Экскурсии в природу (объекты – лес, роща, лесопосадки, школьный дендропарк).
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Учащиеся школы совершают экскурсии в лес, с целью: сбора гербарных растений, знакомство с основным видовым составом лесной растительности, изучение сезонных явлений в лесу, роще. Экскурсии организуются в виде обычного похода в лес, где ведущую роль выполняют члены зелёного патруля совместно с учителем. Экскурсии имеют свою тематику и программу, которую определяют вместе с членами экологического отдела «ГУРАН», продолжительность экскурсии несколько часов. Экскурсии проводятся в разной форме, всё зависит от уровня подготовки, эрудиции, фантазии, способностей учащихся по данной теме. Например, в сентябре-октябре 2015 года учащимися школы была совершена серия тематических экскурсий на территорию лесного участка, примыкающего к Корнееву роднику. Результат – была написана исследовательская работа «Рекреационная дигрессия леса». Примером следующих тем экскурсионных походов является исследование лесных насаждений – лесополос хутора Николовки – прямолинейных рядов деревьев (акация, вяз, ясень), с любовью посаженных нашими дедами и отцами.
Таксация лесных насаждений. На занятиях экологического кружка учащиеся учатся определять глазомерную таксацию деревьев, отбор деревьев пригодных на рубку. Учащиеся знакомятся со специальными приборами – высотометром, планом лесонасаждений; чтение специализированной литературы. Например,
Тема занятия: «Определение площади сечения дерева». Цель: определить объём неправильного геометрического тела. Ход работы: 1. Измерить диаметр дерева, на высоте 1,3 метра от земли; 2. Определить примерную высоту дерева и вычислить объём, учитывая наличие сучков.
Апробация лесного посадочного материала на территории школы.
Этот вид деятельности является ведущим в работе нашей школы, благодаря этому на базе школы имеется красивый дендропарк, аллея лесных насаждений, школьная фитозона, где происходит апробация различного лесного посадочного материала. В школьном дендропарке мы высадили множество видов древесных и кустарниковых пород, характерных для нашего леса и ближайших лесополос. В течение года члены отряда «Зелёный патруль» проводит серию опытно-исследовательских работ. Члены ЗП помогают озеленению улиц хутора лесными саженцами деревьев и обеспечивают своевременный уход за ними. В 2014-2015 гг. сельская администрация закупила 150 саженцев деревьев в Селивановском лесопитомнике и совместно со школой провели акцию «Посади своё дерево!», провели озеленении населённых пунктов хуторов Антоновка и Николовка. Работа в школьном дендрарии всячески поощряется, так как деревья выступают ценным объектом для экологических исследований.
Фенологические наблюдения и опытническая работа. В своей работе члены отряда «Зелёный патруль» большое значение отводят наблюдениям и проведению опытов. Учащиеся выясняют закономерности сезонного развития растений и животных в роще, дендропарке; устанавливают взаимосвязи живых организмов с условиями окружающей среды (ребята выясняют лучшие сроки для сбора плодов, лекарственных растений; начало цветения растений, прилёт и отлёт птиц). Примерный план опытно-практических работ и наблюдений 1. Дать характеристику по происхождению, составу, полноте, возрасту, ярусности участков леса; 2. Провести наблюдения по схеме:
3. Определить влияние времени сбора семян на их всхожесть; определение всхожести семян; определение способов размножения растений. 4. Работа на экологическом объекте «Роща»; 5. Изучение строения вредителей леса, изучение простейших способов борьбы с вредными насекомыми и болезнями леса. 6. Проведение расселения муравьёв. 7. Привлечение птиц, уход за гнёздами и охрана птиц.
Тема опыта «Определение более эффективного способа размножения растений» (на примере тополя пирамидального). Цель: выяснить более рациональный способ размножения тополя, так как тополь перспективная порода для укрепления склонов оврагов в борьбе с ветровой эрозией (дефляцией).
Варианты опыта 1 – высадка черенками 2 – посев семенами с пухом
Перед посевом почву вскапывают, рыхлят и делают грядки шириной 50-60 см. Пух равномерно раскладывают, тщательно увлажняют грядку, присыпают перегноем, сверху прикрывают соломой. Обильный полив 5-7 раз в день (3 дня), затем полив сокращаем до 1 раза в день в течение 1 месяца. Слой соломы постепенно уменьшаем.
Высадка черенками производим в грядку по той же схеме.
Наблюдения по опыту:
Тополь одно из самых быстрорастущих древесных растений. Тополь используют во многих видах промышленности. При размножении тополя черенками сокращается продолжительность жизни, ухудшается жизнеспособность (из 10 саженцев прижилось только 6) и рост деревьев, среди них распространяется сердцевидная гниль, суховершинность. Эти недостатки отсутствуют при размножении тополя семенами. Параллельно с наблюдениями проводим систематические метеонаблюдения: составляем календарь погоды.
Темы опытнической работы по лесоводству
Тема 1 Выявление наиболее эффективных способов подготовки посевного материала хвойных пород и их влияние на рост и развитие растений. Тема 2 Выращивание сеянцев хвойных пород под полиэтиленовой плёнкой. Тема 3 Выявление оптимальной нормы высева семян хвойных пород.
Тема 4 Влияние сроков посева семян на развитие саженцев берёзы. Тема 5 Влияние минеральных удобрений на рост и развитие саженцев сосны. Тема 6 «Определение более эффективного способа размножения растений» (на примере тополя пирамидального).
В опытах используются виды деревьев (берёза бородавчатая, тополь пирамидальный, сосна обыкновенная) – как перспективные древесные породы для посадки защитных полос на полях и вдоль дорог населенных пунктов, в виде зелёных насаждений.
5) Но основным содержанием работы «зелёного патруля» является практическая помощь – уход за лесом, рощей и лесопосадками, примыкающими к экологическим стоянкам; охрана флоры и фауны этих объектов. Для того, чтобы предвидеть будущее леса, рощи и другого экологического объекта, необходимо вовремя заметить нарушение экологического равновесия: болезни деревьев, образование оврагов в лесу, пожары, браконьерство и многое другое. Особой заботой отряда «Зелёный патруль» окружены птицы: члены отряда изготавливают и развешивают кормушки (операция «Синица»), каждая кормушка имеет свой порядковый номер. Члены отряда проводят разъяснительную беседу о необходимости охраны птиц в зимний период, совместно с другими учащимися школы организовывают кормление птиц и наблюдение за жизнью птиц. Наблюдения должны включать вопросы, отражающие биологию и экологию определённого вида птицы. Итогом этого вида деятельности является ежегодно проводимый праздник «День птиц».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|