Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гарантии финансовой устойчивости

 

Для достижения стратегических целей развития страны необходимо удлинение горизонта бюджетного планирования. Граждане, предприятия, регионы должны быть уверены в том, что принимаемые государством обязательства будут выполняться не только в очередном году, но и во все последующие годы. Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2006–2008 годы и проект федерального бюджета на 2006 год обеспечивают долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, предсказуемость

и последовательность бюджетной политики. В среднесрочной перспективе доля доходов и расходов федерального бюджета в ВВП будет оставаться стабильной (рис. 14).

Это свидетельствует о проведении взвешенной и ответственной бюджетной политики, которая не должна допускать роста обязательств сверх уровня, реально обеспеченного финансовыми ресурсами.

Такая динамика базовых бюджетных параметров обеспечивает решение актуальных социальных и экономических задач без угрозы для устойчивости бюджетной системы и макроэкономической стабильности.

Из-за сохраняющейся сырьевой ориентации российской экономики доходы федерального бюджета в значительной степени определяются внешнеэкономической конъюнктурой. При этом объем расходных обязательств должен быть прогнозируемым и стабильным и не зависеть от неконтролируемых внешних условий.

Поэтому, как и в предыдущие годы, Стабилизационный фонд призван не только способствовать сдерживанию инфляции, но и «страховать» федеральный бюджет и бюджетную систему в целом от трудно прогнозируемых падений цены на нефть, как это имело место, например, в 1993–1994 и 1998 годах.


в % к ВВП

Рис. 14. Доходы и непроцентные расходы федерального бюджета

 

В то же время тенденция к повышению средней цены на нефть дает возможность с 2006 года направить часть дополнительных «нефтяных» доходов на выполнение социальных обязательств, несколько сократив темпы наращивания Стабилизационного фонда без ущерба для устойчивости бюджетной системы. Прогнозируемый объем Стабилизационного

фонда позволит покрыть возможный дефицит федерального бюджета в случае снижения цены на нефть до 27 долларов за баррель и ниже в течение 1–2 лет. Если же тенденция к повышению средней цены на нефть сохранится, часть средств Стабилизационного фонда будет направлена на досрочное погашение внешнего долга.

В то же время дальнейшее повышение «цены отсечения» или любое использование средств Стабилизационного фонда внутри страны является недопустимым из-за неизбежного повышения инфляции и усиления зависимости бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры.

Стабилизационный фонд является и должен оставаться гарантом стабильности и устойчивости российских государственных финансов.

Долговая политика Правительства Российской Федерации направлена на снижение государственного долга, прежде всего, путем досрочного погашения за счет средств Стабилизационного фонда наиболее дорогих для обслуживания внешних долгов.

Зависимость доходов федерального бюджета от мировых цен на нефть в % от ВВП

В 2005 году были досрочно погашены внешние долги на сумму 18,3 млрд. долларов, что позволит только в 2006–2008 годах сэкономить на их обслуживании 66 млрд. рублей. Политика сокращения государственного долга

и доли в нем внешних долгов будет проводиться и в среднесрочной перспективе (рис. 15).

 

Рис. 15. Объем государственного долга РФ (в % к ВВП)

 

Ее результатом будет не только высвобождение средств для финансирования бюджетных расходов, но и дальнейшее повышение кредитного рейтинга России

и, следовательно, расширение доступа российских предприятий к международным кредитным рынкам. Долгосрочная сбалансированность бюджетной системы, поддержание необходимого для обеспечения устойчивости государственных финансов Стабилизационного фонда, последовательное сокращение долгового бремени — залог финансовой стабильности, безусловного выполнения принятых расходных обязательств, снижения зависимости бюджетной системы и страны в целом от внешних условий.

 

ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ

В 2006–2008 годах реальные (с учетом инфляции) возможности бюджетной системы страны по финансовому обеспечению социальных гарантий, предоставлению бюджетных услуг, упрочению национальной безопасности, поддержке экономического роста и других функций государства и местного самоуправления возрастут в 1,2 раза.

Необходимо, поддерживая макроэкономическую стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное их использование в соответствии с интересами и потребностями как общества в целом, так и каждой семьи, каждого человека в отдельности.

ЭТО Достойная жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:

росте средней продолжительности жизни с 65,9 до 67 лет; снижении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения с 15,8% до 9,7%; удвоении по сравнению с началом 2005 года заработной платы работников бюджетной сферы и денежного содержания военнослужащих или, с учетом инфляции, их увеличении не менее чем в 1,5 раза; повышении соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 107% до 126,5%; повышении качества и доступности жилья, услуг образования и здравоохранения, обеспечении социальной защищенности.

Устойчивый рост для экономики, характеризующийся: увеличением объема ВВП по сравнению с 2005 годом в 1,19 раза, превышением к 2007 году объема ВВП в реальном выражении уровня 1990 г.; удвоением по сравнению с 2004 годом средней заработной платы в экономике; созданием к 2008 году 300 тысяч новых рабочих мест; ростом кредитов банков экономике в реальном выражении в 1,46 раза; переходом от чистого оттока к чистому притоку частного капитала.

Уверенность в будущем для страны, являющаяся результатом: последовательного развития инфраструктуры, инновационного и природно-ресурсного потенциала; обеспечения демократии, законности, правопорядка, гражданских прав и свобод; интеграции в международное сообщество, последовательной защиты внешнеполитических интересов; готовности к отражению внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

роста эффективности государства, устойчивости и надежности финансовой системы.

Достижение этих целей и показателей будет означать переход к качественно

новому этапу в социально-экономическом развитии страны. Перспективный финансовый план на 2006–2008 годы и проект федерального бюджета

на 2006 год, впервые в российской истории сформированные в соответствии с принципами и требованиями среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты —реализация на практике политики развития, устремленной в будущее (рис. 16).

 

Рис. 16. Принципиальная схема среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Необходимые изменения в проекте бюджета.

Понятно, что полное исправление ошибок и несообразностей, заложенных в проект бюджета, невозможно, так как потребует изменения самой концепции бюджета.

С учетом необходимости его своевременного принятия следует сосредоточить усилия на устранении, с одной стороны, принципиальных недостатков, создающих прямую угрозу национальной безопасности, а с другой — легко исправимых ошибок.

Минимальным набором категорически необходимых мер представляется:

Обеспечение минимально допустимой финансовой прозрачности при помощи включения в бюджет и утверждения в его составе подробной и полной структуры его профицита, обязательно включающей суммы остатков бюджетных средств на рублевых и валютных счетах бюджета на начало и конец 2006 года с отдельным выделением средств, включаемых в состав Стабилизационного фонда.

Установление прозрачной процедуры формирования и использования Стабилизационного фонда, включая передачу части его средств в инвестиционный фонд.

Разработка и законодательное закрепление основных направлений и механизмов использования средств инвестиционного фонда, включая усиленный финансовый контроль.

Направление части средств бюджета на решительное снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума (в качестве ориентира разумно использовать официальную цель снижения доли такого населения с 15,8% в 2005 году до 9,7%, только не в 2008, а в 2007 году), с тем чтобы окончательно гарантировать всем гражданам России доходы не ниже прожиточного минимума в 2007 году.

Включение в текст бюджета статьи, обязывающей правительство в течение 2006 года провести расчет предусмотренных Бюджетным кодексом минимальных социальных стандартов по всем регионам и доработку системы оказания финансовой помощи регионам, с тем чтобы уже с 2007 года перевести все межбюджетные отношения на единственно возможную объективную основу — гарантированного полного (при отсутствии средств — гарантированного частичного) обеспечения минимальных социальных стандартов, предусмотренных Бюджетным кодексом.

Включение в текст бюджета статьи, обязывающей правительство существенно повысить равномерность осуществления расходов от месяца к месяцу и по различным статьям, а также своевременно реагировать на накопление неиспользуемых остатков средств на счетах бюджетополучателей, не допуская их чрезмерного увеличения.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 1. Основные параметры государственного бюджета на 2006 год (млрд рублей)

 

2004 — отчет

2005 — оценка

2006 — проект

млрд. руб. в % ВВП (16779) млрд. руб. в % ВВП (21000) млрд. руб. в % ВВП (24380)
Доходы — всего 3428,87 20,4 4970,70 23,7 5046,10 20,7
а) налоговые 2294,53 13,7 3054,80 14,5 3167,80 13,0
из них ЕСН 442,22 2,6 266,20 1,3 302,10 1,2
б) неналоговые 1852,31 11,0 1915,90 9,1 1878,30 7,7
из них тамож. пошлины и сборы 891,19 5,3 1608,50 7,6 1627,20 6,7
Расходы — всего 2698,87 16,1 3497,60 16,6 4270,10 17,5
а) процентные 204,73 1,2 228,30 1,1 202,50 0,8
б) непроцентные 2494,14 14,8 3268,70 15,5 4067,60 16,7
Профицит 730,00 4,3 1473,70 7,0 776,00 3,2

Справочно: Стаб. фонд

на начало года 106,00 0,6 739,40 3,5 1425,69 5,8
поступления 633,4 3,8 1240,20 6,0 857,48 3,5
использование 0,00 0,0 660,41 3,1 40,85 0,17
на конец года 739,4 4,4 1425,69 6,8 2242,32 9,2
гос.долг 3944,77 23,5 3377,53 16,1 3415,84 14,0
внешний 3166,30 18,9 2440,36 11,6 2272,60 9,3
внутренний 778,50 4,6 937,17 4,5 1143,24 4,7

 

Таблица 2. Функциональная структура расходов государственного бюджета

Наименование расходов

2005 год

2006 год

Изменения
(млн. руб.)

утверждено* (млн. руб.) % рас- ходов % рас- ходов проект (млн. руб.)
Всего расходов

3 396 268,7

   

4 270 114,7

873 846,0
(+25,7 %)

Общегосударственные вопросы, в т.ч.:

491 327,7

14,5 15,2

647 040,9

155 713,2
(+31,6 %)

— обслуживание госдолга

244 150,3

8,0 4,7

202 482,2

-41 668,1
(-20,6 %)

— инвестиц. фонд

-

- 1,6

69 741,2

впервые

Национальн.оборона

549 680,4

16,2 15,7

667 257,4

117 577,0
(+21,4 %)

Нац. безопасность и правоохран. деят-ть

442 552,3

13,0 12,6

540 248,0

97 695,7
(+22,1 %)

Национ. экономика

253 507,2

7,5 7,9

338 577,0

85 069,8
(+33,6 %)

ЖКХ

10 098,2

0,3 0,7

31 627,4

21 529,2
(+в 3,1 р.)

Охрана окружающей среды

4 782,3

0,1 0,1

6 335,2

1 552,9
(+32,4 %)

Образование, в т.ч.:

162 947,7

4,8 4,8

206 029,0

43 081,3
(+26,4 %)

— начальное профессиональное

4 267,9

0,1 0,2

6 728,5

2 460,6
(+57,7 %)

— среднее профессиональное

20 424,4

0,6 0,5

21 840,8

1 416,4
(+6,9 %)

— переподготовка и повышение квалиф-ии

2 360,9

- -

3 912,6

1 551,7
(+65,7 %)

— высшее профессиональное

114 699,7

3,8 3,7

158 922,9

44 223,2
(+38,5 %)

Культура, кинематография, СМИ

46 149,1

1,3 1,2

50 448,1

4 299,0
(+9,3 %)

Здравоохранение и спорт, в т.ч.:

87 876,4

2,8 3,4

145 845,3

57 968,9
(+66,0 %)

— здравоохранение

73 811,9

2,2 3,0

127 570,0

53 758,1
(+72,8 %)

Социальная политика

177 476,0

5,2 4,9

209 559,0

32 083, 0
(+18,1 %)

Межбюджетные трансферты

1 169 871,2

34,4 33,4

1 427 147,4

257 276,2
(+22,0 %)

 

Таблица 3. Реальные приоритеты государства: прирост непроцентных расходов по укрупненным группам статей

 

Прирост расходов в 2006 г. к бюджету-2005

Доля в непроцентных расходах

млрд. руб. %% доля общего прироста 2005 2006
Всего непроцентные расходы +915,5 +29,0% 100,0% 100,0% 100,0%
Государство +342,9 +27,7% 37,5% 39,3% 38,9%
в т.ч. оборона, безопасность, правопорядок +215,3 +21,7% 23,5% 31,5% 29,7%
Экономика +154,8 +61,1% 16,9% 8,0% 10,0%
Социальная сфера +160,4 +32,8% 17,5% 15,5% 16,0%
Межбюдж. трансферты +257,3 +22,0% 28,1% 37,1% 35,1%

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Иванов А.М., М.Г.Боярский Бюджеты субъектов Федерации и приоритеты социальной политики. // Финансы. - 2004. - №8.

2.Кудрин А.Л. Федеральный бюджет -2004: новые экономические тенденции. // Финансы. – 2004.- №1.

3.Леонтьев В.Е., Н.П. Радковская Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004.

4.Финансы: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

5.Финансы: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-М, 2004.

6.Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-634 с.

7.Финансы и финансовая система России: учеб. пособие / С.С. Артемьева, В.В. Митрохин, С.Г. Бусалова и др. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004 г. – 152 с.

8.http: //www. minfin. ru

9.http: //www.budget-fin. ru

10.http: //www. cir. ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...