Занятие № 10 (лекционное занятие)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Тема: Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура, мораль, этикет, дозволение, предписание, запрет. План занятия (тезисы): 1. Понятие культуры и её виды. 2. Основные элементы и функции культуры. 3. Разновидности культуры. 4. Социальные нормы. Этикет. Мораль. Краткое изложение теоретических вопросов: 1. Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Выделяют два основных вида культуры: -Материальная культура Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. -Духовная культура Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др. 2. Основные элементы и функции культуры. Социология рассматривает в основном элементы нематериальной духовной культуры.
Основные элементы культуры как социальной системы — это знаки, символы, язык, ценности, правила, социальные нормы, социальные санкции, представления о взаимосвязях, отношениях элементов реального мира и сферы сверхъестественного; внешние формы поведения людей, этикет, обычаи, традиции, ритуалы. Основные функции культуры: -Познавательная (формирование целостного представления о народе, стране, эпохе) -Оценочная (осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций) -Регулятивная (нормативная) (Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)) -Информативная (осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений) -Коммуникативная (сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение) -Социализации (Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию). 3. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Основные формы: - элитарная - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами; - народная - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы); - массовая - понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры). 4. Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:
— дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны; — предписание — указание на требуемое действие; — запрет — указание на действия, которые не следует совершать. Этикет (от фр. — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе. Мораль (лат. — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. Примерные вопросы к студентам: 1.Дать определение понятию «культура» в широком смысле слова. 2.Понятие «культура» в узком смысле слова. 3.Выделить два основных вида культуры. 4.В чём сущность материальной культуры? 5. Назовите составляющие компоненты духовной культуры. 6.Перечислить основные элементы культуры. 7.Назвать основные функции культуры и пояснить их сущность. 8.Среди основных форм культуры можно выделить… 9.Дать определение понятию «элитарная культура» 10.Сформулировать определение понятию «массовая культура» 11. Массовая культура - это… 12. Какие функции выполняют в обществе социальные нормы? 13. Назвать три способа регулирования поведения людей и дать им определения. 14. Дать определение понятию «этикет». 15. Сформулировать определение понятию «мораль» Учебно-методическое и информационное обеспечение: 1. стр. 113-121(1.2); 2. стр. 22-24 (1.3) http://www.iprbookshop.ru/74502.html; 3. Обществознание, 11 класс, профильный уровень, Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой, М, 2014. (1.5), стр.300-317 http://vklasse.org/11-klass/uchebniki/obschestvoznanie/ln-bogolyubov-yua-lazebnikova-kg-holodkovskij-2014-profilnyj-uroven/stranitsa-300
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|