Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7.Ранний постнатальный период.




Московский институт права

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

Утверждено

первым проректором МИП

к.ю.н., доцент Е.Г. Ищенко

“18” ноября 2003 г.

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Зоопсихология и сравнительная психология»

 

для студентов специальности

020400 «Психология»

 


Автор: Сметанина Н.В.

 

Сметанина Н.В.: Программа учебной дисциплины « Зоопсихология и сравнительная психология »

 

Обсуждена на заседании кафедры психологии и педагогики

Протокол от « 13 » ноября 2003 г. №3

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета Московского института права

Протокол от « 18 » ноября 2003 г. №6

 

Целевая установка и организационно-методические указания.

Учебная дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» рассматривает основные направления и подходы к изучению поведения и психики животных, подходы к решению вопроса о зарождении психики; задачи эволюции психики и психических функций в животном мире. При описании уровней эволюции психических функций особое внимание уделено роли психических отражений в поведении животных. Важное место занимают разделы, относящиеся к онтогенезу поведения и психики животных и врожденного и приобретенного в поведении животных.

Сравнительная психология – это второе важное направление учебной дисциплины, которое включает в себя изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детенышей человекообразных обезьян, черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных.

В основу программы заложены основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психических данных, методы психогенетики и их разрешающая способность, результаты исследований наследственных и физиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза, а также место психогенетики в системе психологических знаний.

Основные задачи дисциплины:

- выявление биологических корней психической деятельности человека и закономерностей происхождения и развития его сознания;

- выяснение биологических предпосылок и основ антропогенеза для изучения предыстории человечества, зарождения трудовой деятельности в общественной жизни и членораздельной речи;

- раскрытие сущности значения зоопсихологических исследований для медицинской практики, где изучение расстройств психической деятельности животных помогает изучить и лечить нервные и психические болезни людей;

- формирование умения самостоятельно работать с литературой, посвященной вопросам изучения поведения и психики животных;

- приближение к студенческой аудитории избранных трудов тех ученых, которые внесли особенно заметный вклад в развитие научных представлений о зоопсихологии и сравнительной психологии.

 

По завершению курса студент обязан:

- иметь представление о месте зоопсихологии и сравнительной психологии в системе других психологических наук и среди наук о поведении животных; о конкретных методиках (способах получения данных) в зоопсихологии и сравнительной психологии;

- знать возможности объективного изучения психики на основе анализа их поведения; прикладное значение зоопсихологии.

 

 

I. Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет и методы исследования в зоопсихологии.

Проблема возникновения психики (раздражимость, чувствительность).

Положение зоопсихологии среди других психологических наук.

Зоопсихологические исследования в России. Методы исследования в зоопсихологии (метод «лабиринта», метод «обходного пути», метод «выбора на образец», метод «дифференцированной дрессировки», метод «проблемной клетки (ящика)», метод «анализа обычного, не подкрепляемого манипулирования различными предметами», тест на «сообразительность», обучение языку жестов и др.

 

Тема 2. История развития знаний о психике животных.

Эволюция представлений о «разуме» животных от альтернативы понятия «инстинкт», объединяющей все формы индивидуально-приспособительной деятельности до современных концепций, расценивающих элементарное мышление животных как особую форму, отличную от способности к обучению. Основные тенденции становления экспериментального и сравнительного подходов к изучению высших психических функций животных. Вклад различных направлений науки о поведении в решении этой проблемы. Труды различных исследователей, внесших существенный вклад в решение проблем, стоящих перед зоопсихологией (Л.В.Крушинский, Н.Н.Ладыгина-Котс, В.А.Вагнер, В.Келер, Л.А.Фирсов, К.Э.Фабри и др.)

 

Тема 3. Основные направления эволюции психики.

Появление эволюционного учения Ч.Дарвина и проблема «эволюции психики», анализ путей эволюционных изменений поведения животных А.Н.Северцовым, стадии эволюции психики животных по А.Н.Леонтьеву, решение проблемы эволюции инстинкта и «разума» у животных В.А.Вагнером, стадии и уровни развития психики животных по К.Э.Фабри.

 

Тема 4. Стадия элементарной сенсорной психики.

Низший уровень. Характеристика сенсомоторной активности простейших (движения простейших, кинезы, ориентация, пластичность, таксисы).

Высший уровень. Особенности высшего уровня развития элементарной сенсорной психики у многоклеточных беспозвоночных животных (кишечнополостных, иглокожих, кольчатых червей, моллюсков и др.). Зарождение нервной системы, образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность видотипичного поведения, зачатки высших форм поведения.

 

Тема 5. Стадия перцептивной психики.

Низший уровень. Особенности поведения и психического отражения у высших беспозвоночных животных: движения, строения ЦНС, сенсорные способности, таксисы, предметное восприятие, общее и групповое поведение, инстинкт и научение.

Высший уровень. Особенности поведения и психического отражения у высших позвоночных животных (птицы и млекопитающие, за исключением обезьян), локомация, комфортное поведение, сон, покой, сенсорные особенности, зрительные обобщения и представления, общение, ригидность и пластичность, игра, память, экспериментальные исследования научения, элементарного мышления.

 

Тема 6. Пренатальный период.

Морфофункциональные основы эмбриогенеза поведения, эмбриональное научение и созревание, сравнительный обзор двигательной активности зародышей (беспозвоночных, низших позвоночных, птиц, млекопитающих). Влияние сенсорной стимуляции на двигательную активность эмбриона. Развитие зрения и слуха у эмбрионов птиц. Развитие акустического контакта между эмбрионами и родительскими особями у птиц.

Тема 7.Ранний постнатальный период.

Развитие поведения и психики у зрело- и незрелорождающихся животных Исследовательское поведение, ориентировочно-поисковое поведение. Запечатление. Манипуляторно-исследовательская деятельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...