Тема 1. Введение в дисциплину «Методика решения экологических задач»
МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (дисциплина по выбору студента) Учебная программа для специальности: 1-02 04 04 – Биология. Дополнительная специальность 1-02 04 04-01 – Биология. Химия; 1-02 04 05-01 География. Биология; 1-02 04 05-04 География. Охрана природы
Факультет естествознания
Кафедра общей биологии
Курс (курсы) – пятый
Семестр (семестры) – десятый
Составила Т. О. Крисевич, старший преподаватель 2012 г. Учебная программа составлена на основе учебной программы “Методика решения экологических задач”, утверждена _____________, регистрационный № __________________.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой общей биологии («18» октября 2012 г. протокол № 3)
Заведующий кафедрой ________________В. В. Маврищев
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета естествознания учреждения образования “Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка” («31» октября 2012 г. протокол № 3)
Председатель ________________Н. В. Науменко
Оформление учебной программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.
Методист учебно-методического управления _________________Е. А. Кравченко ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение многих экологических задач современности зависит от умения специалистов отдавать приоритет сохранению среды обитания, находить оптимальные ответы на вопросы, связанные с природопользованием.
Для решения экологических практических и прикладных задач, необходимо владеть навыками логического мышления, умениями устанавливать взаимосвязи между разнообразными явлениями живой и неживой природы, моделировать изучаемые процессы. Специалисты самых разных профессий должны иметь определённый уровень развития экологического мышления, который позволил бы им принимать оптимальные решения стоящих перед ними задач по сохранению необходимых параметров среды обитания человека, владеть навыками системного анализа особенностей функционирования экосистем и на основе полученных результатов прогнозировать развитие экологических ситуаций на несколько лет вперёд. Низкий уровень развития экологического мышления приводит к принятию неправильных, экологически необоснованных решений по формированию среды, оптимизации способов природопользования, поэтому сложно недооценивать значение преподавания студентам дисциплины «Методика решения экологических задач». Решение экологических задач предусматривает глубокое знание основных законов экологии, основ природопользования, особенностей биологии и экологии отдельных видов растений и животных. Всю совокупность экологических учебных заданий условно можно подразделить на несколько групп: терминологические, биолого-экологические, ситуационные учебные задания. Экологические задачи могут представлять собой описание реальных экологических явлений, событий, ситуаций. Решение экологических задач обеспечивает развитие навыков экологического мышления, закрепление и совершенствование знаний по экологии отдельных групп организмов. Цель. Сформировать у студентов как будущих учителей методический подход для решения экологических задач, а также научить возможностям использования его для педагогической деятельности и в проведении научных исследований.
Задачи. 1) Выработать профессиональные навыки по решению экологических задач. 2) Освоить методику решения экологических задач для применения ее в своей профессиональной педагогической и научной деятельности. В результате изучения дисциплины «Методика решения экологических задач» студент должен знать: - классификацию экологических учебных и исследовательских задач и методы их решений; - приёмы современных технологий по составлению и решению экологических задач; - требования учебной программы по биологии в средней школе к умениям учащихся по решению экологических задач; - прикладное значение при решении конкретных проблем и как прогнозировать сценарий будущего состояния экосистем при разных условиях функционирования; уметь: - использовать знания методики решения экологических задач при организации процесса обучения в школе; - определять возможности экологических задач на всех этапах уроков биологии разных типов; - использовать методический подход решения экологических задач для проведения научных исследований. Основными формами организации учебного процесса, отвечающими целям изучения дисциплины, являются: лекции, семинарские занятия. Основными методами обучения, соответствующие целям и задачам изучения дисциплины, являются: элементы проблемного обучения (проблемное изложение), реализуемые на лекционных и практических занятиях; коммуникативные технологии (дискуссии, проблемные диспуты) и элементы учебно-исследовательской деятельности, реализуемые на семинарских занятиях и при самостоятельной работе. Наиболее важные и сложные для усвоения студентами темы предлагаются для рассмотрения на семинарских занятиях. Для оценки достижений студентов используется следующий диагностический инструментарий: - индивидуальное выступление студента на учебных занятиях по решению экологических задач; - проведение текущих контрольных опросов по отдельным темам; - защита выполненных на учебных занятиях индивидуальных заданий; - сдача зачёта по дисциплине в десятом семестре.
Учебная работа по дисциплине проводится в форме лекций и практических занятий. Всего на изучение дисциплины отводится 4 часа лекций и 20 часов практических занятий
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1. Введение в дисциплину «Методика решения экологических задач»
Предмет, содержание и задачи дисциплины «Методика решения экологических задач». Классификация экологических задач и методов их решения. Системный анализ как метод решения экологических задач. Практическая значимость решения экологических задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|