Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления.




Поиск путей установления глобальной стабильности и преодоления правовой неразберихи вокруг понятия суверенитета не обещает быть лёгким, но это не значит, что перемены невозможны.

Первым шагом на пути создания системы ограничения суверенитета должно стать закрепление принципа, согласно которому обладание суверенитетом предполагает наличие не только прав, но и обязанностей, невыполнение которых влечёт определённую ответственность. В круг обязанностей суверенного государства должно непременно войти соблюдение положений гуманитарного права. Второй шаг, логически вытекающий из первого, состоит в выработке практических путей ограничения суверенитета и стратегий "долгосрочной вовлечённости" в дела недееспособных государств. Политическая стабилизация и правовая реабилитация начинаются не с военной интервенцией, а с её завершением. Третий шаг надлежит сделать в разработке таких мер, которые замкнут существующие механизмы вмешательства в единую систему ограничения суверенитета. Эти меры касаются нормативно – правового определения случаев, допускающих ограничение суверенитета, выработке санкций в отношении государств, нарушающих положения гуманитарного права, а также утверждения принципа неотвратимости наказания[12]

Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.

Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию Россию. Этот принцип означает обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4).[13] Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории России, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления.

Важнейший принцип внутреннего построения демократической государственной власти - разделение властей. Уже в принятой I Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. «Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» указывалось, что государственный суверенитет РСФСР «провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах»[14].

Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов.

Цели такой системы построения власти:

1) создать гарантии от ее произвола и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов;

2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти;

3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

Правовая основа государственного суверенитета обеспечивается (представительными) органами государственной власти посредством создания принятия законов, раскрывающих сущность и направление государственного суверенитета.[15]

Согласно Конституции РФ таким органом в России является Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

 

В законодательной области в целях обеспечения верховенства государственного закона на всей территории России, Федеральное Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104), правом принятия законов. Согласно ст. 105 Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной Думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации.

В сфере защиты единой экономической системы России, как суверенного государства Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. “Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).[16]

В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения (п. “б” ст. 102 Конституции РФ), обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).

Кроме того, в целях защиты государственного суверенитета России Федеральное Собрание РФ осуществляет деятельность по обеспечению нормального функционирования системы налогов и финансов, нормального функционирования аппарата управления. В этой связи, Конституцией РФ к компетенции Федерального Собрания отнесено принятие федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов. Федеральное Собрание наделено правом принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти (судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. лиц согласно Конституции РФ). К ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п.п. “а” п. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Если Президент России как глава государства в целях защиты государственного суверенитета осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий через систему органов управления на местах организует реализацию внутренней и внешней политики государства, организует исполнение федеральных законов на всей территории России. Обеспечивая защиту единой экономической системы страны Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью (п. “г” ст. 114 Конституции РФ). В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ (п. “д” ст. 114 Конституции РФ).[17]

В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены статьями 71, 72 Конституции РФ, а также властью субъектов федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих согласно статьям 72, 73 в пределах своей компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и судебной.

Президент РФ может воздействовать на законодательную власть с помощью: а) права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную палату парламента - Государственную Думу; б) используя право законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон (статьи 104, 107); права в указанных в законе случаях распустить Государственную Думу (статьи 111, 117). Федеральная законодательная власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).[18]

Судебная власть в Российской Федерации представлена системой общих судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, системой экономических судов во главе с Высшим арбитражным судом РФ, Конституционным судом РФ и иными федеральными судами (например, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, ибо эти органы формируются по согласованному решению главы государства и одной из палат парламента (ст. 83), с другой стороны, Конституционный суд обладает правом отменить неправомерные акты Президента и парламента, а Верховный и Конституционный суды РФ принимают участие в процессе отрешения Президента от должности (статьи 125, 93).[19]

Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8 при определении статуса Президента, Федерального Собрания, судебной власти и других систем государственных органов местного самоуправления. При этом разделение полномочий между различными системами органов предполагает не только их определенную самостоятельность и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например, процедура назначения главы правительства, отрешение Президента от должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных режимов и др.).

Конституцией определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.[20]

Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции).

Итак, ст. 4 Конституции РФ является одной из отправных статей, входящих в главу 1 “Основы конституционного строя”. Суть части первой статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета. Этот суверенитет предполагает верховенство и единство власти Федерации, и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А принцип разделения властей, закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации.

Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.

Военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации.[21]

В целях защиты и сохранения государственного суверенитета России для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности. Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности РФ.

В 1992 году также был принят Закон РФ «О безопасности», который гласит: «Безопасность государства достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства»[22]

Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления

 

Особая роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из основных юридических свойств государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.

 

Проблемы суверенитета РФ.

 

Проблема суверенитета в федеративном государстве состоит как в его признании (непризнании) за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему.

Развитие федерализма, федеративных отношений требует дополнительного осмысления содержания государственного суверенитета с учётом особенностей федеративного государства. При рассмотрении свойств федеративной государственности одним из маловажных вопросов является тема присутствия суверенитета в статусе сторон, вовлечённых в федеративные отношения. Такими сторонами выступают сам союз и его участники, субъекты федерации. От содержания вопроса взаимодействия этих сторон зависит не только распределение компетенции между федеральными органами и органами субъектов федерации (принцип субсалидарности), но и вопрос о пределах прав федеративной власти в отношении субъектов федерации и субъектов в отношении центра.[23]

Федеральный центр не является ни полностью суверенным, ни полностью зависимым от членов федеративной ассоциации. Его право на законодательную инициативу наличествует, но в определённых рамках. Ни центральная власть, ни местные правительства не наделены верховной властью и не являются суверенными. Суверенитет реализуется в данном случае иным образом – совокупной волей субъектов федерации, которые только все вместе и образуют верховную власть. Делимым оказывается не государственный суверенитет, который «не может быть разделённым, делятся лишь права федерации и её составных частей», а суверен в федерации проявляется как сложно – составной, делегирующий ряд своих прав.

Отметим, что теория государственного суверенитета позволяет отличать государственные образования от негосударственных или квазигосударственных. Там, где обнаруживается властный центр способный к принятию окончательных решений, суверенитет очевиден, а государство носит, как правило, унитарный характер. В конфедерациях, напротив, трудно обнаружить центр принятия окончательных решений. Типичными примерами конфедераций, носящих протогосударственный характер являются Ахейский союз (Древняя Греция), Конфедерация Новой Англии (1631 г.), Американская Конфедерация (1781 г.), Северо – Германский союз (1867 г.), Швейцарская Конфедерация (до 1867г.).

Наличие независимых от центра политических элит, культурной среды (прежде всего использования местного языка в официальной практике), рекрутирование управленческих кадров по принципу "почвы" или "крови", верховенство местного законодательства над федеральным в отдельных субъектах федерации явно указывает, что граница уже пройдена и государство находиться на пути утраты суверенитета.

Исходя из данного критерия, Российская Федерация в период президентства Б.Н Ельцина находилась в состоянии близкому к распаду. Нынешняя Россия усилиями В.В. Путина и других руководителей государства перешла в категорию укрепляющихся федераций, но по - настоящему ещё только отодвинулась от этой опасной черты, за которой начинается распад

Все концепции суверенитета федеративного государства можно свести к трём группам: а) признание суверенитета принадлежностью и федерации, и членов федерации; б) признание суверенитета за субъектами федерации; в) признание суверенитета за федеративным государством.[24]

Уже при рождении Северо – Американской федерации был поднят вопрос: как согласуется принцип союзного государства с принципом суверенитета? В Германской империи 19 в. ставился вопрос: как согласовать принцип суверенитета с существующими отношениями в германском «государстве государств». Однако, предлагавшиеся по этому поводу теории полусуверенитета, ограниченного суверенитета и т.п. никак не повлияли на развитие теоретической мысли по проблеме суверенитета в союзном государстве. В США продолжали исходить из боденовской классической теории суверенитета, сочетаемой с концепцией «народного суверенитета».[25]

 

Согласно конституциям республик в составе Российской Федерации, а также названию и преамбуле Федеративного договора - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года (с протоколом к нему) - эти республики являются суверенными государствами.

Государственный суверенитет Российской Федерации - категория сложная и не сводится лишь к компетенции властных структур государства, т.е. сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Но комплекс полномочий властных органов имеет большое значение в теории суверенитета: он представляет собой основу реализации государственного суверенитета.

Достаточно изъять одно из перечисленных суверенных прав и политическая единица потеряет суверенный статус, перестанет быть суверенной.

Следовательно, в Российской Федерации носителем суверенитета является Россия в целом, предметами исключительного ведения которой являются все вопросы общегосударственного значения (ст.71 Конституции РФ); все другие более или менее важные вопросы создают сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.1, ст.72 Конституции РФ), т.е. не решаются без федерального центра.[26]

Таким образом, субъекты Российской Федерации являются носителями суверенных прав, но не представляют собой суверенные политические организмы.

Н.А Михалёва выделяет десять важнейших элементов конституционно – правового статуса Российской Федерации как суверенного федеративного государства: 1) учредительный характер федеральной государственной власти; 2) территориальное верховенство; 3) федеральная конституционно-правовая система; 4) легитимные федеральные властные структуры; 5) федеральная государственная собственность; 6)федеральное гражданство; 7) единые вооруженные силы Российской Федерации; 8) универсальная международная правосубъектность; 9) государственный язык Российской Федерации; 10) государственная символика.[27]

Спорным является суждение о наделении субъектов Федерации “внутренним публично-властным государственным суверенитетом”. В соответствии со ст.73 Конституции РФ, “вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти” Но конституционный объем компетенции субъектов Российской Федерации не может быть описан как “суверенитет”. Речь может идти лишь о компетенционной отчужденности, а не о разграничении суверенитета между федерацией и ее субъектами.

В условиях распространения государственного суверенитета России на всей территории страны субъекты Российской Федерации самостоятельны и “верховны” в пределах только своих исключительных полномочий (ст.76 Конституции РФ), но и этих полномочий не достаточно для того, чтобы говорить о суверенности в целом субъектов Федерации.

Но, трудно даже гипотетически представить, что каждый из 89 “равноправных” субъектов Российской Федерации может провозгласить верховенство своих актов над федеральными, право сецессии и другие прерогативы государственного суверенитета. Согласно Конституции Российской Федерации, ни один субъект Федерации не обладает этим правом: территория Российской Федерации неприкосновенна (ч.3, ст.4 Конституции РФ); “федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, … равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации” (ч.3, ст.5 Конституции РФ) (а не за ее пределами).[28] В этой связи совершенно неприемлемо положение Конституции Республики Тыва 1992 года допускающее ее право на сецессию.

Таким образом, в России с формально-юридической точки зрения не может быть никаких суверенных политико-территориальных единиц, даже если они называются республиками (государствами) (ч.1, ст.5 Конституции РФ). Кроме того, на конституционном совещании в октябре 1995 года подчеркивалось, что Конституция Российской Федерации не зафиксировала “суверенитет республик” (о суверенитете других субъектов Российской Федерации речь не шла) и это означает окончательное отрицание идеи о наличие внутри федеративного государства других суверенных государств (т.е. государств).[29]

Следовательно, суверенной является только Россия, а состовляющие ее территориальные субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий, в пределах которых они самостоятельны.

Следует отметить, что изложенное выше представление о сути суверенитета Российской Федерации в основном опирается на конституционные нормы. Но, как об этом свидетельствует практика, у данного вопроса есть и другая - фактическая сторона; как уже отмечалось выше в виде “парада суверенитетов” отдельных субъектов Российской Федерации. Долго будут помниться последствия лозунга, брошенного в 1991 году Б.Н. Ельциным российским республикам – бывшим автономиям: «Берите суверенитета столько, сколько можете проглотить!». И многие взяли, в том числе и лишнее.

Так, конституции ряда республик предусматривали:

 "Республика Бурятия – есть суверенное государство в составе Российской Федерации" (ч.1 ст.1);

"Республика Дагестан – есть суверенное государство в составе Российской Федерации"(ч.1 ст.1);

"Республика Северная Осетия – суверенное государство, добровольно входящее в состав Российской Федерации" (ч.1 ст.61);

"Республика Татарстан – суверенное государство" (ч.1 ст1); "государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан" (ч.3 ст.1); "Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права" (ст.61);

"Республика Саха (Якутия) является суверенным государством" (ч.1 ст.1);

"Республика Тыва – суверенное государство в составе Российской Федерации" (ч.1 ст.1). Однако на этом пути вместо федерации можно получить конфедерацию, что таит серьёзную угрозу распада единого государства. Поиск путей решения этого важнейшего вопроса государственного строительства привёл к идее подписания Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Подписав его 31 марта 1992 года, представители центра и регионов попытались совместно на основе договорённости разграничить государственную власть между собой и определить правила взаимодействия по её реализации.[30] Практически все республики в составе РФ (за исключением некоторых) приняли декларации о государственном суверенитете и устанавливающие суверенный статус конституционные нормы, юридическая сила которых закреплялась на Федеральном уровне Федеративным договором. Конституция РФ 1993 года, хотя ничего не говорит о суверенитете республик, но в ч.2 ст.5 определяет их “государствами”. Следовательно, зафиксированный в Федеративном договоре “республиканский суверенитет” не противоречит ст.5 Конституции РФ, однако находится в прямом противоречии со ст.4 Конституции РФ.

Объективной причиной данного конституционного “противоречия” стало в основном социально-экономическое и особенно политическое положение конца 90-х годов, в соответствии с чем в жертву достижению “неотложных” политических целей - спасению государственного единства - были принесены четкость и определенность конституционных положений.

Одностороннее принятие отдельными субъектами Российской Федерации деклараций о своем государственном суверенитете не приводит к возникновению каких-либо конституционно-правовых и международно-правовых результатов. Данное само собой не рождает факт наличия суверенитета: реально, ни Татарстан, ни Чечня не являются суверенными государствами (и вообще государствами) - никто не признавал их государственного суверенитета.

На сегодняшний день очевидно, что государства играют ведущую роль в защите прав и свобод человека. Международное сообщество, осуществляющее мониторинг прав человека, всё же является сообществом суверенных государств. Государства принимают на себя обязательства по соблюдению прав человека, создают программы и механизмы для имплементации норм международного права по правам человека. Нормы международного права являются составной частью национальных правовых систем суверенных государств. Государства по – прежнему остаются главным «строителем» системы прав человека, поэтому тезис о том, что права человека расширяются за счёт свёртывания государственного суверенитета, не выдерживает ни какой критики.

Действительно, существуют некоторые исключения, где нарушения прав человека могут повлечь сокращение и даже утрату государственного суверенитета. Но ведь дело не в самих правах человека, а в том, что государство систематически нарушает взятые на себя международные обязательства и создаёт все предпосылки для наступления гуманитарной катастрофы.[31]

 

Заключение

 

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику

Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же указано, что Президент может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством.

Кроме того немаловажным выводом можно считать понятие государственный суверенитет Российской Федерации как сложной категории, которая обуславливается спецификой России, как многонационального государства. Государственный суверенитет РФ включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

 

Список литературы

 

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 14 июня 1990г. №2. Ст.22.

3. Закон Российской Федерации “О безопасности” №2646-1 от 5 марта 1992 г. Ст. 4

4. Алехина Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. №10.

5. Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений. Владивосток, 2004.

6. Дюги Л. Конституционное право. М., 1908.

7. Киреев В.В., Лебедев В.А. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. 2007. №5

8. Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. 2004. № 7 - 8.

9. Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003.

10.  Малеев Ю.Н. Суверенитет и международное право // международное право в современном мире / Под ред. Ю.М. Колосова. – М., 1991.

11.  Михалева Н.А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма //

   Право и жизнь. 1994. №6.

12.  Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. 2009. №11. С. 11 – 17.

13.  Пастухова Н.Б. «Государственный суверенитет в эпоху глобализации». // Журнал Российского права. 2006. № 5.

14.  Пастухова Н.Б. Проблема суверенитета в системе федеративных отношений // Право и политика. 2009. №8. С. 1631 – 1634.

15.  Сеидов А.В. Международное право в эпоху глобализации. Эволюция концепции государственного суверенитета. М.: Научная книга, 2005.

16.  Пастухова Н.Б. О многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета // Государство и право. 2007. № 12

17.  Хабиров Р.Ф. Актуальные вопросы соотношения понятий права человека, суверенитета, государства. 2007. №23. С. 5 – 8.

18.  Шугуров. М.В. Государственный суверенитет и глобализация: философия вызовов и перспектив // Современное право. 2009. №2. С. 38 – 47.

 

 

 


[1] Сеидов А.В. Международное право в эпоху глобализации. Эволюция концепции государственного суверенитета. М.: Научная книга, 2005. С. 24.

 

[2] Дюги Л. Конституционное право. М., 1908. С. 128.

 

[3] Пастухова Н.Б. «Государственный суверенитет в эпоху глобализации». // Журнал Российского права. 2006. № 5.

 

[4] Алехина Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. №10.

[5]  Шугуров. М.В. Государственный суверенитет и глобализация: философия вызовов и перспектив // Современное право. 2009. №2. С. 38 – 39.

[6] Там же. С. 40 – 45.

[7] Малеев Ю.Н. Суверенитет и международное право // международное право в современном мире / Под ред. Ю.М. Колосова. – М., 1991. С.54.

[8] Алехина Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. №10.

[9] Киреев В.В., Лебедев В.А. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. 2007. №5

[10] Там же

[11] Там же.

[12] Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. 2004. № 7 - 8. С. 161 – 165.

 

[13] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //  "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

 

[14] Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 14 июня 1990г. №2. Ст.22.

[15] Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. 2004. № 7 - 8. С. 166.

[16] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //  "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

 

[17] Пастухова Н.Б. О многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета // Государство и право. 2007. № 12

 

[18] Там же.

[19] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //  "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

 

 

[20] Киреев В.В., Лебедев В.А. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. 2007. №5.

 

[21] Там же.

[22] Закон Российской Федерации “О безопасности” №2646-1 от 5 марта 1992 г. Ст. 4

 

[23] Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений. Владивосток, 2004, С.2.

[24] Пастухова Н.Б. Проблема суверенитета в системе федеративных отношений // Право и политика. 2009. №8. С. 1631 – 1633.

 

[25] Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003, С. 291.

[26] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //  "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

 

 

[27] Михалева Н.А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма //

Право и жизнь. 1994. №6.

 

[28] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //  "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

 

 

[29] Там же.

[30] Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. 2009. №11. С. 11 – 12.

[31] Хабиров Р.Ф. Актуальные вопросы соотношения понятий права человека, суверенитета, государства. 2007. №23. С. 5 – 8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...