Технология анализа детских рисунков
Интерпретация
Анализ структуры рисунка
1. Сравнение состав нарисованной семьи с реальной: А) Если семья нарисована в полном составе - это признак эмоционального благополучия семьи. Б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных конфликтов в семье и даже агрессию. В) Случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди, не связанные с семьей, может свидетельствовать о: неких травматических переживаниях по поводу семьи; о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната); об аутизме; о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности; а также отсутствии контакта между психологом и ребенком. Г) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок дает ответ защитного характера: "не хватило места", "боюсь, это плохо получиться". Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц. Д) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей: вариант, когда ребенок рисует только себя, объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает: если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и проч., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности, возможно, истерических чертах характера; маленький рисунок в совокупности с негативным эмоциональным фоном - это признак чувства отверженности, покинутости, иногда - аутических тенденций.
Е) Вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи, может объясняться наличием таких тенденций, как: неудовлетворенные психологические потребности в равноправных кооперативных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брата, сестру); потребность быть в обществе других людей; желание занять родительскую охраняюще-руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и проч.); потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту; кроме того, иногда это может быть связанно с символических разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности. Расположение членов семьи, особенности взаимодействия
А) Семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками или семья занята одним делом - это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в ситуацию. Б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать: разобщенность членов семьи на рисунке; большое расстояние между ними; помещение между ними различных предметов или стены, например, отец-газета, мать-плита. Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от других. Если ребенок нарисует себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности. В) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч - это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье. Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами, указывает на баланс любви и соперничества.
Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни. Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа - неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества. Последовательность и особенности рисования членов семьи
А) Наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализировано, дольше всех остальных. В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его. Б) Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение. Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей. Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа. В) Величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной. Если она больше или наравне с другими, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом-сестрой. Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это - признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей. По тому как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу. Символика рисунка
а) Грязь (сваленные в кучу грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т.д.) - символ внутреннего беспокойства из-за неприятных для него моментов: внутренняя дисгармония, действия и поведение, вызывающие у него чувство вины и т.д. б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода - символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции. Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них, спящие или больные люди, особенно если ребенок идентифицирует себя с ними. в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой. г) Шарик, бумажные змеи - символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности.
д) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ "пленения", лишение свободы, наказания (например, младший братик в кроватке). Здесь же - барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, посещение зоопарка). е) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания. ж) Изображения опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи) - символы агрессивности, существования фактора соперничества.
Технология анализа детских рисунков
Что касается общих моментов интерпретации рисунков, то здесь речь пойдет о качестве рисуночных линий (нажиме, направление, прерывность-непрерывность), о расположении рисунка на листе, о его размерах, наличии дополнительных деталей и их количестве, стираниях. Качество рисуночных линий: Сильный нажим трактуется как сильное психологическое напряжение, имеющее выход через: А) амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению; Б) энергичность, настойчивость; В) тревожность. Очень легкий нажим: А) неуверенность, робость, боязливость, нерешительность, колебания, агрессивность; Б) недостаток энергии; В) или свидетельство гибкости и подвижности мышления. Неровный, переменчивый нажим: нестабильность, импульсивность, эмоциональная лабильность, значимые детали выделены более сильно или заштрихованы. Нажим, слабеющий в процессе рисования: утомляемость испытуемого, возможно, депрессия. Формы и направления линий: Мало гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация в обществе. Преобладающие горизонтальные штрихи - слабость, боязливость, постоянная обеспокоенность собственной безопасностью или женственность. Вертикальные линии - самоуверенность, решительность, повышенная активность, упрямство, настойчивость. Преобладание кривых линий свойственно женственной или конфликтной личности.
Прямые, жесткие штрихи - агрессивность, упрямство, настойчивость. Постоянное изменение направления штриховки - обеспокоенность, возможно, незащищенность. Твердые уверенные штрихи - безопасность, упорство, решительность, амбициозность. Прерванные, зигзагообразные линии - чувство беззащитности, медлительность, зависимость. Длинные линии предполагают импульсивный, легко возбудимый темперамент. Штрихи справа налево - признак интроверсии, изоляции. Штриховка от себя - агрессия, экстраверсия. Размер рисунка: Рисунки во весь лист - это компенсаторное превознесение себя в воображении. Рисунки большого размера предполагают агрессивную, экспансивную натуру, зачастую лишенную чувства меры, склонную к тщеславию, высокомерию. Рисунки малых размеров предполагают наличие комплекса неполноценности, возможную предрасположенность к депрессии, тревогу, эмоциональную зависимость, чувство дискомфорта. Расположение рисунка: В центре - признак нормальной, уверенной личности, чувствующей себя в безопасности, эгоцентризм у ребенка, значимость для него нарисованного образа, иногда - незащищенность. В верхней части листа - высокий уровень надежд, иногда нереальный уровень оптимизм или завышенная самооценка. В нижней части листа - чувство беззащитности, депрессии, возможно, заниженная самооценка. На краю листа - неуверенность в себе, потребность в одобрении, поддержек, боязнь самостоятельных решений, стремление избегать нового опыта. Слишком частые стирания рисунка означают тревожность, нерешительность, недовольство собой. Если стираются и перерисовываются отдельные детали, следовательно, они имеют большую значимость для рисовальщика. Наличие дополнительных деталей на рисунке, фон, окружение. Стремление заполнить все пустоты на рисунке какими-нибудь изображениями обозначает наличие у рисовальщика чувства одиночества, незащищенности, недостаточного удовлетворения потребности в любви и тепле. Рисование линии опоры (например, контур земли), означает незащищенность, желание иметь дополнительную опору в жизни, тревожность, неуверенность. Наличие туч означает тревогу, боязливость, а солнце, лампочка, горящая печь и другие образы, связанные со светом или теплом означают потребность в дополнительном внимании, заботе, ласке. Используемая литература
1. Обозов Н.Н. Мир нашего "Я" в рисунке и почерке. 1999. 2. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|