Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Договорная (естественно-правовая) теория.

Теологическая (религиозная) теория.

Авторы:

Аврелий Августин (354 – 430),

Фома Аквинский (1225 – 1274).

1. Государство, как и человек, возникает по воле, образу и подобию Бога.

2. Идея незыблемости государства, его божественного предназначения.

Недостатки: теория ненаучная, в нее можно либо верить, либо нет. Логическими средствами доказать невозможно.

Основные положения теологической теории содержатся в религиозных источниках — Библии, Коране, Ведах, а также в произведениях богословов. Среди религиозных философов наиболее известными являются Фома Аквинский, Ал-Маварди. Согласно религиозным взглядам, государство возникает в результате божественного творения. Хотя это и социальный институт, но главное его предназначение состоит в том, чтобы исполнять волю Бога. Таким образом, религиозные нормы становятся важными правилами жизни людей в государстве. Они находят отражение и в правовых нормах.

Теологическая теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви. Лучшей формой государства, по мнению многих религиозных мыслителей, является монархия.

Создатели данной теории отражали религиозные взгляды на жизнь. В странах Древнего Востока власть действительно принадлежала религиозным лидерам. В России о божественном происхождении государства писали в разное время патриарх Никон и митрополит Филарет (Дроздов), в Западной Европе — Ж. Маритен.

Следует признать ценность данной теории, так как она устанавливает порядок в обществе, утверждает в политике духовно-нравственные образцы поведения. Выполнение религиозных норм — это одновременно и реализация норм нравственности.

Недостатком теории является ее ненаучный характер и невозможность подтвердить или опровергнуть акт божественного творения государства.

 

Патриархальная теория.

Авторы: Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), Ник. Михайловский 91842 – 1904).

1. Государство возникает в результате разрастания семьи.

2. Государственная власть – продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально охватывает только семью, а затем распространяется на все население страны.

3. Данная теория обосновывает существование «отцовской» власти монарха в обществе, обязанность поданных повиноваться монарху, как отцу в семье.

Недостатки: неправомерно отождествлять законы развития семьи и государства.

В соответствии с патриархальной теорией государство происходит из разросшейся семьи. По мнению Аристотеля, государство в своем развитии проходит ряд этапов: простая семья, состоящая из мужа, жены и детей; расширенная семья, объединяющая несколько поколений родственников; селение и полис. По мере усложнения человеческих коллективов люди приобретают большее количество материальных и духовных благ и в полисе, являвшемся, с точки зрения античного философа, наивысшей ступенью социального развития,

Другой представитель данной теории — Р. Фильмер в работе «Патриарх» пытался обосновать власть английского монарха. Опираясь на Библию, он утверждал, что первый человек — Адам — получил от Бога одновременно семейную (отцовскую) и политическую власть над людьми, которая впоследствии передавалась по семейной линии его потомкам и дошла до современного мыслителю времени в виде власти короля. Монарх, по убеждению Фильмера, является божественным ставленником, отцом своего народа, а подданные — члены единого семейства — обязаны во всем беспрекословно подчиняться своему главе.

Помимо истинного объяснения отдельных процессов образования государства, патриархальная теория обладает нравственным, гуманистическим потенциалом. В соответствии с ней власть в государстве должна быть авторитетной, проявлять заботу по отношению к подданным. Однако не следует забывать, что опека государства над своими гражданами (такую политику называют также патерналистской — от лат. рШег — отец), подобная заботе отца о своем семействе, не может не вызывать конфликты в обществе. Не все индивиды и социальные группы согласятся только повиноваться главе государства и в его лице государственной власти. Народ должен иметь возможность реально осуществлять власть или влиять на нее непосредственно, участвуя в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетировании, референдумах или через институты представительства.

Договорная (естественно-правовая) теория.

Авторы:

Г. Гроций (1583 – 1646),

Д. Локк (1632 – 1704),

Т. Гоббс (1588 – 1679),

Д. Дидро (1713 – 1784),

Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778).

1. Государство образуется в результате общественного договора, т.е. свободного соглашения населения, которое добровольно ограничивает свою свободу ради достижения личной безопасности и «общего блага».

2. Содержание договора: источник политической власти – народ; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности; обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.

Достоинства: данная теория носит гуманистический характер, т.к. утверждает приоритет прав личности и ограничивает чрезмерное вмешательство государства в общественную жизнь.

Недостатки: теория носит умозрительный характер, т.е. не подкреплена реальными историческими фактами.

В основе объяснения причин возникновения государства теорией общественного договора лежат взгляды о так называемом естественном состоянии человека.

Естественное состояние человека — жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

По мнению представителей данной теории, некогда люди жили в безгосударственном обществе и подчинялись только законам природы. Англичанин Т. Гоббс считал, что в естественном состоянии человек эгоистичен, стремится к наслаждениям, богатству и власти. Порядки догосударственного общества философ охарактеризовал словами: «Война всех против всех». Б. Спиноза утверждал, что в естественном состоянии «человек человеку — волк». Дж. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, наоборот, говорили о естественном состоянии как о царстве свободы, равенства и справедливости, где гармонично сочетаются общие и частные интересы.

Однако безвластная жизнь не могла продолжаться долго. В первом случае она грозила закончиться самоуничтожением человека, а во втором — власть понадобилась для прекращения нарушений естественных прав и наказания виновных. Люди объединяются и заключают между собой договор об образовании государства, главными целями которого выступают обеспечение мира, безопасности, порядка, прав человека.

В соответствии со взглядами Т. Гоббса, люди отказываются от всех естественных прав в пользу государства, получающего, таким образом, абсолютную и неограниченную власть над обществом. Обладателем всей полноты государственной власти становится одно лицо — монарх, который не связан ничьими правами и никакими законами, в том числе своими собственными. Дж. Локк, а вслед за ним и Т. Джефферсон считали, что с заключением общественного договора люди не утрачивают естественных прав. Государство как раз и создается для обеспечения их защиты и реализации, в особенности — права частной собственности, выступавшего, по мнению мыслителей, гарантом свободы. У народа сохраняются также свобода мысли и слова, совести и вероисповедания, право на восстание, допускавшееся в случае нарушения политической властью естественных прав.

Теория общественного договора используется как принцип объяснения социального предназначения и функций государственной власти, смысл деятельности которой заключается в обеспечении безопасности и гарантированности естественных прав человека.

В последующем положения договорной теории были восприняты при учреждении политического строя США, СССР и Франции. В США и СССР основы государственного устройства устанавливались соответственно конституциями 1787 и 1924 гг., во Франции — Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., являвшихся своего рода формами общественного договора. Влияние теории договора прослеживается и в Конституции РФ 1993 г., в преамбуле которой говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации».

 

Теория насилия.

Авторы:

Е. Дюринг (1833 – 1921),

Л. Гумплович (1838 – 1909),

К. Каутский (1854 – 1938).

1. Государство возникло в результате применения внешнего или внутреннего насилия одних людей над другими.

2. При этом под внешним насилием понимается завоевание одного народа другим, под внутренним – экономическое и политическое господство одних членов общества над другими.

Достоинства: применение принуждения при образовании государства действительно имеет место.

Недостатки: абсолютизация принуждения и насилия.

Представителями теории насилия являлись немецкие ученые К. Каутский, австрийский правовед Л. Гумплович, Е. Дюринг. По их мнению, важнейшим фактором в образовании государства является насилие одной части общества шш отдельного племени над другой частью общества (племенем). К. Каутский считал, что государство возникает в результате завоевания одного племени другим.

По мнению Е. Дюринга, насилие, а вместе с ним и государство, как аппарат насилия, вызревают внутри общества, где осуществляется разделение людей на властвующих и подвластных. Первые закрепляют свое господство путем создания государства.

Безусловно, насилие играло существенную роль в образовании государства. И сейчас применение насилия остается прерогативой государственной власти. Но образование государства стало

возможным лишь вследствие изменения социальной организации общества, а изменения обусловлены развитием экономики. Каким образом завоеванное племя или подвластная часть населения смогли бы поддерживать свое существование, а также содержать племя завоевателей или властвующую социальную группу? Ответ один: только изменив характер экономической деятельности. Поэтому в основе образования государства лежит не насилие, а экономика. Насилие выступает важным, но не решающим фактором этого процесса. Как показывает история, завоеватели, покоряя другие народы, уже сталкиваются с государственной организацией и используют государство в своих целях. Так было с варварами, завоевавшими Рим, и монголо-татарскими кочевниками, захватившими Русь.

Теория насилия.

Авторы:

Е. Дюринг (1833 – 1921),

Л. Гумплович (1838 – 1909),

К. Каутский (1854 – 1938).

1. Государство возникло в результате применения внешнего или внутреннего насилия одних людей над другими.

2. При этом под внешним насилием понимается завоевание одного народа другим, под внутренним – экономическое и политическое господство одних членов общества над другими.

Достоинства: применение принуждения при образовании государства действительно имеет место.

Недостатки: абсолютизация принуждения и насилия.

Представителями теории насилия являлись немецкие ученые К. Каутский, австрийский правовед Л. Гумплович, Е. Дюринг. По их мнению, важнейшим фактором в образовании государства является насилие одной части общества шш отдельного племени над другой частью общества (племенем). К. Каутский считал, что государство возникает в результате завоевания одного племени другим.

По мнению Е. Дюринга, насилие, а вместе с ним и государство, как аппарат насилия, вызревают внутри общества, где осуществляется разделение людей на властвующих и подвластных. Первые закрепляют свое господство путем создания государства.

Безусловно, насилие играло существенную роль в образовании государства. И сейчас применение насилия остается прерогативой государственной власти. Но образование государства стало

возможным лишь вследствие изменения социальной организации общества, а изменения обусловлены развитием экономики. Каким образом завоеванное племя или подвластная часть населения смогли бы поддерживать свое существование, а также содержать племя завоевателей или властвующую социальную группу? Ответ один: только изменив характер экономической деятельности. Поэтому в основе образования государства лежит не насилие, а экономика. Насилие выступает важным, но не решающим фактором этого процесса. Как показывает история, завоеватели, покоряя другие народы, уже сталкиваются с государственной организацией и используют государство в своих целях. Так было с варварами, завоевавшими Рим, и монголо-татарскими кочевниками, захватившими Русь.

 

Экономическая

(историко-материалистическая, классовая) теория.

Авторы:

Л. Морган (1818 – 1881),

К. Маркс (1818 – 1883),

Ф. Энгельс (1820 – 1895),

В. Ульянов (Ленин) (1870 – 1924).

1. Государство рассматривается как результат действия объективных процессов экономического развития общества.

2. Главные причины возникновения государства – это появление частной собственности на средства производства, что приводит к расколу общества на классы с противоположными экономическими, а затем и политическими интересами.

Достоинства: эта теория является наиболее подтвержденной историческими фактами.

Недостатки: абсолютизация экономического фактора и чрезмерный упор на классовый подход.

Представителями классовой теории происхождения государства были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс указал на следующие закономерности образования государства:

разделение труда, в результате которого земледелие, скотоводство, ремесло, а в последующем и торговля стали самостоятельными направлениями хозяйственной деятельности;

. переход общества от кочевого образа жизни к оседлому;

. снижение роли рода (родовой общины) в социальной организации общества;

возникновение семьи и соседской общины как основных социальных единиц общества;

появление прибавочного продукта;

· возникновение на основе присвоения прибавочного продукта отдельными лицами частной собственности;

· разделение общества на классы — социальные группы, определенным образом относящиеся к средствам производства (имеющие их в собственности или не имеющие);

· создание экономически господствующим классом государства как аппарата политического насилия над классом эксплуатируемых.

Главной движущей силой социальных изменений, по мнению К. Маркса, является экономическая сфера, выступающая базисом общества и определяющая надстройку — политическую, социальную и духовную сферы. Экономика, считал Маркс, обусловлена производственными отношениями.

Общественно-экономическая формация определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

К. Маркс выделил пять общественно-экономических формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Развитие человеческого общества представляет собой естественно-исторический процесс перехода от низших форм социальной организованности к более высоким.

Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный тип государства. Все эти государства (рабовладельческое, феодальное и буржуазное) — эксплуататорские, поскольку их сущность состоит в подавлении экономически господствующими классами эксплуатируемых классов. Коммунистическая формация виделась Марксом как наивысшая цель человечества. Он полагал, что коммунистическое общество будет установлено по мере революционного ниспровержения капиталистического.

Переходным этапом на пути от капитализма к коммунизму является, по Марксу, социалистическое общество, образуемое в результате социалистической революции, знаменующей переход власти от буржуазии к пролетариату. При социализме собственность на средства производства находится у государства, которое планирует экономическую деятельность в масштабах всей страны. Классовое неравенство и частная собственность уничтожаются, а вместе с их исчезновением происходит постепенное отмирание государства и права. При коммунизме все члены общества, считал Маркс, трудятся, а результаты их труда распределяются справедливо, в зависимости от потребностей.

 


 

Действие Искомый предмет
1. Использовать иначе Можно ли по-другому использовать, применять это?
2. Привести аналогии На что это похоже? Есть ли аналогии?
3. Изменить признаки На что это похоже? Есть ли аналогии?
4. Увеличить Можно ли увеличить размер, скорость, количество?
5. Уменьшить Можно ли это уменьшить? Что-нибудь убрать? Разделить? Сделать легче, светлее, тоньше?
6. Заменить Какие свойства можно заменить? Иначе организовать процесс или расположение?
7.Передвинуть Можно ли поменять местами отдельные фрагменты? Причину и следствие?
8. Сделать наоборот Как будет выглядеть противоположная идея? А если поменять роли?
9.Комбинировать Можете ли Вы совместить эту идею с другими? Разложить на отдельные элементы?
10.Трансформировать Можно ли это продырявить, сжать, растянуть? Сделать твердым, жидким, прозрачным?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...