Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоговая контрольная работа (ИКР).

Уральский университет, 2016/2017 г.

Программа дисциплины «История зарубежной литературы. Часть вторая» для студентов специальности «Издательское дело и редактирование».

Система отчетности

Оценка работы студента осуществляется на основе учета рейтинговых баллов по результатам текущего и итогового контроля. Для получения зачета необходимо набрать не менее 41 балла. Если по дисциплине предусмотрен экзамен, для получения оценки «удовлетворительно» достаточно набрать 41 балл, «хорошо» – 61 балл, «отлично» – 81 балл.

Текущий контроль включает в себя две контрольные работы по текстам, оценку самостоятельной работы, представленной в виде доклада на практическом занятии, учет посещения занятий.

Итоговый контроль включает в себя итоговую контрольную работу и собеседование в экзаменационной форме по программе курса.

Текущий контроль

Контрольные работы по текстам

Специфика историко-литературного курса состоит в том, что условием выполнения его программы является прочтение довольно большого количества произведений. Кроме того, важно, чтобы произведения были прочитаны своевременно. Поэтому студентам предлагается понедельный график чтения, учитывающий объем и сложность произведений, входящих в список обязательного чтения. Проверка знания произведений осуществляется в форме контрольных работ (КРТ).

Список произведений для обязательного чтения:

Раздел 1. Литература XVIIвека.

Пьер Корнель. Сид.

Жан Расин. Федра.

Мольер. Тартюф.

Мольер. Дон Жуан.

Педро Кальдерон. Врач своей чести.

Франсиско де Кеведо. История пройдохи по прозванию Дон Паблос.

Раздел 2. Литература XVIII века.

Антуан Франсуа Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско.

Генри Филдинг. История Тома Джонса, найденыша.

Вольтер. Кандид.

Вольтер. Простодушный.

Бомарше. Севильский цирюльник.

Бомарше. Женитьба Фигаро.

Лоренс Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди.

Иоганн Вольфганг Гете. Страдания молодого Вертера.

Иоганн Вольфганг Гете. Фауст.

Фридрих Шиллер. Разбойники.

Раздел 2. Литература XIX века

Гофман. Житейские воззрения кота Мурра.

Бальзак. Гобсек.

Стендаль. Красное и черное.

Диккенс. Большие надежды

Флобер. Госпожа Бовари.

По. Падение дома Ашеров. Вильям Вильсон. Убийство на улице Морг. Колодец и маятник. Золотой жук. Похищенное письмо. Бочонок амонтильядо

Мелвилл. Моби Дик.

 

График чтения и расписание контрольных мероприятий см. в таблице ниже.

Максимальная сумма баллов за каждую КРТ – 15. Вопросы формулируются в закрытой форме. Задание может состоять в том, чтобы по фрагменту опознать произведение, правильно определить время и место действия, перечислить главных героев и т.д.

 

Практикум

В течение семестра студенты должны подготовить доклад по проблематике дисциплины. Темы в обязательном порядке должны быть согласованы в течение февраля-марта. Доклады представляются на практических занятиях в конце семестра. Желательны видео- и аудиоиллюстрации. Электронная версия доклада обязательна. К докладу должен быть приложен список использованной литературы. В текст доклада должны быть включены ссылки.

Все цитаты должны быть взяты в кавычки и атрибутированы (автор, название, год издания, страница). Если цитируются материалы, размещенные в сети Интернет, должны быть указаны автор, название работы, электронный адрес. Цитировать тексты, автор которых не указан, нельзя. В устном сообщении необходимо отделять свою речь от чужой и также указывать источник.

В каждом докладе должны быть цитаты не менее чем из двух источников.

Доклад не должен состоять только из цитат.

Доклад должен быть связным.

Перед началом работы студент должен удостовериться, что правильно понимает все слова, входящие в название темы. Определения терминов можно найти в лекциях, литературоведческих словарях (рекомендуется «Литературная энциклопедия терминов и понятий»). При этом определение термина не нужно включать в работу.

В докладе не должно быть ничего лишнего. Не надо говорить о том, когда писатель родился, где он жил, какие произведения написал, как о нем отзывалась критика, если это не предусмотрено формулировкой темы.

Оценка «отлично» за доклад соответствует 15 баллам, «хорошо» – 10 баллам, «удовлетворительно» – 5 баллам.

Темы докладов по дисциплине «История зарубежной литературы (ч. 2)»

 

Занятие 1. Мольер

1. Образ Тартюфа в комедии Мольера.

2. Дом Оргона в комедии Мольера «Тартюф».

3. Интрига и сюжет «Тартюфа».

4. Принципы типизации в комедии Мольера «Тартюф».

5. «Дон Жуан» Мольера.

6. Дон Жуан как «вечный образ». Дон Жуан Мольера и пушкинский Дон Гуан.

Занятие 2. Прево

7. Образ Манон в романе аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско».

8. Образ Кавалера в романе аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско».

9. Концепция любовного чувства в романе Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско».

10. Сюжет романа Прево «Манон Леско».

11. Принципы изображения действительности в романе Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско».

12. Манон Леско и образ «роковой женщины» в литературе.

Занятие 3. Бомарше

13. Интрига и сюжет комедии «Севильский цирюльник».

14. Образы героев комедии «Севильский цирюльник». Роль, характер, личность.

15. Приемы живописной организации комедий Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Свет и цвет, костюмы, декорации.

16. Музыка в в комедиях Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».

17. Комедия Бомарше «Женитьба Фигаро».

Занятие 4. Гете и Шиллер

18. Гете. «Страдания молодого Вертера». Вертер – бюргер. Социальный контекст образа героя. Социально-политические аспекты сюжета.

19. Гете. «Страдания молодого Вертера». Вертер – художник. Эстетическая проблематика в романе Гете.

20. Гете. «Страдания молодого Вертера». Тема природы в романе Гете.

21. Гете. «Страдания молодого Вертера». Любовь Вертера. Психологический и философский аспекты любовного сюжета.

22. Гете. «Страдания молодого Вертера». Шиллер, «Разбойники». Вертер и Карл Моор: два бунтаря.

23. Шиллер, «Разбойники». Трансформации образа благородного разбойника в литературе и искусстве. Карл Моор и другие.

Занятие 5.Литература XIX века

24. Принципы романтической поэтики в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

25. Тема судьбы в романе Стендаля «Красное и черное».

26. Сюжет романа Диккенса «Большие надежды»

27. «Madame Bovary c'est moi». Автор и герой в романе Флобера «Госпожа Бовари».

28. Природа и человек в поэтической образности романа Германа Мелвилла «Моби Дик»

 

Посещение занятий

Стопроцентное посещение лекционных и практических занятий соответствует 5 баллам.

Итоговый контроль

Экзамен (зачет) по дисциплине проводится в два этапа.

Итоговая контрольная работа (ИКР).

Первый этап экзамена (зачета) – это письменная итоговая контрольная работа. Задание содержит 20 вопросов в закрытой и 5 – в открытой форме. Цель ИКР, главным образом, – проверка фактических знаний студентов в пределах программы. В задании будут, во-первых, вопросы на конкретное знание текста. Задания на конкретное знание текста будут только по тем произведениям, которые включены в обязательный минимум. Вопросы по текстам будут аналогичны тем, которые включены в семестровые КРТ. Во-вторых, значительная часть вопросов – это проверка конкретных историко-литературных знаний. Студент должен представлять себе содержание основных историко-литературных категорий (классицизм, барокко, Просвещение, романтизм и т.п.); круг авторов, представляющих в данную эпоху ту или иную литературу; основную проблематику и круг произведений тех или иных писателей; иметь представление о важнейших литературных репутациях. Проверяться будет необходимый минимум фактических знаний в объеме программы. Для подготовки к ИКР достаточно учебника и лекционного материала. При этом ИКР не характеризует ни способность к творческой работе, ни способности мышления и самостоятельной интерпретации материала. Для этого предусмотрены другие формы работы, которые выполняются в течение семестра.

За ИКР можно получить до 35 баллов, в зависимости от количества правильных ответов на закрытые вопросы и качества ответов на открытые вопросы. Баллы, полученные за ИКР, добавляются к тем, которые были получены в течение семестра. Если набранных баллов недостаточно для получения желаемой оценки (зачета), проводится собеседование по дополнительным вопросам в обычной экзаменационной форме.

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по творчеству следующих авторов:

Пьер Корнель

Жан Расин

Мольер

Луис де Гонгора

Педро Кальдерон

Даниэль Дефо

Блез Паскаль

Джонатан Свифт

Вольтер

Дени Дидро

Генри Филдинг

Бомарше

Лоренс Стерн

Жан-Жак Руссо

Шодерло де Лакло

Лессинг

Иоганн Вольфганг Гете

Фридрих Шиллер

Гофман.

Бальзак.

Стендаль.

Диккенс.

Флобер.

По.

Мелвилл.

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим разделам курса:

По учебникам «История зарубежной литературы ХVII века» / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987.; «История зарубежной литературы ХVII века» / Под ред. М. В. Разумовской. М., 2001.

Введение. XVII век – самостоятельный этап в истории зарубежных литератур.

Испанская литература – общая характеристика.

Луис де Гонгора и испанская поэзия XVII века.

Франсиско де Кеведо и проза испанского барокко.

Педро Кальдерон и драма его времени.

Французская литература – общая характеристика.

Драматургия Корнеля.

Трагедии Расина.

Комедии Мольера.

Спор древних и новых.

Немецкая литература – общая характеристика.

Английская литература – общая характеристика.

Джон Мильтон.

Литература эпохи Реставрации.

По учебникам «История зарубежной литературы ХVIII века» / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991.; «История зарубежной литературы ХVIII века» / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001.

Английская литература – общая характеристика.

Даниэль Дефо.

Джонатан Свифт.

Литература сентиментализма. Творчество Стерна.

Английская драма. Шеридан.

Французская литература – общая характеристика.

Вольтер.

Дидро и энциклопедисты.

Руссо и руссоизм.

Творчество Бомарше.

Немецкая литература – общая характеристика.

Лессинг.

Гердер и движение «Бури и натиска».

Раннее творчество Гете.

Раннее творчество Шиллера.

Веймарский классицизм.

Позднее творчество Гете.

 

По учебнику «История зарубежной литературы XIX века» /Под ред. Н. А. Соловьевой.- М.: Высшая школа, 1991. 637 с.

Дмитриев А. С. Введение. Немецкая литература: романтизм (Общая характеристика.Иенский романтизм. Поздний романтизм. Гофман).

Соловьва Н.А., Колесников Б.И. Английская литература: романтизм (Общая характеристика. Озерная школа. Байрон. Вальтер Скотт).

Н. П. Козлова, Е. Г. Петраш Французская литература: Романтизм.

Глава 15. Общая характеристика.

Глава 16. Ранний французский романтизм.

В. Н. Богословский, В. Г. Прозоров, А. Ф. Головенченко Американская литература: Романтизм

Глава 23. Общая характеристика.

Глава 24. Ранний американский романтизм.

Глава 25. Трансцендентализм.

Глава 26. Э. По.

Глава 28. Г. Мелвилл.

Глава 30. У. Уитмен.

Реализм

Е. А. Петрова, Е. Г. Петраш Французская литература: Реализм.

Глава 31. Общая характеристика.

Глава 32. Стендаль.

Глава 33. П. Мериме.

Глава 34. О. де Бальзак.

Глава 35. Г. Флобер.

Н. А. Соловьева, В. А. Миловидов, Л. С. Спицына Английская литература: Реализм

Глава 36. Общая характеристика.

Глава 37. Ч. Диккенс.

Глава 38. У. М. Теккерей.

 

По учебному пособию «Зарубежная литература второго тысячелетия» / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 2001.

Пахсарьян Н. Т. XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности.

Пахсарьян Н. Т. «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»?

В.М. Толмачев. Где искать XIX век?

Т.Д. Венедиктова. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма XIX века

Собеседование по дополнительным вопросам представляет собой второй этап экзамена. Оно проводится в обычной экзаменационной форме. В билете два вопроса. Первый вопрос формулируется по историко-литературному материалу курса и содержит программу ответа. Список э кзаменационных вопросов:

1. Классицизм и его истоки в культуре Возрождения. Представители классицизма в литературе. Важнейшие произведения. Деятельность Французской Академии. «Поэтическое искусство» Буало.

2. Театр классицизма. Представители классицизма в драматургии. Важнейшие произведения. Жанры драматургии классицизма. Спор о "Сиде" и влияние этого спора на французский театр и становление концепции классицизма. «Единства» и «приличия» в театре классицизма. Конфликт, сюжет, действие классической драмы.

3. Мольер. Общая характеристика творчества. Становление концепции «высокой комедии», смысл театральной реформы Мольера. Важнейшие произведения, их темы и идеи. Жанровые формы комедий. Мольер и «правила» классицизма.

4. Барокко. Представители барокко в литературах европейских стран. Важнейшие произведения. Стиль барокко и его мировоззренческие основы. Отличия барокко от классицизма в отношении жанра, сюжета, героя.

5. Плутовской роман. Положение романа в системе литературы. Генезис плутовского романа. Важнейшие тексты и авторы. Сюжет плутовского романа. Образ пикаро. Плутовская традиция в романах Дефо, Филдинга, Прево и др.

6. Философская и сатирическая проза XVII – XVIII вв. Отражение в ней духовного кризиса галантной культуры. Важнейшие авторы и произведения. Соотношение художественного и нехудожественного в «прикладной литературе».

7. Просвещение как культурная эпоха. Просвещение и философский рационализм. Проблема «естественного человека». «Энциклопедия». Идеи Просвещения в литературе. Представители. Важнейшие произведения.

8. Расцвет романа в XVIII веке. Крупнейшие английские, французские, немецкие романисты. Феномен «буржуазного романа»: поэтика, жанровые формы. Роль романа воспитания в европейской литературе Нового времени.

9. Драма XVIII века, основные тенденции ее развития. Теория драмы Дидро. Крупнейшие драматурги XVIII века. Важнейшие произведения.

10. Место сентиментализма в культуре XVIII века. Психологическое, историческое, культурологическое содержание понятий «сентиментальность», «сентиментальный характер». Сентиментализм и буржуазная культура. Сентиментализм и Просвещение. Рационалистическое и антирационалистическое в сентиментализме. Сентиментализм и революция. Представители сентиментализма в литературе. Важнейшие произведения.

11. Литературное движение в Германии XVIII века. Немецкий классицизм и позиция Лессинга. Движение «Буря и натиск», его философские и эстетические основы. Крупнейшие немецкие писатели XVIII века. Важнейшие произведения.

12. Личность Гёте, социально-исторические обстоятельства её формирования. Периодизация творчества. Гете во главе штюрмерского движения. Веймар и Италия в жизни и творчестве Гёте. Веймарский классицизм. Основные произведения Гете.

13. Романтизм. Исторические и философские основы явления. Представители романтизма в литературе. Важнейшие произведения. Романтические жанры. Типы романтического героя.

14. Романтизм в Германии. Представители романтизма в немецкой литературе. Роль «кружков» и локальных центров в истории немецкого романтизма. Важнейшие произведения. Принцип романтической иронии.

15. Гофман, своеобразие творческого облика и положение в немецкой литературе: Гофман и романтизм. Основные произведения, темы, приемы.

16. Английская литература XIX века. Культурно-исторический фон. Представители, важнейшие произведения. Романтизм и реализм в английской литературе. Разнообразие форм английского романтизма. Английский исторический роман и романтизм.

17. Творчество Диккенса. Биографический и культурно-исторический контекст творчества. Важнейшие произведения, темы и мотивы. Традиции сказки и воспитательного романа в произведениях Диккенса.

18. Французская литература XIX века. Культурно-исторический фон. Представители, важнейшие произведения. Романтизм и реализм во французской литературе.

19. Бальзак. Биографический контекст творчества. Замысел и структура «Человеческой комедии». Усвоение и переосмысление Бальзаком современных научных теорий. Принципы типизации. Социологический анализ и романтическая образность в произведениях Бальзака.

20. Флобер. Важнейшие произведения. Флобер и романтизм. Эстетическая концепция Флобера и ее воплощение в его произведениях. Тема буржуазии и образы буржуа у Флобера.

21. Американская литература XIX века. Культурно-исторический фон. Представители, важнейшие произведения. Романтизм и реализм во французской литературе.

22. Герман Мелвилл. Биографический контекст творчества. Важнейшие произведения. Жанровый синтез в композиции романа Германа Мелвилла «Моби Дик». Символика романа.

Второй вопрос экзаменационного билета предполагает составление краткого комментария к фрагменту произведения из числа тех, которые включены в обязательный список. Студент должен: 1. Определить автора и произведение; 2. Охарактеризовать место фрагмента в сюжете и композиции произведения, объяснить, какие сюжетные линии завязываются, развиваются или разрешаются в нем, какие образные мотивы, важные для произведения в целом, в нем присутствуют; 3. Если возможно, указать, какие черты характера и личности героя (героев) проявляются в цитируемом фрагменте; 4. Охарактеризовать фрагмент в аспекте проявления в нем черт авторского стиля.

Ответ может включать контекстуальный и интертекстуальный комментарий. Контекстуальный комментарий объясняет исторические и культурные реалии, знание которых необходимо для адекватного понимания текста. Интертекстуальный комментарий выявляет и объясняет присутствующие во фрагменте литературные аллюзии.

Ответы на оба вопроса оцениваются отдельно. Оценка «отлично» за ответ дает 15 баллов, оценка «хорошо» - 10 баллов, оценка «удовлетворительно» – 5 баллов. Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.

Список рекомендуемой литературы

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Хрестоматия-практикум: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие / [Л.Г. Андреев, Г.К. Косиков, Н.Т. Пахсарьян и др.]; Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001. См. статьи: Пахсарьян Н.Т. XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности. Пахсарьян Н.Т. «Ирония судьбы» века Просвещения. Толмачев В.М. Где искать XIX век? (романтизм) Венедиктова Т.Д. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма XIX века.

История западноевропейской литературы. XIX век. Англия / Под ред. Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой. СПб., 2004.

История западноевропейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия / Под ред. Т. В. Соколовой. 2-е изд. М., 2003.

История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Е. М. Апенко. М., 2001.

История зарубежной литературы XVII века: Учеб. / Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987.

История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. / Под ред. З. И. Плавскина. – М., 1991.

История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н.А.Соловьевой) М.: Высшая школа, 1991. 2-е изд. М., 1999.

История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. Н. Т. Пахсарьян. М., 2005.

История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., 2001.

Литературная энциклопедия терминов и понятий /Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2003.

Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII - XVIII веков: Учебно-методическое пособие/ М., 1996.

Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза. М., 2004.

Теория литературы: Учеб.пособие для студ.филол.фак.высш.учеб.заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 2.: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм / Под ред. Г. Н. Храповицкой. М., 2002.

Храповицкая Г. Н., Солодуб Ю. П. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830–1860-е гг.). М., 2005.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...