Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I . Организация управления технологическим развитием предприятия




Содержание

Введение 3

Глава I. Организация управления технологическим развитием предприятия   4

Глава II. Анализ предмета и объекта стратегического управления технологическим развитием на примере ООО «Балтнефтепровод» 12

Заключение     19

Список использованной литературы 20


Введение

 

Актуальность темы исследования определена тем, что в условиях структурной перестройки экономики России возникает объективная необходимость осваивать новые методы хозяйствования, основанные, в том числе, на стратегическом предвидении перспектив технологического развития промышленных предприятий.

Анализ процессов стратегического управления показал, что большинство руководителей предприятий осознают стратегическую роль технологий в обеспечении устойчивого развития промышленности, свыше половины предприятий формулируют технологическую стратегию на корпоративном уровне в явном виде, разрабатывая для этого необходимые документы. Тем не менее, у отечественного менеджмента еще не сложилось четкого понимания экономического содержания технологической стратегии и ее места в системе управления предприятием. Стратегическое управление технологическим развитием осуществляется в большинстве случаев интуитивно и далеко не всегда увязывается с устойчивым конкурентным преимуществом предприятия и его динамическим развитием.

Цель работы состоит в анализе стратегии технологического развития промышленных предприятий на основе концепции технологического менеджмента. Анализ ведётся на примере ООО «Балтнефтепровод»

Достижение поставленной цели объективно требует решения следующих задач:

предложить научно обоснованные методы формирования стратегии технологического развития предприятия с учетом современных тенденций и условий научно-технического развития отрасли;

предложить научно обоснованные методы обоснования стратегии управления инновационными технологиями.

 


Глава I. Организация управления технологическим развитием предприятия

 

Важнейшим фактором успеха каждой компании становится стратегическое управление технологическим развитием, или, другими словами, технологический менеджмент.

Ориентация на передовую технологию является ключом к успеху на рынках, которые с нетерпением ожидают существенного прогресса в характеристиках продукта и готовы платить за это высокую цену. В частности, такое всегда имело место на рынке вооружений. С наступлением эры приоритета здоровья и долголетия на передовые технологии стала ориентироваться фармацевтическая промышленность. Затем это перешло в отрасли, связанные с обработкой данных, коммуникациями и т.д.

Важно, что в 60-х годах, когда рынок стал более сложным и динамичным, перечисленные альтернативные однофункциональные ориентации фирм перестали отвечать требованиям рыночной среды и стали сближаться, образуя многофункциональную стратегическую ориентацию.

В этих условиях одним из наиболее важных факторов, определяющих успех фирмы, является осуществляемая руководством фирмы функция управления ее технологическим развитием, стратегическое управление технологией, или, что то же самое, технологический менеджмент.

Технологический менеджмент - наука управления, связывающая технические и управленческие дисциплины для оптимального достижения стратегических и тактических целей организации, планирования, разработки и коммерциализации разработок.

Технологический менеджмент - это:

· ключ для организаций, решивших «создать себя заново» (свои продукты и свой бизнес);

·   основа технологического предпринимательства - создания новых эффективных высокотехнологичных предприятий и производств;

·   двигатель развитая науки и технологии.

Ключевыми моментами технологического менеджмента являются: выявление и коммерческая оценка технологических возможностей; управление исследованиями и разработками; интеграция технологии в общую деятельность компании; стратегическое управление интеллектуальной собственностью; поддержание конкурентоспособности, продвижение на рынок новых продуктов; управление текущими и радикальными инновациями.

К вопросам технологического менеджмента относятся: управление жизненным циклом продукта и ассортиментом продукции, в том числе управление процессами замены устаревших технологий и оборудования; формирование инновационной культуры персонала; управление качеством выпускаемой продукции; управление интеллектуальной собственностью и многое другое.

В целом эффективное управление технологиями должно объединять перспективы создания новой технологии и перспективы спроса на нее. Технология рассматривается как важнейшее средство создания и поддержания конкурентного преимущества, что поднимает ее до уровня стратегического капитала, которым нужно грамотно управлять на всех этажах руководства компании. При этом не только формальные НИОКР, но и любая деятельность фирмы, включая стратегическое планирование, маркетинг, сбыт, производство, кадры, финансирование, может рассматриваться как использование технологий, которые способны увеличить конкурентоспособность фирмы. Стратегический технологический менеджмент не ограничивается рамками hi-tech отраслей с быстрым технологическим развитием. При широком взгляде на технологии и производство никаких «низких» технологий не существует.

Понятно, что такие важные элементы стратегического технологического менеджмента, как прогнозирование развития технологий, объединение НИОКР с общей стратегией фирмы, включение развития технологий в бизнес-план фирмы актуальны для стратегии управления предприятием любого масштаба. Соответствующие подходы имеют ценность для малой технологической фирмы, крупного научно-производственного предприятия, научного учреждения, инвестиционного учреждения, которое ориентируется на прямые инвестиции в экономику. Именно стратегическое управление изменяющейся технологической средой должно стать залогом длительного успеха всех производственных фирм, а не только тех, что связаны с наукоемкими продуктами. Это обеспечит в следующем тысячелетии успех экономики России в целом.

Содержание понятия «деятельность менеджера» существенно отличается от первоначального и до сих пор общеупотребительного значения - управляющего, агента, маклера. В современных условиях менеджер должен быть, прежде всего, организатором инновационного процесса, менеджером инновационной деятельности.

Менеджера инновационной деятельности можно считать:

· изобретателем, который преодолевает препятствия, связанные с использованием изобретения;

·   предпринимателем, который пользуется монополией на результаты умственного труда, предоставленной ему благодаря приобретению патента, берется за реализацию чужой идеи, инициирует ее практическое осуществление;

·   активным консультантом, который ориентирует общественное мнение на применение нововведения.

Менеджер инновационной деятельности - это тот, кто способен решать необычную, ранее не встречающуюся экономическую или техническую, или организационную проблему.

В сложной организации, представляющей собой общественную систему, в запутанной ткани субъективных процессов принятия решений должен присутствовать некто, выражающий общее стремление к сохранению функциональной системы. Но этот некто не должен навязывать системе принесенное извне решение, наводить железной рукой порядок в хаосе, а должен найти единомышленников, чтобы выработать согласованные действия, ведущие к общей цели.

Менеджер инновационной деятельности - не начальник в традиционном смысле этого слова, а равный среди партнеров. Вместе с тем он выступает как бы катализатором совместной деятельности, ведет поиски цели, приводит в движение тех, кто идентифицирует себя с этой целью и благодаря общей стратегии, а в случае необходимости - путем изменения стратегии сплачивается в поиске и реализации решения проблемы.

Развитие инновационного технологического бизнеса имеет принципиальное значение для реализации огромного научно-технического потенциала, который накоплен в России и в странах СНГ, однако не используется в силу не только объективных причин, но чаще всего из-за неподготовленности российских разработчиков к выведению на рынок новой продукции.

Появившийся опыт коммерческой деятельности тоже не в полной мере помогает в силу специфики инновационного предпринимательства. В отличие от приемов работы со сложившимся «зрелым» товаром, бизнес с новым продуктом, имеющим лучшие потребительские свойства, связан не только с экономическими (искать и осваивать новый рынок), но и с технологическими аспектами управления (развивать и совершенствовать саму продукцию под потребности рынка). Это вызывает необходимость в особой нормативно-правовой базе и механизмах финансирования, а также в специальной инфраструктуре поддержки и обеспечения.

И тогда мы снова возвращаемся к изначальной проблеме - где взять должное количество управленцев, которые приведут инновационные предприятия к успеху? К счастью, проблема реализации научного потенциала, получившая название коммерциализации науки и технологий - проблема международная. Стремление к сокращению цикла создания и ускорению продвижения нового продукта на рынок заставляет отводить существенную роль исследованию рынка, научно-техническим прогнозам, трансферу технологий.

Важность обучения технологическому менеджменту в настоящее время становится все более ясной для развитых стран. В силу этого создаются специальные программы по технологическому менеджменту в ведущих университетах мира, хотя надо отметить, что и в развитых странах не так много учебных заведений, которые уже начали у себя такие программы.

Развитие рыночной экономики делают эту специальность и программу очень актуальной, так как реализация прогрессивных технологий является решающим фактором успеха кампаний, особенно частных, эффективности государственных программ и процветания национальной экономики.

В условиях прогнозируемого увеличения инвестиционной активности в России виден серьезный дефицит (почти полное отсутствие) специалистов, способных: управлять инвестиционными проектами, обеспечить эффективное продвижение на рынок нового технологического продукта, возглавить инновационные фирмы.

Нереализованные запасы передовых технологических разработок в России насчитывают десятки тысяч. Для их успешного продвижения на российские и зарубежные рынки нужны сотни тысяч специалистов в области технологического менеджмента. По самым скромным подсчетам менеджеров инновационной деятельности нужно сегодня России никак не меньше 200 тыс. человек. (Сегодняшние российские парадоксы - нехватка специалистов при колоссальной безработице).

Россия, чтобы занять достойные позиции в мире, должна будет в самое ближайшее время, выбрать приоритеты прорыва и, опираясь, прежде всего, на собственные разработки, совершить этот рывок.

Но для этого сегодня должны быть подготовлены те, кто будет осуществлять этот рывок - современные российские менеджеры, широко и хорошо образованные, способные выдержать все ужесточающуюся конкуренцию в мире.

Успешная работа этих людей - залог того, что Россия преодолеет сегодняшний глубочайший кризис, а в обществе появится слой людей достойно, наконец-то, заработавших большие состояния.

Несмотря на большое количество государственных и негосударственных образовательных учреждений, ведущих подготовку менеджеров по всему спектру делового образования, имеются большие проблемы обеспечения высокоэффективной подготовки специалистов для инновационной деятельности на всей территории России.

Функционирование системы подготовки кадров для научно-технической сферы должно базироваться на следующих методологических принципах:

· модульная схема построения системы и образовательных программ;

·   непрерывное обновление учебного процесса, отображающее изменение ситуации на рынке с появлением новых технологий;

·   формирование устойчивых навыков практической реализации инновационных проектов;

·   адекватность международным образовательным стандартам.

Хотя инновационная деятельность в научно-технической и промышленной сферах пока недостаточно регламентирована действующими нормативными актами, бурно развивающаяся практика вызывает растущий интерес участников инновационной деятельности к уточнению и упорядочению задач персонала, содержанию его обучения и путям развития кадрового потенциала инновационных организаций.

Инновационный процесс представляет собой единый поток. Его отдельные стадии - научная разработка технической идеи, новой технологии, доведение ее до промышленного использования, получение нового продукта, его коммерциализация - значительно различаются по организации труда, методам управления и финансирования и т. д. Но тем не менее эти стадии взаимнообусловлены и обеспечивают успех инновационного процесса при интеграции их в единое целое.

Совершенствование инновационного механизма на отдельной стадии не обязательно повышает результативность процесса в целом. Если ценные фундаментальные идеи не используются для разработки новых технологических процессов, а новые технологии не превращаются в товары общественного спроса или находят лишь очень узкое применение в локальных сферах, то потенциал данного направления НТП практически не реализуется для потребительского спроса. Пионерные результаты на отдельных стадиях утрачивают свою ценность на других и мало способствуют совершенствованию всего общественного производства.

По этой причине для обеспечения эффективности инновационного процесса в целом первостепенное значение имеют такие формы его организации, при которых результат каждой стадии мог бы служить основой для поступательного движения на следующей. Особую важность приобретает стыковка стадий, обеспечивающая непрерывность, гибкость и динамизм всего процесса.

Общее ускорение научно-технического прогресса требует быстрой разработки и внедрения новшества в качестве защиты от морального старения. Эти же обстоятельства требуют разработки научной идеи, новой технологии в различных направлениях для наиболее рационального и перспективного решения, для получения производственных методов или продуктов, пригодных для использования в разных отраслях.

Таким образом, механизм интонационного процесса будет эффективным тогда, когда обеспечит интеграцию всех его стадий, скорость разработки новшеств, быстрое их внедрение и распределение на другие сферы общественного производства.

Развитые капиталистические страны за последние 10-15 лет накопили значительный опыт организации инновационного процесса. Прежде всего следует отметить множественность тех путей и форм, с помощью которых достигается интеграция стадий, диффузия изобретений, их коммерциализация и т. п.

Когда речь идет об инновационном процессе, возникает вопрос о его главных носителях, о хозяйствующих субъектах, которые осуществляют реальное обновление производства. Своеобразие экономического развития капиталистической экономики в последние годы выдвинуло на передний план в научно-техническом прогрессе мелкие капиталы, индивидуальных инициаторов

Отдельные модели инновационного процесса применимы и результативны в различных ситуациях с учетом национальных особенностей, степени общего экономического развития, положения страны в мировом хозяйстве. Но общей чертой является особая роль творческого человека, поставленного в центр научно-технического обновления, а также способы взаимодействии людей. Превращение современного производства вместе с его предварительными стадиями - научными исследованиями, конструированием - в единый поток раздвигает рамки кооперации труда за границей непосредственного производства. Характер взаимодействия людей, участвующих в научных разработках и их внедрении в производство - важнейшее условие эффективности всей системы.

По существу модели инновационного процесса различаются (если иметь ввиду организационную сторону дела) тем, как задействован творческий потенциал человека, какими способами и на каких принципах создается коллектив людей, занятых в сфере научно-технического прогресса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...