Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовая пенсия по старости




 

Трудовая пенсия по старости (по возрасту) - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет. Таким образом, общеустановленный пенсионный возраст в России остался прежним, а стажевые требования значительно понижены.

Гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Пенсии выплачиваются также гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы России. Кроме того, Конституция поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т.д. Выход на пенсию - это право, а не обязанность человека.

Страховой стаж определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. К иным периодам, например, относятся: военная служба, уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, время получения пособий по временной нетрудоспособности и безработице и др. Зачет в страховой стаж не страховых периодов (военной службы по призыву и ухода за ребенком) обусловлено возмещением уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета (ст. 1, 11 ФЗ «О трудовых пенсиях»).

Рассматривая институт обязательного пенсионного страхования, как особую форму социальной защиты, необходимо особо подчеркнуть, что он в условиях рыночной экономики является основной формой материального обеспечения пожилых людей.

И личное частное страхование, и личные сбережения, и благотворительность в состоянии охватить лишь весьма ограниченный контингент граждан. Ведь уровень доходов значительной части населения, даже в индустриально развитых странах не позволяет сделать необходимые сбережения на старость, на случай болезни и т.д.

Кроме того, сбережение - как способ защиты человека от материальной необеспеченности при наступлении страхового случая не всегда достигает цели, поскольку индивид не в состоянии точно предвидеть возможное наступление инвалидности, потери кормильца, точно учесть его масштабы и, следовательно, может вообще не накопить никаких средств. Наконец, нельзя не учитывать безответственное отношение отдельных лиц к своему будущему, которые никаких сбережений на старость не делают.

Поэтому вне обязательного пенсионного страхования обеспечить социальную безопасность больших масс пожилых людей невозможно. Функционирование же рыночной экономики воспроизводит социальные и профессиональные риски постоянно и в больших масштабах, обусловливая необходимость защиты не отдельных групп населения, а его основной массы.

Одним из основополагающих условий функционирования рынка является купля и потребление работодателем рабочей силы. Но хотя трудовые отношения между работником и работодателем по поводу использования рабочей силы составляют их стержень, но этим они не исчерпываются. Ведь использование ее в процессе производственной деятельности неизбежно сопровождается различного рода социальными и профессиональными рисками, носящими массовый характер, постоянно воспроизводимыми рыночной экономикой и угрожающими работнику.

А это означает, что в системе трудовых отношений между работником и работодателем имеет место органическое единство отношений как по поводу социального страхования работника, так и по поводу использования его труда в процессе производства. В силу этого, факт найма работника одновременно означает его вступление с работодателем и в отношения социального страхования. В силу такой двусторонности трудовых отношений, социальное страхование приобретает обязательный и всеобщий характер, а работник получает право на обязательное социальное страхование.

Порядок финансирования частей трудовых пенсий и их учет в Пенсионном фонде регламентируются Законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Так, в пункте 3 статьи 9 этого закона отмечено, что финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а в части накопительной части трудовой пенсии по старости, выплачиваемой негосударственными пенсионными фондами, за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах.

Трудовая пенсия по старости состоит из: 1) страховой части; 2) накопительной части.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

СЧ = ПК / Т + Б, где

 

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2 562 рублей в месяц.

Основанием для увеличения базовой части пенсии является:

1. возраст,

2. наличие инвалидности I группы;

.   наличие иждивенцев (одного, двух, трех и более);

.   инвалидность или определенный возраст, а так же наличие иждивенцев.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии. Он должен определяться в порядке, установленном федеральным законом, который к настоящему времени не принят. Однако, как вытекает из вышеуказанного понятия, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости есть разница между юридической предпосылкой - возрастом человека, дающим ему право на пенсию, и средней продолжительностью жизни человека в России (продолжительность жизни как юридический факт нельзя спрогнозировать). «Ожидаемый период выплаты пенсии» не является фактом правонаделительным или какой-либо юридически значимой предпосылкой, а является показателем, рассчитанным на основе данных статистики, который можно принять как субъективный фактор для обоснования чего-либо, а отнесенный на будущее время он не обладает юридическим смыслом.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

НЧ = ПН / Т, где

 

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица,

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета размера накопительной части указанной пенсии.

Анализ пенсионного законодательства позволил сделать вывод о том, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода (пенсионных накоплений).

Накопительная часть трудовой пенсии - относительно новое понятие в пенсионном законодательстве. Накопительная система больше соответствует принципам рыночной экономики, чем распределительная, однако это большой риск для Российской Федерации, особенно в условиях недостаточного развития финансового рынка и рынка ценных бумаг. Прежде чем переходить на накопительную систему, необходимо было выявить все стороны действия этой системы, изучить опыт тех стран, пенсионная система которых построена на накопительных принципах.

Пенсионные взносы граждан поступают в ПФР, который ведет учет пенсионных средств на личных пенсионных счетах граждан. Раз в год, до сентября, ПФР должен рассылать гражданам выписку о состоянии их пенсионных счетов, результатах инвестирования средств пенсионных накоплений и необходимые документы для выбора управляющей компании. Все сведения о результатах инвестирования передаются управляющими компаниями в ПФР, и именно на нем лежит обязанность информирования граждан. Через ПФР будут также осуществляться пенсионные выплаты по накопительной части, порядок осуществления которых пока не определен.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...