Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как решения формируют наш образ жизни




 

Давайте взглянем на то, как наши детские решения становятся моделями, которыми мы пользуемся для решения взрослых проблем.

Ребенок рождается и сталкивается с первыми трудностями, когда что-то происходит не так, как ему хочется. Тогда ребенок объясняет себе происходящее и принимает какое-то решение. В толковом словаре Вебстера (Webster) решение определяется так: суждение или вывод.

Например, Шерон было год и два месяца. Она играла и неожиданно упала в бассейн с водой. Отец увидел, что девочка тонет, и вытащил ее из воды. Шерон ужасно испугалась. Она решила, что жизнь опасна: сама я не справлюсь, и мне нужен кто-то сильный, чтобы спасти меня.

Заметьте, что для маленького ребенка это решение очень точное. Позже оно переросло во мнение. Мнение Вебстер определят как убеждение, основанное не на абсолютной достоверности или позитивном знании, а на том, что кому-то кажется верным, ценным или возможным. Вся беда в том, что решение, ставшее впоследствии мнением или убеждением, прочно закрепляется в сознании. Иметь свое мнение полезно и нужно. Но поддерживать устаревшие, давно не соответствующие действительности убеждения нет смысла.

Убеждения впоследствии становятся ожиданиями. В словаре ожидание определяется так: «ждать; предчувствовать; думать, что что-то может случиться или появиться». Шерон учится ожидать, что она не сможет справиться с ситуацией, и поэтому ей нужен кто-то, кто поможет ей. Она ищет и часто сама создает ситуации, которые подтверждают ее ожидания.

 

Ожидания

 

Мы зачастую недооцениваем силу ожиданий. На одном из наших занятий мы разработали упражнение, демонстрирующее, что же это такое. Инструктор просит студента, пусть это будет Энн, выйти из комнаты. Остальные становятся в круг. Выбирают двоих, которые будут приветствовать ее при входе и сопровождать в круг. Задача остальных – сделать так, чтобы Энн почувствовала их тепло и расположение. Инструктор приглашает Энн войти, встречающие приветствуют ее и вводят в круг. Группа обычно отлично справляется с заданием. Энн чувствует себя легко и свободно. Инструктор снова просит ее выйти и обращается к группе с просьбой сделать то же самое. Когда Энн входит, все начинают ее тепло приветствовать, но очень скоро на курсе устанавливается атмосфера отчужденности. В течение 10 секунд почти все замолкают и отворачиваются от нее.

Что произошло? От Энн вдруг стало плохо пахнуть? Нет. Студенты говорят, что во второй раз Энн не была приветливой. Она выглядела и действовала более осторожно. В первый раз ее руки были свободны, во второй раз она поджала локти и немного ссутулилась. Сначала она смотрела на людей открыто и спокойно, потом – подозрительно переводила взгляд с одного человека на другого. В чем дело? Из-за чего такая перемена?

Инструктор попросил Энн рассказать, что он ей сказал, когда она выходила во второй раз. «Мне сказали, что меня будут щекотать».

Единственной разницей между первой и второй ситуациями были ожидания девушки. Она и не предполагала, что обладает такой силой, которая может управлять поведением всей группы.

Мы незаметно сообщаем о наших ожиданиях тем, как мы смотрим людям в глаза, как стоим или сидим, каким голосом разговариваем, какие слова выбираем. Обычно мы провоцируем и получаем именно то, чего ожидаем.

 

Детские воспоминания

 

Детские воспоминания – это отличный способ узнать себя. Почему из миллиона событий, происходивших в нашем детстве, мы помним только несколько избранных эпизодов? Адлер обнаружил, что детские воспоминания, которые хранятся в нашем сознании, объединены одной темой, повторяющейся из раза в раз. Он пришел к выводу: наши воспоминания о детстве – это способ поддержать наши убеждения и образ жизни.

Чтобы лучше себя понять, нужно изучать свои детские воспоминания.

Разберем четыре случая, произошедшие с восемнадцатилетней девушкой.

 

Воспоминание 1. «Мне два года. Мама подходит ко мне со словами: „Я же предупреждала, что тебе будет больно“, – и накладывает пластырь. Она говорила мне не совать пальцы в фен, но мне было любопытно. Да и к тому же я не верила ей, так как там ничего не было видно».

 

Воспоминание 2. «Пять лет. За мной гнался мальчик, и я потеряла цепочку».

 

Воспоминание 3. «Мне было шесть лет. Мама готовила обед. Мне показалось, что пахнет жареными котлетами, и я сказала об этом. Мама сказала: „Нет, это бифштекс“. Ну, я съела его. Но для меня это были котлеты. После этого я никогда не ела бифштекс».

 

Воспоминание 4. «Мне шесть лет. Я играла на лугу в моем любимом месте. Я увидела шмеля, летающего вокруг. Больше я там не играла».

 

Как интерпретировать воспоминания

 

Почему именно эти четыре случая отложились в памяти девушки, несмотря на то, что в детстве с ней много чего происходило? На первый взгляд, в них нет ничего общего. Однако если предположить, какие уроки она могла бы извлечь из этих событий, и дополнить предложения:

«Жизнь – это…»

«Я…»

«Другие…»

«Поэтому…»,

 

то станет абсолютно понятно, что заставляет ее действовать так или иначе.

 

Предположения

 

Давайте рассмотрим ее воспоминания с этой точки зрения. Будем разбирать каждое по очереди и делать предположения, чтобы определить сквозную тему ее образа жизни, а затем корректировать догадки по мере накопления информации.

 

Воспоминание 1.

«Жизнь опасна, таинственна и полна сюрпризов.

Я не способна различить опасность.

Мужчины —?

Женщины дают полезные советы, поэтому я должна доверять мнению других людей больше, чем себе».

Пока это еще не выводы, это лишь догадки. Нужно сравнить ответы с последующими воспоминаниями и корректировать наши предположения до тех пор, пока не выявится единая тема, объединяющая воспоминания. Любые возникающие противоречия мы будем исследовать в поисках этой темы.

 

Воспоминание 2.

« Жизнь опасна.

Я не в состоянии управлять ситуацией.

Мужчины – агрессивные, опасные.

Женщины —?

Поэтому, когда я пытаюсь защитить себя, я что-то теряю».

 

Воспоминание 3.

« Жизнь непредсказуема, она преподносит сюрпризы.

Я не могу доверять ни себе, ни кому бы то ни было.

Мужчины —?

Женщины дают советы, на которые нельзя положиться.

Поэтому я могу быть в безопасности, только если ничего не буду хотеть и не буду ни в чем участвовать».

 

Теперь уже стало ясно, какие предположения можно пересмотреть, а какие складываются в модель. Слово «непредсказуемая» четко дополняет «Жизнь…» в первом и третьем воспоминаниях и ничему не противоречит во втором. Все три предложения «Я…» отражают явное принижение своей значимости и ее способности управлять своей жизнью. Единственное дополнение в «Мужчины…» показывает, что она считает их опасными и агрессивными. Женщины же появляются в двух воспоминаниях – очевидно, они для нее важнее мужчин.

Из категории «Женщины…» в третьем воспоминании видно, что нам нужно изменить «Поэтому…» в первом случае. Героиня не может доверять советам других людей, так как они не в состоянии оценить, полезный это совет или нет. Ни в первом, ни во втором случае нет темы «Поэтому я не буду ничего хотеть и ни в чем участвовать», но она не противоречит произошедшему.

Давайте разберем воспоминание 4 и посмотрим, подтверждаются ли эти характеристики.

 

Воспоминание 4.

«Жизнь опасна и непредсказуема.

Я не способна понять, опасно это или нет.

Женщины —?

Мужчины —?

Поэтому я должна навсегда отказаться от желаний и защитить себя, ни в чем не участвуя».

 

Если бы это было действительно так, что жизнь всегда опасна и непредсказуема, что окружающие дают ненадежные советы, что вы не в состоянии доверять своему мнению, кто не захотел бы сдаться и уйти?

Заметьте, что в этом воспоминании шмель даже не ужалил ее. Сдаться и отступить ее заставляют ее ожидания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...