Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанна де Зальцман – Реальность Бытия. Четвертый Путь Гурджиева

www.e-puzzle.ru

"Реальность Бытия" предлагает исследование уникального учения о Самопознании, которое сам Г.И.Гурджиев определял как "Четвертый Путь". Гурджиевское учение в книге Жанны де Зальцман отличается особенной простотой изложения на фоне поразительной глубины и поэтичности, понятной даже тем читателям, которые не знакомы с работами Г.И.Гурджиева. Свет, которым проникнута эта работа, освещает очень важную веху не только в развитии учения Г.И.Гурджиева, но и в истории всего духовного поиска на Западе. Книга написана на основе записей, хранившихся у Жанны де Зальцман - ближайшей последовательницы Г.И.Гурджиева, остававшейся рядом с ним до его смерти. Она предлагает новый взгляд на его духовное учение - путь гнозиса, или "познания бытия", истоки которого находятся в глубокой древности. Это полный и глубокий обзор идей великого учителя, его методов для освобождения себя от состояния "сна наяву", в котором большинство из нас проживает всю свою жизнь.

 

 

 

Когда я встретила Георгия Ивановича Гурджиева, мне было 30 лет, жила в горной местности Кавказа, тогда еще юге России. В то время у меня были глубокая необходимость понять смысл жизни и разочарования в объяснениях, которые мне казались теоретическими и не очень полезными. Первое впечатление о Гурджиеве было сильным, незабываемым. Такого проявления я никогда прежде не встречала: его интеллект, сила были иными, необычные интеллектуальные умственные способности, а видение заключало в себе способность видеть все. Он был и добрым и очень, очень требовательным. Ты чувствовал, что он видит тебя, и показывает, кто ты есть таким образом, что не забудешь этого всю свою жизнь.

Было невозможно знать Гурджиева. Впечатление, которое он оставлял о себе, никогда не было одинаковым. С одними людьми, которые его не знали, он играл роль духовного мастера, ведя себя так, как они ожидали, после чего позволяя им уйти. Но если он видел, что они ищут что-то высшее, он мог пригласить на ужин, поднять интересные темы, развлекать, заставлять смеяться. Это поведение казалось более спонтанным, более «свободным». Но было ли оно свободнее или это только так казалось, поскольку он преднамеренно так выглядел? Ты мог думать, что знаешь Гурджиева очень хорошо, но тогда он вел себя совершенно противоположно и ты видел, что не знаешь его вовсе. Он был как неотразимая сила, не зависящая ни от одной формы, но постоянно дающая жизнь формам.

Гурджиев принес знание осознанности, науку, которая показывала, чем мы являемся и каков наш потенциал, что необходимо развить. Это настоящее понимание энергий в нас, их взаимоотношений внутри нас и со всем окружающим. Он пришел принести учение, показать путь к осознанности. Что есть «путь»? И что есть обучение пути?

Эзотерическое знание – наука об отношении человека с Богом и Вселенной. Передача требует взаимодействия с другими, - так называемыми «школами» - поскольку определенные энергии могут вырабатываться в условиях, когда люди работают вместе. Школы могут отличаться в своих знаниях и подходах – их пути - но у них одна общая цель: видеть реальность. Знания передается теоретически и через непосредственный опыт, приобретаемый в переживании разыгрываемых жизненных ситуаций, которые соответствуют особому пути школы. Это формирует внутреннее отношение, связь, без которых было бы невозможно жить в двух мирах разного уровня в одно и тоже время.

Учение Гурджиева обращается к современникам, неспособным распознать истину, раскрываемую в различных формах с ранних времен, к тем у кого глубокое чувство неудовлетворенности, кто чувствует себя изолированным и незначимым. Но как пробудить интеллект, способный отличить реальность от иллюзии?

Согласно Гурджиеву, правду можно постичь, только если все части, из которых состоит человек – ум, чувства и тело – объединены единой силой, которая определенным образом присуща каждой из них. Иначе, развитие будет неизбежно однобоким, и рано или поздно, остановится. Без действенного понимания этих принципов, вся работа над собой определенно отклонится от цели. Необходимые условия будут неправильно поняты, и появится механическое повторение форм, усилий, которые никогда не выйдут за довольно посредственный уровень.

Гурджиев знал, как использовать каждое обстоятельство жизни, чтобы люди ощущали истину. Я видела его в работе, внимательным к возможностям понимания в его различных группах и к субъективным трудностям каждого ученика. Я видела его умышленно акцентирующего внимание на одном аспекте знания, затем на другом аспекте, в соответствии с тщательно разработанным планом. Порой он работал с мышлением, стимулируя интеллект и открывая целиком новое видение; порой с чувствами, требуя отбросить все искусственное в пользу безотлагательной и полной искренности; порой с пробуждением, позволяя двигаться телу, свободно отвечавшему тому, чему его просили служить.

Это был путь, который не изолировал его учеников от жизни, но внедрялся в жизнь, путь, который брал во внимание и да и нет, оппозиции, все противоречащие силы, путь, который давал понимание необходимости борьбы, чтобы подняться над битвой и в тоже время участвовать в ней. Каждый стоял у порога, который нужно было перейти, и впервые чувствовал необходимость полной искренности. Переход мог казаться трудным, но то, что было оставлено позади, было не более чем старой привязанностью. Перед возникновением определенных колебаний в человеке, Гурджиев создавал такое представление о себе, которое являлось необходимым и давалось для того, чтобы ошибочно не свернуть. Это не было изучением доктрины, знание воплощалось в действии - действии Мастера. В Присутствии Гурджиева, и благодаря его Присутствию, каждый знал момент истины и был готов пожертвовать всем для него. Это было как чудо. Это было чудом. Это было чудо – какая-то сила высшего измерения.

Что Гурджиев принес нам – возможность приблизится к более высокому уровню бытия. Своими словами, отношением, которое он установил с нами, только благодаря его Присутствию, он заставлял нас чувствовать человеческие качества, которые пробуждали в нас желание следовать в этом направлении. Он привлекал нас к нему, к другому уровню. И в тоже время он заставлял нас ужасно страдать, давая нам видеть наше настоящее положение, то, где мы действительно находились. В большинстве своем, непонимание и несогласие с Гурджиевскими методами и поведением, появились из-за того, что он работал в одно и тоже время с нашими разными природами.

С одной стороны, Гурджиев работал над нашей сущностью. Он слушал нашу внутреннюю потребность с неутолимым терпением и добротой, которые причиняли боль, потому что мы всегда ощущали себя ничтожными. Он проявлял интерес к нашим слабостям. Он давал практическую помощь сделать следующий шаг. С невероятной точностью он определял конкретное внутреннее действие, которое каждый должен был выполнить в определенный момент, чтобы освободить себя от дальнейшего автоматизма. Тут не было никогда со стороны Гурджиева ни действия, ни давления. Это был настоящий подарок свыше, оставляющий впечатление любви и сострадания к человеческой природе. Он давал нам чувствовать свои возможности, наш потенциал, надежду увидеть, как они растут.

С другой стороны, Гурджиев работал над нашей механичностью неустанным способом – постоянное давление, все больше и больше требований, ставя нас в ужасные ситуации, шокируя различными способами. Он не только не привлекал нас, но подводя нас к крайним пределам, заставлял сопротивляться ему, действовать против него. И он делал это без милосердия. Своим Присутствием он обязывал нас прийти к решению, знать чего мы хотим. Можно было всегда отказаться и уйти.

Гурджиев был величественным. Первый способ работы над нашей сущностью, был за пределами внешнего мира, целиком сосредоточившись на внутренней работе. Второй, над нашей механичностью, был в самой жизни. С одной стороны он призывал нас, с другой отталкивал, показывая нам рабство наших привычек. Мало у кого был шанс выдержать обе стороны. И все же невозможно понять методы работы Гурджиева или его поведение без получения материала обеих аспектов его работы.

Без Гурджиева, Мастера, у нас не было бы возможности работать в тех особенных условиях. И его обучение заключается в развитии нашего внутреннего бытия. Для этого, мы должны понять учение и подчиниться его принципам. И это мы не можем делать в одиночку. Мы ни к чему не можем прийти в одиночку. Наш путь - жить этими идеями, чтобы понять их, и передавать учение другим в той степени, в которой мы можем жить согласно ему. Сеять идеи, которые не прожиты – сеять пустые идеи. Гурджиев оставил нам не только слова и идеи для передачи, но определенную жизнь, которую надо прожить, спектакль, который надо играть с окружающими, без чего работа напоминала бы воображение.

Поэтому на нас лежит ответственность. Идеи, принесенные Гурджиевым - часть науки, которую мы должны хорошо знать. Но одних идей недостаточно. Если не жить всеми частями себя, я останусь такой как я есть – пассивной и полностью в распоряжении внешних сил. На космической шкале, человек играет важную роль на земле. Без него, определенные силы не могли бы действовать, и не могло бы поддерживаться равновесие. Но мы не видим это, мы не знаем этого, и, следовательно, не можем формировать силу, которая может создать связь с другими космическими энергиями в нас.

Что необходимо внутри нас и вокруг нас, это создание определенного уровня энергии, внимания, которое сопротивляется окружающему влиянию и не позволяет разрушаться. Затем необходимо получить силу, которая более активна, позволяющая не только сопротивляться, но и действовать, и найти стабильное место между двумя потоками различных уровней. Эта возможность равновесия - постоянный вызов, интервал с которым сталкиваешься каждый момент в работе для осознанности.

____________________________________________________________

Ребенок хочет иметь/ обладать, взрослый - быть.

Желание быть вне всяких моих проявлений.

Научиться видеть - первая инициация в самопознании.

Мы боремся не против чего-то, мы боремся за что-то.

Я верю, что мне нужно обращать внимание, но на самом деле мне нужно видеть и знать свою невнимательность.

Когда я начинаю видеть, я начинаю любить что я вижу.

Где наше внимание, там и Бог.

_____________________________________________________________

Я СПЛЮ

1. Ностальгия за бытием

Человек остается для себя загадкой. У него ностальгия за Бытием, тоска за продолжительностью, за постоянством, за абсолютом - тоска за желанием быть. Однако всё, что составляет его жизнь временно, эфемерно, ограниченно. Он стремится к другому порядку, другой жизни, к миру, который за ним. Он чувствует, что он предназначен для участия в нем.

Он ищет идеи, вдохновение, которые могли бы повести его в этом направлении. Отсюда возникает вопрос: “Кто я - кто я в этом мире?”. Если этот вопрос достаточно оживает, он может задать курс его жизни. Он не может ответить. У него нет ничего для ответа - ни знаний о себе, чтобы столкнуться с этим вопросом, ни какого-либо своего знания. Но он чувствует, что это нужно приветствовать. Он спрашивает себя, кто он, что он, для чего он. Это первый шаг на пути. Он хочет открыть глаза. Он хочет проснуться, пробудиться.

2. Сила жизни

Мы желаем жить, быть в жизни. С момента рождения, что-то в нас стремится утвердить себя в окружающем мире. Я хочу быть услышанной и увиденной, поглотить мир. В то же время, я не хочу быть поглощенной. Я хочу быть первой, всегда. Но очень скоро я встречаю сопротивление мира, и основной импульс самоутверждения должен принимать во внимание других. Мое утверждение часто предполагает любопытство, и такие общие формы, как жалость к себе или отказ выразить себя.

Я хочу жить, я соглашаюсь с жизнью, я делаю все для того, чтобы жить, и эта же сила поддерживает жизнь моего тела. Я хочу чего-то или делаю что-то, и когда возникает желание, появляется сила. Она побуждает меня к проявлению. Через всю мою жизнь, во всем, что я делаю, я стремлюсь утвердить эту силу. Нет ни одного действия, каким бы малым оно ни было, без утверждения. Если я говорю с кем-то или пишу письмо, это сила, я утверждаю свой интеллект. Даже если я едва взгляну на кого-то, в этом сила. Если я вешаю свое пальто, в этом сила. За этим необузданным утверждением, безусловно, есть что-то настоящее. Это сила во мне неудержима. И в то же время, я не знаю, на чем основывается утверждение. Я верю, что утверждаю себя. Я отождествляюсь с этой силой. И в то же самое время, несмотря на то, что эта сила во мне, это сила не моя. И в утверждение ее, в качестве моей, я не вижу, что я отделяю себя от нее. В желании приписать эту власть себе, я прерываю её действие. Я создаю внутренний мир, который лишен воздействия этой жизненной силы. Чувство моего “Я”, моей личности тяжелое и инертное.

Мы должны видеть нашу детскость в отношении к жизненной силе, всегда желающую иметь больше. Ребенок хочет иметь, взрослый хочет быть. Постоянное желание “иметь” рождает страх и необходимость быть успокоенным. Мы должны развивать внимание в себе, которое будет связывать все в нас с высшей силой.

Есть только один источник энергии. Как только мою энергию позвали, в одно направление или другое, появляется сила. Сила - энергия в движении, сила проявления, утверждения всегда в движении. Есть много направлений, но источник один. Жизненная сила, сила проявления всегда в движении. Она должна течь. И я полностью принята ею, охвачена ей. Я начинаю подозревать, что я буду всегда охвачена ею, если я не повернусь к другой, неизвестной части меня.

3. Я не знаю себя

Кто я? Мне нужно знать. Если я не знаю, какой смысл моей жизни? Что во мне реагирует на жизнь? Я должна попробовать ответить, увидеть кто я. Сначала, мои мысли делают шаг назад и делают предположения обо мне: я мужчина или женщина, кто делает то или это, кто сделал то, кто обладает этим и тем. Мой ум добровольно дает всевозможные ответы всего, что ему известно. Но он не знает кто я, не знает в действительности меня в этот момент. Затем я обращаюсь к моим чувствам. Это центр наиболее способный знать. Могут ли они ответить? Мои чувства несвободны. Они повинуются “мне”, кто хочет быть самым значительным, самым влиятельным и кто страдает каждый раз, когда он не первый. Итак, мои чувства не осмеливаются. Они боятся или сомневаются. Как им знать? И есть, конечно, еще мое тело, возможность ощущать свое тело. Но тело ли я?

Факт, я не знаю себя. Не знаю, кто я есть. Я не знаю ни своих возможностей, ни ограничений. Я существую, и в тоже время, я не знаю, как я существую. Я верю, что мои действия утверждают мое существование. И еще, в жизни я реагирую только одной частью себя. Реагирую эмоционально, интеллектуально или физически. И тот, кто реагирует - это никогда в действительности не “Я”. Я также верю, что направляюсь туда, куда хочу прийти и что я хочу “делать”. Но на самом деле, я действую под влиянием сил, о которых ничего не знаю. Все во мне происходит, все случается. Струны тянутся без моего ведома. Я не замечаю, что я как марионетка, машина, которая приводится в движение под влиянием извне.

И в тоже время, я чувствую, что моя жизнь проходит, как будто это была жизнь другого человека. Я смутно вижу себя взволнованной, надеющейся, сожалеющей, боящейся, скучающей... все без ощущения, что принимаю в этом участие. Большую часть времени я действую, не зная этого, и осознаю только после того, как я сказала что-то или сделала что-то. Это так, как будто бы моя жизнь разворачивается без моего сознательного участия. Она происходит, когда я сплю. Время от времени толчки и шок пробуждают меня на мгновения. В середине сердитых вспышек, горя или опасности, у меня неожиданно открываются глаза - “что?.. Это я тут, в этой ситуации, живущая так”. Но после шока, я возвращаюсь ко сну, и длительное время может пройти, пока новый шок не разбудит меня.

По ходу жизни, я могу начать подозревать, что я не то, во что я верю. Я существо, которое спит, существо без какого-либо осознания себя. В этом сне я путаю свой интеллект - мысли функционируют независимо от чувств - с разумом, который включает в себя способность чувствовать то, что обоснованно. Мои функции - мысли, чувства и движения - работают без направления, с учетом случайных ударов, шоков и привычек. Это самое низкое состояние бытия человека. Я живу в своем узком, ограниченном мире, которым повелевают ассоциации мои субъективных впечатлений. Это тюрьма, к которой я постоянно возвращаюсь - моя тюрьма.

Поиск себя начинается с вопроса где “я” есть. Я должна чувствовать отсутствие, отсутствие привычных я. Я должна знать чувство пустоты и видеть ложь во всегда утверждающем образе себя, фальшивое “я”. Мы всегда твердим “я”, хотя на самом деле не верим в него. Это желание быть, подталкивающее меня говорить “я”. Оно лежит за всеми моими проявлениями. Но это не сознательный импульс. Обычно я смотрю на отношение других, чтобы убедиться в своем существовании. Если они отвергают или игнорируют меня, я сомневаюсь в себе. Если они принимают меня, я верю в себя.

Я - только тот образ, который я утверждаю? Действительно нет ни одного “Я”, которое может присутствовать? Чтобы ответить, мне нужно знать себя, иметь непосредственный опыт познания себя. Сначала мне нужно увидеть барьеры, которые стоят на пути. Я должна видеть, что я верю в мой ум, мое мышление - верю, что это Я. “Я” желает знать, “Я” прочитала, “Я” поняла. Это выражения ложного “Я”, моего обычного “Я”. Это мое эго, которое предотвращает меня от открытости к осознанности, от видения “что есть” и “что Я есть”.

Мое усилие к пробуждению не может форсироваться. Мы боимся пустоты, боимся быть ничем и поэтому мы прилагаем усилия, чтобы быть иными. Но кто делает это усилие? Я должна видеть, что это приходит с моего посредственного “Я”. Все форсированное приходит с эго. Я не должна больше быть одурачена образом или идеалом, навязанным от ума. Я должна принять пустоту, принять быть ничем, принять “что есть”. В этом состояние появляется возможность нового восприятия себя.

4. Я не тут

Настоящее «Я» приходит с сущности. Его развитие зависит от желания сущности - желания быть и затем желания состояния быть способным быть. Сущность формируется впечатлениями, которые усвоились в раннем детстве, обычно до пяти или шести лет, когда происходит разрыв между сущностью и личностью. Чтобы развиться дальше, сущность должна активизироваться, чтобы противостоять прессу личности. Мы должны “помнить себя” чтобы наша сущность получала впечатления. Только в сознательном состоянии мы можем видеть разницу между сущностью и личностью.

Обычно мы получаем впечатления механически. Их получает наша личность и реагирует автоматическими мыслями и чувствами, зависящими от своего состояния. Мы не усваиваем впечатления, поскольку личность не может быть живой - она мертва. Чтобы усвоить и трансформировать, впечатления должны быть получены сущностью. Это требует сознательного усилия в момент впечатлений. И это требует определенного чувства, чувства любви бытия, любви присутствия. Мы должны реагировать на впечатления не с удобной позиции личности, но из любви к состоянию присутствия. Это трансформирует наши мысли и чувства.

Первая необходимость - иметь впечатление о себе. Оно начинается с шока, когда появляется вопрос “Кто я?”. На мгновение возникают остановка, интервал, позволяющий моей энергии, моему вниманию сменить направление. Оно снова возвращается ко мне и вопрос меня задевает. Эта энергия приносит вибрации, ноту, которая до сих пор не звучала. Она тонкая, неуловимая, но тем не менее она что-то сообщает. Я чувствую ее. Это впечатление, которое я получаю, впечатление жизни во мне. Все мои возможности тут. Что случится потом – смогу ли я открыться к опыту Присутствия - зависит от способа, каким я получаю это впечатление.

Мы не понимаем момент получения впечатления и почему он так важен. Нам надо быть присутствующими, потому что это шок от впечатления, которое ведет нас. Если здесь никого нет, в момент, когда я получаю впечатление, я реагирую механически, слепо, пассивно, и я теряюсь в реакции. Я отказываюсь от впечатления о себе, такой как я есть. В мыслях, реакциях, своих промежуточных обычных “я”, получая впечатления, я закрываю себя. Я представляю кто “я”. Я не знаю реальности. Я заключенный этих представлений, лжи моего ложного “Я”. Обычно я стараюсь пробудиться путем принуждения, но это не работает. Я могу и должна научиться пробуждаться, будучи сознательно открытой к впечатлениям, которые я получаю в каждый момент. Это будет шоком, который будет будить меня, шоком принесенным впечатлениями, которые я получаю. Это требует свободы быть в моменте, не останавливая движение.

Для того чтобы желать быть, я должна видеть, что сплю. “Я” не тут. Я закрыта в кругу многих интересов и алчности, в которых теряется мое “Я”. И потерянность останется, пока я не буду связана с чем-то высшим. Первое условие - знать различные качества, выше тех, какими я обычно обладаю. Затем моя жизнь приобретает новый смысл. Без этого условия не может быть никакой работы. Я должна помнить, что есть другая жизнь, и в тоже время проживать опыт той жизни, которую я веду. Это пробуждение. Я пробуждаюсь к этим двум реальностям.

Я должна понять, что сама, без связи с чем-то высшим, я ничто, я ничего не могу делать. Одна, я могу только продолжать оставаться в кругу этих интересов, у меня нет качества, которое поможет мне осуществить побег. Я смогу вырваться только когда я прочувствую себя полным ничтожеством и начну чувствовать необходимость в помощи. Я должна почувствовать потребность быть связанной с чем-то высшим, открыться другому качеству.

ПОМНИТЬ СЕБЯ

5. Где наше внимание?

Я желаю осознавать себя. Итак, если я в моменте, способна ли я знать себя, осознавать себя? Я не могу. Я слишком разрозненна. Я ничего не чувствую. Я забыла ощущение своего существование, я забыла себя. И в этот момент я получаю шок: я пробуждаюсь, я хочу проснуться. Затем, едва ощущая шок, я чувствую возвращение обратно, сдерживаемая элементами своего сна - ассоциации, которые поддерживают эмоции, которые сдерживают меня, бессознательное ощущение. Я чувствую себя возвращенной в забытье.

Мы не осознаем, насколько мы пассивны, всегда затянуты событиями, людьми, и вещами. Мы начинаем проявлять активность с большим интересом, полностью осознавая нашу цель. Но вскоре, наш импульс слабеет, и побеждается инертностью. Наше понимание уменьшается, и мы чувствуем, что нам нужно что-то новое, что восстановит интерес, жизнь. Наша внутренняя работа прогрессирует также, поэтапно, и всегда зависит от новых сил. Это определено законами. Мы должны избавиться от идеи, что прогресс - прямая линия. Есть этапы, когда интенсивность уменьшается, и, если мы не хотим возвращаться назад, должна появиться более активная сила.

Мы доверяем только одному – пассивному «человеку» в нас, которого мы только и знаем. Но до тех пор, пока мы будем оставаться пассивными, ничто новое не может появиться. Мы должны стать активными по отношению к нашей инерции, к пассивной работе наших функций. Если мы хотим измениться, мы должны посмотреть на нового человека в себе, на того, кто спрятан. Это тот, кто помнит, у кого есть силы, которые могут быть предъявлены только по нашему желанию, нашей воли, и должен развиваться уровень, за уровнем. Необходимо видеть, что при большей активности состояния, возможна большая интенсивность.

Я должна признавать, что в своем обычном состоянии, мое внимание не разделено. Когда я открыта внешнему, я естественно интересуюсь им. Мое внимание уходит туда. Я не могу это предотвратить. Если сила моего внимания полностью взята жизнью, я теряюсь в ней, отождествляюсь, сплю. Вся моя способность присутствовать потеряна. Я теряю себя, ощущение себя. Мое существование теряет смысл. Итак, первый шаг - разделение, в котором мое внимание разделено.

Наше усилие всегда должно быть ясным - быть присутствующим, что означает помнить себя. Когда внимание разделено, я присутствию в двух направлениях, присутствую насколько могу. Мое внимание разделено в двух направлениях, а я нахожусь в центре. Это акт самовспоминания. Я хочу держать часть своего внимания на осознании принадлежности к более высокому уровню, и под этим влиянием, попробовать открыться внешнему миру. Я должна приложить усилия, чтобы остаться связанной, усилие к вниманию. Я пытаюсь узнать, что действительно из себя представляю. Я борюсь, чтобы остаться присутствующей, в то же время с чувством "я", обращенному к лучшему качеству и с обычным чувством привязанности к себе, своей личности. Желаю видеть и не забывать, что принадлежу этим двум уровням.

Мы должны видеть, где находится наше внимание. Где наше внимание, когда мы помним себя? Где наше внимание в жизни? Порядок может быть рожден в нас, если мы вступаем в непосредственный контакт с беспорядком. Мы не в беспорядке. Мы есть состояние беспорядка. Если я посмотрю, кем я действительно являюсь, я вижу беспорядок. И где есть прямой контакт, есть немедленное действие. Я начинаю осознавать, что мое Присутствие там, где мое внимание.

6. Первая инициация

За всем моим проявлением, есть желание знать себя, знать, что я существую и как я существую. Но в своем взаимодействии с миром, образ моего “я” формируется в тоже время, что и контакт. Я привязана к этому образу, потому что я принимаю его как будто это и есть я. Я стараюсь утверждать и защищать его. Я рабыня этого образа.

Будучи привязанной и прикрепленной к этим реакциям, у меня не остается внимания для того, чтобы знать, что я также и кто-то другой.

Такой, какая я есть, я ничего не признаю над собой, все равно вне или внутри меня. У меня нет эталона для того, чтобы измерить себя, и я живу исключительно в соответствии “мне нравится” или “мне не нравится”. Я ценю только себя, и я живу пассивно в соответствии с условиями, которые, меня радуют. Ценность моего обычного “я” ослепляет меня. Это самый большой барьер к новой жизни. Первое требования к самопознанию – изменение своего мнения о себе, которое может прийти только из действительного видения вещей во мне, которых до сих пор я не видела. И для того, чтобы увидеть, мне нужно научиться видеть. Это первая инициация к самопознанию.

Я пытаюсь понять, каким образом я нахожусь в состоянии отождествления, узнать, какая я, когда я отождествлена. Я должна знать чудовищную силу отождествления, и ее непреодолимое движение. Это сила, которая поддерживает нас в жизни, не хочет самовспоминания. Она ведет нас к проявлению себя и отказывается от движения внутрь.

Видеть себя отождествленной - видеть то, чем я являюсь в жизни. Но каждый раз, видя высшие возможности, я отказываюсь от того, чем я являюсь в жизни. И этот отказ не позволяет мне знать это. Я должна быть умной, чтобы поймать себя, не изменяя ничего, без изменения желания проявлять себя. Мне нужно знать себя как машину, управляемую процессами, которые появляются - мыслями, желаниями, движениями. Я должна знать себя как машину - чтобы присутствовать пока я функционирую как машина. Кто я в жизни? Я должна пережить этот опыт, иметь больше сознательных впечатлений об этом.

Чтобы встретиться с силой отождествления, должно быть что-то настоящее, что участвует, - стабильное внимание, свободное и связанное с другим уровнем. Я хочу присутствовать в том, что происходит, оставаться осознанной и не терять себя. Мои усилия делаются с тем, что не принадлежит к моим обычным возможностям. Мне нужна определенная воля и желание неизвестные обычной мне. Мое обычное “я” должно здесь сдаться. Путем поддержания внимания и, не забывая смотреть, хотя бы один день, я буду способна видеть. Если я смогу видеть раз, я смогу и второй, и если это повторится, я уже буду неспособна больше не видеть.

Чтобы наблюдать, я должна бороться. Мое обычное состояние отказывает самонаблюдению. Я должна подготовиться, организовать борьбу против препятствий, отойти немного от отождествления - говоря, представляя, выражая негативные эмоции. Сознательная борьба требует выбора и принятия. Я не должна быть тем состоянием, которое диктует выбор. Я должна выбрать борьбу, чтобы присутствовать и принять страдания, которые появятся. Нет никакой борьбы без страдания. Борьба не принимается нашим низшим существом, борьба расстраивает его. Вот почему так важно помнить наше желание - смысл нашей работы и Присутствия. При смене привычек, например в еде, или сидении в определенной позе, мы боремся не с изменением привычки. Или в борьбе с не выражением негативных эмоций, мы боремся не с эмоциями как таковыми и не пытаемся изо всех сил покончить с их выражением. Это борьба с нашим отождествлением, чтобы энергия, иначе потраченная впустую, служила работе. Мы боремся не против чего-то, мы боремся за что-то.

7. Можем ли мы быть сознательны?

Работа и быть присутствующим в направлении осознанности – это определенный способ восприятия, независящий от активности интеллекта, восприятия себя: кто ты, где ты есть, что ты знаешь и чего не знаешь. В моменты осознанности есть немедленное впечатление. Оно отличается от того, что мы обычно называем “осознанностью”, работающее как отражение, сопровождающее точно то, что я испытываю, и представляю в уме. Когда эта осознанность отображает факт того, что я думаю или чувствую, это второе действие, которое, как тень, следует за первым. Без этой тени я не осознаю и игнорирую истинные мысли и чувства. Если, например, я зла и вне себя, я вижу только это, так долго как могу, я отдаю себе отчет в отражении, которое, как свидетель, говорит мне шепотом, что я злюсь. Шепот следует так близко за предыдущим ощущением, что я считаю, что они являются одним и тем же. Но в действительности все не совсем так.

Можем ли мы стать осознанными? Это все вопрос энергий и их взаимосвязей, каждая энергия всегда контролируется более тонкой, более активной, более живой, как магнит. Энергии используются в наших функциях - наши мысли, эмоции, ощущения - пассивны, инертны. Энергии, тратящейся в движениях вовне, достаточно для качества нашей жизни, как высших животных, но не достаточно для тонкого внутреннего процесса восприятия, сознания. Несмотря на это, у нас есть некая сила внимания, хотя бы на поверхности, некоторая способность отмечать внимание в желанном направлении и удерживать его там. И хотя оно хрупкое, это семя или почка внимания есть сознанием, появляющимся в глубине нас. Чтобы оно выросло, мы должны учиться концентрироваться, развивать эту способность, не заменимую для подготовки почвы. Это первая вещь, которую мы делаем для себя, не завися от кого либо.

Практика присутствия - Самовспоминание. Вместо того, чтобы быть охваченным внешним, внимание функций направлено внутрь, в момент осознанности. Мне нужно осознать, что я ничего не могу понять, если не помню себя. Это означает помнить мои высшие способности, то есть, помнить, что я открываю, когда я возвращаюсь к себе. Помнить себя также означает быть присутствующей в своей ситуации - месту, условиям, пути, которому следую по жизни. Здесь нет места для мечтаний.

Возможно, я не достигну удовлетворительного состояния. Это не имеет значения. Что важно - так это усилие быть присутствующим. Мы не можем всегда находить лучшее состояние, которое приносит чувство чего-то нового. Мы чувствуем себя беспомощными и делаем вывод, что нет ничего постоянного, на что мы могли бы рассчитывать. Но это неправда. Что-то есть. В лучшем состоянии, мы можем видеть, что у нас есть все составляющие, чтобы придти к этому. Элементы уже есть здесь. Это означает, что возможности всегда в нас.

Вот то, что слишком часто отсутствует - знание чего я хочу. И это подрывает мою волю к работе. Без осознания того, чего я хочу, я не сделаю никаких усилий. Без желания другого качества себя, повернуться лицом к моим высшим возможностям, у меня не будет ничего, чтобы учиться, ничего для поддержания работы. Я должна снова и снова, возвращаться к этому вопросу: Чего я желаю? Этот вопрос должен стать самым главным вопросом моей жизни. И в тоже время это желание для разных качеств не имеет никакой силы вовсе, если оно исходит из моего обычного “Я”. Оно должно быть связано с чем-то совершенно отличающим от моего обычного “я” и свободно от желания результата. Я не должна забывать, почему я желаю. Это должно быть для меня вопросом жизни и смерти - я желаю быть, жить определенным образом.

8 Наблюдатель

Мы не видим свое состояние сна. В этом состоянии мы думаем о работе; мы думаем “Я желаю быть присутствующим”. Но усилие быть присутствующим - абсолютно другое от думанья. Это усилие в направлении осознанности. Мы должны прийти к пониманию, осознаны ли мы в этот данный момент, и всех уровней осознанности. Это присутствие или отсутствие может таким образом доказать внутренний акт наблюдения.

Я перед чем-то, чего не знаю. Я перед тайной, тайной Присутствия. Я должна осознать, что я не могу узнать эту тайну со своими обычными средствами знания. Но я должна понимать, хотя бы интеллектуально, что означает быть присутствующим - это означает быть присутствующим не только с головой, ощущениями, или чувствами, но со всеми этими элементами Присутствия. Возможно, и после этого я не буду присутствовать по-настоящему, но хотя бы я буду искать в едином направлении.

Кто присутствует - кто видит? И кого? Вся проблема в этом.

Для того чтобы наблюдать себя нам нужно внимание, которое отличается от обычного внимания. Мы предпринимаем попытку, чтобы быть бдительным, наблюдать - борьбу за наблюдателя. Мы ищем наблюдателя в себе, который был бы стабильным. Кто наблюдает, тот присутствует. Только наблюдатель активен, остальное во мне пассивно. Наблюдатель должен иметь представление о внутреннем состоянии, и в тоже время пытаться видеть все одновременно, и иметь представление о целом. Мы должны научиться различать между настоящим “Я”, которое нигде не видно и личностью, которая берет все на себя и верит, что только одна она существует. У одного есть власть над другим. Необходимость - перевернуть роли. Опасность в том, что мы не видим, как роли обратно меняются. Я верю в то, что мне нужна внимательность, в то время когда мне нужно видеть свою невнимательность.

Наблюдение за собой показывает мне, как лучше сконцентрироваться и усиливает внимание. Это позволяет мне видеть, что я не помню себя, не вижу себя спящей. Я фрагментарна, мое внимание рассеяно, и нет силы, которая может увидеть. Когда я пробуждена, я делаю усилия освободить внимание, чтобы противостоять рассеянности, и увидеть это. Это состояние добровольное. Сейчас есть наблюдатель, и этот наблюдатель другое состояние осознанности. Я должна всегда помнить, что не знаю, кем я являюсь, что вся проблема кто присутствует. Самонаблюдение только моими обычными мыслями, отдельными от наблюдателя, и того, что наблюдают, только усилят иллюзию моего обычного я.

В какой-то момент, мы видим два аспекта, две натуры в нас - высшую натуру, связанную с одним миром, и низшую, связанную с другим миром. Кто мы? Мы ни то и ни другое - ни Бог, ни животное. Мы участвуем в жизни с двумя сущностями - божественной и животной. Человек двоякий, он не един. И как следствие, является всего лишь возможностью человека, пока он может жить с двумя сущностями в нем, и не выходит в одну или другую. Если он перейдет в высшую часть, он отстранится от своих проявлений, и больше не сможет их оценивать; больше он не знает и не имеет опыта со своей животной сущностью. Если он переходит в другую сущность, он забывает все не животное, и здесь нечему сопротивляться; он животное… не человек. Животные всегда отказываются от ангелов. Ангелы отворачиваются от животных.

Сознательный человек всегда бдителен, всегда внимателен, кто помнит себя в двух направлениях и контролирует две свои сущности.

ПОТРЕБНОСТЬ ЗНАТЬ

9. Новое знание необходимо

Гурджиев принес учение Четвертого Пути, призывающее скорее к осознанной работе, чем к послушанию. Фундаментальная идея заключается в том, что в обычном состоянии все п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...