных мероприятий. На всех подобных мероприятиях всегда звучит просьба о сборе экспонатов. Экспонаты приносят ученики, их родители и учителя. В музее проходят уроки истории и истории культуры, проводятся экскурсии по согласованному графику. Так, в рамках Месячника по военно-патриотическому воспитанию проводятся экскурсии: "Они защищали Родину", посвященные памяти участников Великой Отечественной войны и участников локальных войн. В частности, памяти бывших выпускников школы, погибших в горячих точках.

Кроме обычных уроков в музее часто проводятся циклы историческихуроков - игр: "Колесо истории", "Счастливый случай", "Умники и умницы". В этих мероприятиях широко используется краеведческий материал.

Многие учащиеся школы становятся экскурсоводами и получают практику общения с людьми. Они отлично знают историю родного края. Работа в музее приобщает их к исследовательской работе, делает их общественно-активными людьми. Экскурсоводы - старшеклассники в музее всегда самостоятельно могут провести экскурсию на любом уровне. Члены объединения "Активисты школьного музея" принимают участие в работе Малой Академии Научного Общества учащихся школы, где проходит презентация исследовательских работ для участия на районной конференции "Дорогами Отечества". [10]

Школьный музей имеет концепцию своего развития. Для успешного функционирования периодически проводится актуализация отдельных экспонатов, разделов и экспозиций. Музей тесно взаимодействует со многими организациями и учреждениями. Школьные музеи, вне всякого сомнения занимают главенствующее положение в формировании патриотизма детей и молодежи нашей страны.

На занятиях кружкового объединения "Активисты школьного музея", на уроках истории поднимаются вопросы о гражданском, патриотическом, правовом воспитании молодежи, о проблемах страны, республики, семьи, молодого поколения. Показательны в этом плане организация и проведение Уроков мужества. Так был проведен Урок мужества "Солдат не выбирают…", посвященный памятным событиям Российской истории. Такие мероприятия формируют у ребят чувство патриотизма, воспитывают уважение к истории родного края, традициям школы, готовность к выполнению гражданских обязанностей. Из всех проводимых мероприятий самую сильную эмоциональную окраску и воспитательную силу несут в себе мероприятия, так или иначе связанные с войной и встречами с ветеранами.

С каждым годом ряды фронтовиков редеют, а значит, пока живет поколение очевидцев тех событий, нужно использовать этот шанс - живое общение ветеранов с молодежью. И школьный музей открывает свои двери… [10]

Одна из важнейших задач работы школьного музея - организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами локальных войн, тружеников тыла. Через Уроки мужества пришло понимание того, что нужно опекать ветеранов, а встречи с ними записывать и снимать на видео, чтобы их рассказы о войне и они сами остались в памяти будущих поколений. Учебники истории оставляют много "белых" пятен о героизме и просто спорных моментов по военному периоду истории. Не менее важной задачей является трансляция исторической памяти от поколения фронтовиков последующим поколениям защитников Родины, ответственных за судьбу страны. Отсюда исходит решение еще одной задачи - формирование чувства долга перед ветеранами и уважения к их поколению. Для этого обучающиеся школы активно принимают участие в операции "Ветеран", "Тимуровец", "Забота". [10]

Патриотическое воспитание способствует развитию социально-значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе воспитания и обучения как на занятиях в кружковом объединении "Активисты школьного музея", так и при посещении музея.

Каждый год в школе проводится День памяти. Обучающиеся проводят торжественные сборы, несут Вахту памяти, проводят минуту молчания, встречаются с родителями героев, погибших в "горячих точках". На здании школы имеется мемориальная доска, в школьном музее - стенд "Я убит на Чеченской войне…", посвященный героям. С вновь с прибывшими обучающимся в первый, пятый, десятый классы проводится Урок мужества. Именно они способствуют воспитанию уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознанию необходимости увековечения памяти павших героев. Дань памяти формирует гражданственность, патриотизм, нравственные качества: гуманизм, мужество, коллективизм, взаимовыручку, ответственность. Воспитывается любовь к Родине, родным местам, готовность служить интересам Родины, участвовать в деятельности на благо Отечества. Подобные мероприятия способствуют социализации личности, т.е. ее становлению, усвоению культурных норм, достойных образцов поведения. [10]

Растить патриотов в наше время непросто. Среди наиболее действенных средств подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания ее в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают уроки мужества, проведенные в школьном музее. Использование новых информационных технологий в ходе этих уроков позволяет вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах учащихся, формировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Таким образом, в настоящее время музей как социокультурный институт предлагает более широкий спектр форм и методов патриотического воспитания населения, что расширяет возможности общества по направленному воздействию на молодого человека с точки зрения становления личности. [10]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...