Виды социального страхования в Республике Беларусь
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В реализации государственной политики в области социальной защиты и социального обслуживания, семейной и гендерной политики, социальной поддержки ветеранов и инвалидов, обобщении и распространении опыта работы по социальной поддержке нуждающихся на областном уровне - решающую роль играют Комитеты по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома, региональные структуры Фонда социальной защиты (областные, Минское городское управление, районные, городские и районные в городах отделы Фонда социальной защиты, центры по начислению и выплате пенсий и пособий) [8, с. 202]. Социальное страхование основано на уплате страховых взносов в форме отчислений от заработной платы. Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде таких выплат, как пенсии, пособия. Право на получение социальных выплат приобретается в зависимости от уплаты страховых взносов и распространяется на лиц, имевших в течение установленного периода времени работу и потерявших ее в связи с болезнью, производственным травматизмом, достижением пенсионного возраста, безработицей, а также потерявших кормильца. В республике действуют три вида социального страхования: . а) пенсионное страхование; б) страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного или члена его семьи (далее - социальное страхование). . Страхование от безработицы. . Страхование от производственного травматизма и профзаболеваний. Средства на эти виды страхования образуются за счет уплачиваемых работодателями обязательных страховых взносов.
В Законе Республики Беларусь "Об основах государственного социального страхования" [3] закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан, в которой определен порядок, субъекты, организация выплат пенсий и пособий. В нашей стране - один из самых высоких страховых тарифов в системах социального страхования, действующих в настоящее время (размер страхового взноса составляет 35%). Только проанализировав, от чего зависит размер тарифов, куда и как эти средства расходуются, какова мировая практика в этой области, можно определить, что можно сделать для реформирования системы социального страхования и снижения страховых тарифов. Виды выплат по государственному социальному страхованию: По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются: пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями; пособиями по беременности и родам; пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет; пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособиями по безработице; пособиями на погребение. [3]. Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств. Образование фондов осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений государственного социального страхования выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население. Вместе с тем указанные распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования - наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций, вторичное - при поступлении в специализированные фонды социальной защиты и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников.
Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, регламентирующим требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания [6, с.10]. В Республике Беларусь формирование фонда денежных средств для выплаты пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями переведено с 01.01.2004 г. в сферу рискового страхования (так называемого страхования "не жизни"). В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 30.07.2003 г. №18 в республике введено обязательное страхование данных случаев и заболеваний, распространяющееся на всех нанимателей. Оно касается как работников, так и лиц, работающих по гражданско-правовому договору на территории и под контролем страхователя, выполняющих работу на основе членства в организации и проходящих стажировку. Организация данного вида страхования возложена на унитарное государственное предприятие "Белгосстрах". Субъект хозяйствования не может открыть расчетный счет либо получить со счете средства на выплату заработной платы без предъявления справки, подтверждающей регистрацию в отделениях "Белгосстраха" в качестве страхователя и уплату страховых взносов. Уплата взносов должна производиться из фонда оплаты труда страхователя. При этом тарифы дифференцируются по отраслевому признаку и сфере деятельности. Право на страховые выплаты приобретается при условии уплаты страховых взносов в соответствующие фонды социальной защиты или "Белгосстрах". Страховыми случаями, с наступлением которых назначаются выплаты, являются: болезнь и временная нетрудоспособность, беременность и роды, рождение ребенка и уход за ним до достижения им установленного законодательством возраста (3-х лет), инвалидность, достижение пенсионного возраста, утрата кормильца, потеря работы, смерть застрахованного или члена его семьи, производственные травмы и профессиональные заболевания.
Негосударственное социальное страхование осуществляется в добровольной форме негосударственными страховыми организациями. Граждане и наниматели могут за счет собственных средств заключать договоры дополнительного социального страхования, в которых определяются условия, размеры и порядок страховых взносов (премий) и получения выплат. Государство в этом случае не несет ответственности по обязательствам негосударственных страховых организаций. В 1997 году в Республике Беларусь Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 N 837 утвержден следующий нормативный документ: "Об утверждении Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования" [4]. Основная задача персонифицированного учета - сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату "не заработанных" пенсий. Особенностью организации социальной защиты населения в Республике Беларусь является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. Действующая в Республике Беларусь система государственного социального страхования основана на общепринятых в мировой практике принципах всеобщности, обязательности, гарантированности и независимости от форм собственности. Однако механизмы реализации указанных принципов на современном этапе нуждаются в постоянной корректировке.
социальное страхование беларусь обязательное Заключение
Подводя итоги данной работе можно сделать вывод о том, что страхование представляет собой систему экономических отношений, предполагающую образование резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий каждому гражданину государства. Страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы государства, важным элементом рыночной инфраструктуры. Социальное страхование представляет собой механизм реализации социальной политики государства, основу системы социальной защиты населения Республики Беларусь. Ведущая роль в организации всесторонней деятельности по социальному страхованию населения Республики Беларусь принадлежит Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население. Система социального страхования может быть двух видов: государственной и негосударственной. Организация социального страхования базируется на следующих принципах: всеобщность, универсальность, комплексность, самоуправление, гарантированности пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др. Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Республики Беларусь социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Самая широкая прослойка населения, являющихся субъектами социального страхования - люди, достигшие пенсионного возраста. Увеличение абсолютной численности пенсионеров, их удельного веса в общей численности населения и другие факторы становятся причиной кризисных явлений в системе пенсионного и социального страхования. Успеху мероприятий по реформированию социального страхования будет способствовать дальнейшее расширение персонифицированного учета, основанное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы пенсионного и социального страхования, а также создание системы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и социального страхования, полностью учитывающей особенности и специфику национальной системы, которая позволит рассматривать возможные варианты развития и своевременно принимать упреждающие меры при возникновении отрицательных тенденций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|