Ориентировка в пространстве
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Система специальных коррекционных занятий тифлопедагога с младшими школьниками, имеющими нарушение зрения. Развитие зрительного восприятия В начальных классах школы для детей с нарушением зрения продолжается специальная коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей, начатая в детском саду. У детей формируют зрительные образы тех объектов, которые изучаются на общеобразовательных уроках. В ходе занятий совершенствуются способности детей к зрительному выделению, восприятию основных информационных признаков (формы, величины, цвета, яркости, контраста и др.), позволяющих безошибочно опознавать объекты. Младших школьников с нарушением зрения учат опознавать и сравнивать объемные геометрические тела, предметы с их контурными, силуэтными, точечными, черно-белыми и цветными изображениями. Программой предусмотрена также система игр и упражнений, направленных на совершенствование цветовосприятия, восприятия формы и величины предметов, их расположения и удаленности в пространстве. Значительное место в коррекционном курсе по развитию зрительного восприятия отводится формированию у детей зрительных образов и представлений об окружающем мире. Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия со слепыми детьми, направлены на развитие имеющегося у части детей остаточного зрения. Коррекционный курс включает три этапа обучения, включающих задания по психолого-педагогическим и психофизиологическим методикам. Применяются эти методики в комплексе. Когда ребенок достигает определенного уровня зрительного восприятия и представлений, он переходит с одного этапа на другой, более высокий. Возрастают сложность и объем предлагаемых детям заданий.
Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия у школьников с нарушением зрения теснейшим образом связаны с развитием других – несенсорных психических функций (зрительной памяти и зрительного внимания, мышления, мотивации деятельности, интересов, эмоций). Осуществляется не только стимуляция зрительных функций, но и познавательной, творческой деятельности детей.
Развитие осязания и мелкой моторики Целью специальных коррекционных занятий по развитию осязания и мелкой моторики является формирование у младших школьников с нарушением зрения навыков осязательного обследования окружающих объектов, умения выполнять предметно-практические действия с помощью осязания. В зависимости от успешности овладения детьми навыками осязательного обследования и необходимыми приемами предметно-практической деятельности тифлопедагог определяет количество времени для прохождения каждого из разделов программы. Осязательная чувствительность и мелкая моторика рук у младших школьников с нарушением зрения развивают не только в процессе отдельных упражнений, но обязательно включаются детьми в различные интересные для них виды деятельности, требующие участия осязания. Детей учат приемам последовательного осязательного обследования предметов (в том числе и сложного строения), познавать с помощью осязания основные свойства и признаки предметов; учат соотносить с помощью осязания предметы с геометрическими эталонами формы, соотносить предмет и его части и т.п. В работе со слепыми школьниками особое внимание уделяют формированию у них умений различать предметы различной фактуры по поверхности (гладкая, шершавая, ворсистая и т.д.). Внимание детей обращается также и на температурные ощущения при осязательном обследовании предметов из различных материалов.
Развитию осязания и мелкой моторики, а также овладению микроориентировкой в значительной степени способствует выполнение аппликационных работ, аппликационной и обычной лепки. Для подготовки руки слепого ребенка к чтению и письму по Брайлю, развивают силу и точность движений пальцев рук, формируют контролирующую функцию левой руки, учат детей ориентироваться в микропространстве. Этому способствуют игры и упражнения на составление орнаментов из элементов мозаики. Слепых младших школьников целенаправленно обучают чтению рельефных рисунков. На приборах «Шеститочие» и «Колодка шеститочия» у детей также развивают навыки осязательной чувствительности и умение ориентироваться в микропространстве. В работе по развитию осязания и мелкой моторики руки со слепыми детьми, имеющими тифлопедагог бумагу для аппликаций, пластилин, игрушки, предметы ярких, насыщенных цветов, оказывает детям помощь в их определении, выборе, соотнесении и т.п. Развитие осязания и мелкой моторики сопровождается не только использованием нарушенного или остаточного зрения, но и с обязательным привлечением всех сохранных анализаторов.
Ориентировка в пространстве Несмотря на некоторую специфичность в постановке задач обучения пространственной ориентировке разных категорий школьников с нарушением зрения (абсолютно слепые, слепые с остаточным зрением, слабовидящие, школьники с косоглазием и амблиопией), общей важнейшей задачей является обучение детей полисенсорному восприятию окружающего пространства и расположенных в нем объектов и умению использовать получаемую информацию в практической ориентировке в пространстве. При обучении пространственной ориентировке абсолютно слепых младших школьников важнейшей задачей является формирование у них навыков правильной ходьбы: отработка техники движений и автоматизация приобретенных навыков. Необходимо также научить детей осмысливать и контролировать свои движения. Эффективность овладения пространственной ориентировкой слепыми младшими школьниками обусловлена их умением получать адекватные представления об окружающих их объектах с помощью всех сохранных анализаторов. Поэтому тифлопедагог учит детей выделять все доступные иъ восприятию признаки, свойства, качества объектов, находящихся вокруг них (их форму, величину, особенности строения, их звучание, запахи, температурные характеристики). У детей вырабатывают потребность включать все сохранные анализаторы в процесс ориентировки.
Огромное значение в обучение пространственной ориентировке придается формированию у детей навыков локализации источника звука в пространстве. Именно звук может помочь ребенку определить местоположение объекта в замкнутом или открытом пространстве (в классе, физкультурном зале, на пришкольном участке и т.д.). На занятиях применяют обучение детей пространственной ориентировке с помощью звуковых сигнализаторов (в качестве неподвижно установленных ориентиров и перемещающегося лидирующего ориентира). В обучении используется сочетание дистантного слухового восприятия с контактным осязательным и тактильным; детей учат устанавливать связь между воспринимаемыми осязательно объектами и их звуковой характеристикой. Это дает возможность слепому ребенку выделять звук как сигнальный признак объекта при ориентировке в пространстве. На специальных коррекционных занятиях по ориентировке в пространстве слепых детей учат осязательно обследовать и выделять пространственные признаки окружающих предметов и их расположение в пространстве; учат чтению простейших рельефных схем пространства, карт пути, макетов. Причем, детей учат осязательному обследованию не только руками, но и ногами. Это позволяет им получить представление о том, в каком помещении они находятся, например, по покрытию пола. Обонятельная и температурная чувствительность также играют роль в пространственной ориентировке как компенсаторные факторы при отсутствии зрения. Поэтому тифлопедагог формирует у младших школьников навыки использования этих видов чувствительности в получении представлений о свойствах и качествах объектов, наполняющих пространство вокруг них.
При обучении слепых детей пространственной ориентировке большое внимание уделяется использованию трости, как незаменимого в условиях ориентировки на улице города технического средства. Тифлопедагог учит детей правильно захватывать и удерживать трость, технике безопасности при пользовании тростью; создает специальные условия, в которых ребенок упражняется в обнаружении различных предметов в окружающем пространстве с помощью трости, в их обследовании и узнавании. Важнейшей задачей в обучении пространственной ориентировке слепых младших школьников с остаточным зрением является обучение детей зрительно опознавать окружающие предметы, выделять их характерные признаки, по которым они могут быть узнаны. Особое внимание детей обращается на наиболее информативные признаки предметов, которые могут служить в качестве ориентиров при ориентировке. Тифлопедагог учит детей данной категории комплексно использовать в пространственной ориентировке все анализаторы. Наличие у слепых детей с остаточным зрением подобных умений позволяет им узнавать окружающие объекты не только вблизи, но и на некотором расстоянии. Таким образом расширяются границы свободного ориентирования детей в пространстве. Для облегчения ориентировки и передвижения в пространстве младших школьников с остаточным зрением учат пользоваться телескопическими средствами коррекции (телескопические очки, монокуляры, бинокли и т.д.), с их помощью дети выделяют ориентиры по пути следования, рассматривают объекты, наполняющие пространство. Тифлопедагог упражняет детей в рассматривании с помощью названных приборов различных пособий по ориентировке в пространстве, иллюстративного материала, слайдов и т.д. Как и абсолютно слепых учащихся, детей с остаточным зрением учат ориентироваться в пространстве с помощью трости. Это умение необходимо детям данной категории, так как очень низкое остаточное зрение часто не позволяет им увидеть различные препятствия на пути своего следования, опасные участки пути. Большое значение придается обучению учащихся данной категории умению рационально пользоваться своим остаточным зрением, дополнять получаемую с его помощью информацию о пространстве осязательными, слуховыми, двигательно-тактильными и другими восприятиями. Таким образом у детей формируются более полные представления об окружающем пространстве, успешнее осуществляется практическая ориентировка. В начальных классах школ для слабовидящих и УВК для детей с нарушением зрения огромное значение имеет работа по развитию зрительно-пространственного восприятия у детей. Тифлопедагог учит детей выделять, сравнивать, анализировать и обобщать окружающие предметы по сходству и различию пространственных признаков как с помощью нарушенного зрения, так и других анализаторов. Это позволяет слабовидящим учащимся успешно ориентироваться в макропространстве, т.к. находящиеся в нем предметы и объекты в результате подготовительной работы безошибочно узнаются детьми даже на значительном расстоянии.
При обучении пространственной ориентировке младших школьников с диагнозами косоглазие и амблиопия (функциональное слабовидение) большое значение приобретает развитие стереоскопического зрения. В этом смысле весьма эффективны игры и упражнения, требующие оценки детьми глубины пространства, удаленности предметов и объектов, расстояния между ними. Формирование у учащихся с нарушением зрения начальных классов умений моделировать пространственные отношения, читать схемы пространства, соотносить расположение реальных предметов в пространстве со схемой, а также самостоятельно составлять схемы пространства является важнейшим средством коррекции нарушений зрительно-пространственной ориентировки, (Л.И.Солнцева, Л.И.Плаксина), поэтому обучению детей ориентировке в пространстве с помощью схем отводится значительное место на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога. Приобретенные на специальных коррекционных занятиях представления о пространстве и навыки практической ориентировки отрабатываются на общеобразовательных уроках и во внеурочное время.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|